Особенности социальной компетентности учащихся в соотношении с семейными мифами и ценностями

Рыцарева Татьяна Васильевна, аспирант
(ФГБУН «Институт психологии Российской академии наук», Российская Федерация, г. Москва).

 

В вопросах сопровождения таких субъектов образования как учащиеся значительную роль занимает понимание особенностей социальной компетентности. Известно, что родительская семья оказывает определяющее влияние на становление личности ребенка. Зарубежными и отечественными учеными проведено много исследований, направленных на изучение механизмов формирования детской личности в аспекте семьи [1,2,3,5,6,8,9,10]. В основе внимания исследователей, как правило, лежит познание причин уже сформировавшегося симптоматического поведения ребенка (семейное неблагополучие, педагогическая запущенность и т.д.). Тем не менее, исследований, отвечающих на вопрос: «Почему симптоматическое поведение ребенка приняло именно такую форму, а не другую?", почти не было найдено. Наблюдая за работой опытных терапевтов, можно заметить, что они с легкостью, полагаясь на опыт, делают заключения о том, почему симптоматическое поведение проявилось именно в наблюдаемой форме.

Данное исследование направлено на расширение знаний, необходимых родителям и педагогам, в область ответственности которых входит воспитание ребенка и создание условий для его развития, в том числе психологического.

Объектом исследования стали семьи, обратившиеся за помощью к психологу по поводу нарушенного поведения подростка (трудности в социальной адаптации).

Предмет исследования: семейные мифы и ценностные ориентации семьи как факторы, определяющие форму симптоматического поведения подростка в семейной системе.

Целью нашего исследования является выявление, изучение и анализ семейных мифов, ценностных ориентаций семьи как факторов, определяющих форму симптоматического поведения подростка в семье.

Общая гипотеза исследования строится на предположении, что форма симптомотического поведения подростка соотносится с такими факторами как: 1) ценностные ориентации семьи; 2) семейные мифы.

  • Семейные мифы и ценностные ориентации семьи соотносятся с формой симптоматического поведения подростка;
  • Одним из основных критериев формирования формы симптома является трансляция родителей о значимости какой-либо ценности семьи и требований к ребенку её достижения.

Описание выборки

         В выборку вошли 30 учащихся, родители которых обратились на консультацию в психологический центр. Длительность психологической работы с семьями колеблется от 3 до 7 месяцев. В терапевтическом процессе была применена семейная системная терапия, которая в качестве инструмента используют метод геносоциограммы. Были использованы: боуэновский подход, а также структурная терапия. Средний возраст детей экспериментальной группы – 13,1, что соответствует периоду подросткового возраста. Также средний возраст матерей подростков – 36,3, а отцов – 39,2 лет. Некоторые из родителей испытуемых не указали свой возраст.

               Семьи по критерию симптоматического поведения были поделены на 3 группы: 1) жалобы на неуспеваемость в школе; 2) жалобы на непослушание; 3) жалобы на плохое поведение (нарушение социальных норм). В каждой группе  - десять семей.

Методика

  • Эмпирические задачи:
  • Сравнение и анализ результатов, полученных в 3 группы, разделенных по критерию симптоматического поведения подростка (запроса).

Метод геносоциограммы был разработан Анри Колломбом в 1977 году. Геносоциограмма является комментированным представлением генеалогического древа (генограммы) и представляет изображенную графически родословную и информацией о членах трех или более поколений: фамилии, имена, даты рождения, браки, разводы, болезни, смерти, т.д. При помощи геносоциограммы  определялись семейные мифы семьи, которые выявляются через паттерн функционирования. Семейные мифы – свод негласных семейных правил, ценностей (идеология семьи). Выявление семейных мифов позволило определить те ценности, которые передавались из поколение в поколение. Геносоциограммы собирались во время психотерапевтической работы с семьей и были представлены в 3-4 поколениях.

Методика исследования ценностных ориентаций (Ш. Шварц) представляет собой тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека.  Эта методика была взята за основу с целью выявить систему ценностных ориентаций личности и семьи в целом.

Обработка данных стенограмм психологических консультаций проводилась при помощи контент-анализа, который представляет собой формализованный метод изучения текстовой информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработки. Контент-анализ включает в себя выделение смысловых единиц текста и единиц счета, процедуру подсчета данных.

Результаты

Ценности были объединены  в группы (типы) согласно теории Шварца: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, доброта, традиция конформность, безопасность. По каждому из 10 типов высчитывался средний бал на личностном уровне ценностей и на уровне поведения. Далее типы ценностей ранжировались от наиболее значимых к менее значимым. Итого, на данном этапе обработки была получена структура ценностей каждого испытуемого на личностном уровне. Обработав полученные результаты с помощью метода ранговой корреляции Спирмена, были получены общие иерархии ценностей для каждой семьи и трех групп в целом.

В первой группе наивысшими ценностями являются достижения (личный успех в соответствии с социальными стандартами), самостоятельность (мысли и действия), а также власть (социальный статус) и доброта (сохранение и повышение благополучия близких людей). Во второй группе на первом месте стоят ценности традиций, то есть уважения и ответственность за идеи и обычаи. Также значимы: власть, доброта и гедонизм. Наиболее важными для третьей группы оказались ценности традиций (как и во второй группе), универсализма и власти.

Был проведен анализ соответствия ценностных ориентаций внутри семьи. Из 30 семей взаимосвязь ценностных ориентаций на личностном уровне, то есть уровне убеждений, наблюдается между мамой и ребёнком в 22 случаях, между папой и ребёнком в 8, между женой и мужем в 17 случаях. Зависимость системы ценностей между ребёнком и обоими родителями зафиксирована в 13 случаях. Стоит заметить, что нет ни одной семьи, где бы у ребенка не было взаимосвязи (схожести) с ценностными ориентациями хотя бы одного из родителей. Если ценностные ориентации у родителей и детей схожи, мы можем предполагать их межпоколенную передачу и трансляцию ценностей.

     Во время консультативной работы с каждой семьей создавался отчет, включавший в себя запрос семьи, генограмму, историю семьи, гипотезы и цели работы. Полученные в ходе психологической работы стенограммы были подвернуты процедуре контент-анализа с целью выявления семейных мифов. Анализ проводился в каждой из групп.

Семейные легенды (мифы) представляют собой совокупность, убеждений, разделяемых всеми членами семьи. Эти убеждения касаются их взаимоотношений и обычно не подвергаются сомнениям со стороны тех, кто в них вовлечен, несмотря на наличие искажений, которые они могут в себе содержать. С позиции системного подхода семейные мифы рассматриваются как элемент семейной структуры, который наряду с семейными правилами, семейными ролями, семейными ритуалами и семейными тайнами регламентируют поведение членов семьи, задают норму семейного поведения [2, c. 22].

Пользуясь определениями разных авторов, были выведены критерии, по которым определялся семейный миф, они представлены в таблице 1.

Таблица 1 «Критерии определения семейных мифов»

Мифы

Критерии

Мы-люди

Высказывания о ценности развития и совершенствования себя, о ценности образования и карьерного роста. Высказывания с общим смыслом о том, что для того, чтобы стать кем-то, надо много учиться.

Мы-герои

Рассказы и истории о том, как люди боролись и преодолевали трудности, добиваясь высоких результатов.

Мы-дружная

семья

Характеристики собственной семьи как бесконфликтной, высказывания о большой ценