Координирование взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя при планировании работы над образовательной областью «Речевое развитие»

Репина Е.В.

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр психолого-педагогической, медицинской

и социальной помощи «Росток», г. Йошкар-Ола

Овладение связной монологической речью одна из главных задач речевого развития дошкольников с отклонениями  в речевом развитии, т.к. они испытывают значительные трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний детей с нарушением речи   характерны следующие особенности:                                 

1.Нарушение связности и последовательности изложении.                               

2.Смысловые пропуски.                                                                                  

3.Выраженная ситуативность и фрагментарность .                                              

4.Низкий уровень употребляемой фразовой речи.                                       

5. Наличие ошибок грамматического строя речи.                                                 

Все указанные отклонения в развитии связной речи самостоятельно не преодолеваются. Поэтому речевое развитие  детей можно обеспечить при условии  организации системы непосредственно-образовательной деятельности по связной речи и тесного взаимодействия в работе логопеда и воспитателя. Следует  перечислить  основные задачи по обучению рассказыванию:

- Учить  лексико-грамматическому оформлению связных высказываний.                 

- Учить выделять  главные  смысловые звенья рассказа.                                                  

- Формировать навык  построения связных монологических высказываний.             

-  Формировать навык планирования развёрнутых высказываний.                               

- Развивать навык  самоконтроля за построением связного высказывания.            

Соблюдение  преемственности при планировании и осуществлении работы по связной речи позволяет  добиться следующих результатов:

-при составлении самостоятельных монологических высказываний дети могут пользоваться чёткой схемой построения сообщения: соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями - фрагментами рассказа, завершённость каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения;                                                                                                          

-дети могут  анализировать собственные высказывания и высказывания своих сверстников;                                                                                                               

-отмечается возросшая речевая активность детей как во время непосредственно-образовательной деятельности, так  и в бытовой , игровой деятельности. Успешное осуществление коррекционно-образовательной работы в условиях коррекционных групп для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, правильное распределение обязанностей между ними, а также совместное   планирование  речевой деятельности. Следует выделить  четыре основных направления, которые нами используются при  координировании деятельности  над образовательной областью «Речевое развитие»:                                                                              

- Работа  над изучаемой  лексической темой (в соответствии с программой обучения и воспитания) с определением словарного минимума, который дети должны усвоить и затем отразить в связной речи. Уточнение с воспитателями, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.                                                                            

- Определение последовательности непосредственно - образовательной деятельности (вид занятия, в какой   последовательности) и коррекционных задач обучения (совместное обсуждение задач, которые ставит логопед на своём занятии по связной речи и  задачи воспитателя, которые он планирует осуществить  на своих занятиях).

- Согласование содержания работы по организации непосредственно - образовательной деятельности и методы закрепления полученных навыков. Таким образом, согласуя свою работу, мы можем исключить возможность  дублирования коррекционного материала, обеспечить необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях. В зависимости от характера материала, степени сложности, вида занятия по обучению рассказыванию  коррекционную работу с детьми начинает то логопед, то воспитатель. Резкую границу в их деятельности провести нельзя. Предварительную работу к занятиям логопеда чаще всего проводит воспитатель. Работа по закреплению знаний  ведётся совместно логопедом, воспитателями, родителями детей. На своих занятиях воспитатель закрепляет навыки, полученные детьми в процессе обучения связной речи (словарная работа, закрепление правильного употребления синтаксических конструкций).                                                                                                             

- Учёт  уровня речевого развития детей в соответствии с возрастными и актуальными возможностями,  периодом обучения. Данные направления деятельности успешно реализуются посредством совместного планирования речевой работы по связной речи. В процессе подготовки совместного планирования учитывалась  преемственность между занятиями логопеда и воспитателя по обучению рассказыванию, так же усложнение речевой нагрузки  в каждом виде обучения рассказыванию по периодам и годам обучения, разнообразие всех видов занятий, связь занятия по связной речи с лексической темой. Следует отметить, что координированное планирование не может быть стандартизировано  т.к. много зависит от конкретного состава группы, от набора картин, текстового материала в каждой группе, поэтому система планирования должна быть динамичной, вариативной, легко трансформируемой в зависимости от конкретных условий. В основе совместного планирования учителя-логопеда и воспитателя лежат  принципы обучения связной речи:

1) Построение работы  на диагностической основе; 

2) Дифференцированный и индивидуальный подход;

3) Принцип системности;

4) Принцип развивающего обучения;

5) Принцип концентричности;

6) Принцип коммуникативного подхода.                        

Нами  определены факторы  успешности координированного планирования  работы  над образовательной областью «Речевое развитие»:              

1. Преемственность в работе логопеда и воспитателя (на основе идеи педагогического сотрудничества). Она  предполагает обсуждение тем ближайших занятий и плана их проведения с учётом уровня речевого развития детей. Исключает  возможность дублирования коррекционного материала.         

2. Усложнение материала (в каждом виде обучения рассказыванию  по периодам и годам обучения, в разнообразии всех видов занятий).                      

3. Концентрированное изучение (все занятия и мероприятия способствуют максимальному усвоению запланированной лексической темы) темы с элементами «блочного планирования». Блочное планирование позволяет систематизировать знания детей, формировать системный подход к окружающему миру.                                                                                               

4. Соблюдение единых организационных и методических требований при проведении непосредственно - образовательной деятельности. В процессе совместной работы нами выведен алгоритм построения непосредственно - образовательной деятельности по развитию  связной речи:        

-  Основные  этапы:   организационный момент,  объявление цели, работа над текстом, разбор по вопросам, словарная работа, подбор вариантов ответов, динамическая пауза, рассказывание детьми, итог, оценка деятельности детей, рефлексия.                                                                                                                  

- Включение игр на развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления. 

- Постепенное усложнение речевого материала в ходе непосредственно

- образовательной деятельности (отдельные слова - фразы - рассказ или трёхсловная (четырёхсловная) фраза)                                                                         

- Постепенная активизация детей, особенно из «слабой» подгруппы ( на уровне фразовых ответов, а не рассказывания).                                                                                  

- Исключение отрицательных оценок деятельности детей. Акцент на их успехах и достижениях.                                                                                                               

-Тщательный подбор наглядного материала (размер, эстетичность, доступность, без лишних деталей).                                                                                                           

- Определённая последовательность в опросе (вначале  опрашиваются  дети с более высоким уровнем развития связной речи, затем со средним уровнем).           

- Перенесение отработки связного рассказывания с детьми с низким уровнем развития речи  на индивидуальные логопедические  занятия, в индивидуальную работу, планируемую воспитателем.                                                                       

- Знание индивидуальных особенностей детей, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменение условий общения.                                                                                                                

Таким образом, при осуществлении преемственности между логопедом и   воспитателем,   при правильном и чётком распределении задач каждого из участников  образовательного процесса, при соблюдении единства требований, предъявляемых к детям, возможно успешное устранение проблем в развитии речи, формирование личностной готовности детей к школьному обучению, социализация и адаптация  их в обществе.

 

 Библиография:

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: формирование  грамматического строя речи.-2-е изд., - М.:2005

2.Глухов В.П.Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи,- М.: 2006.    

3.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической   работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций", С-ПБ.: "Детство- Пресс", 2000 .                                                                 

4.Кирьянова Р.А. Новые подходы к организации и содержанию логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении// Логопед в детском саду-2005-№1-с.6-20                                   

5.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для  детей с нарушениями речи/Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши- М.: Секачев В.Ю.. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. - 128 с.    

6.Примерная  адаптированная  программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи ( общим недоразвитием речи) с 3-7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор-Н.В.Нищева:Санкт-Петербург,2014                                                                                    

7.Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2012
8.Ромусик М.Н., Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.//Логопед в детском саду.-2006.-№1-с.39-42                                                                                                 

9.Ткаченко Т.А., Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками.-М.:2003.                                                     

10.Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно» О.С.Гомзяк, 2007   11.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи-М: Просвещение, 2009.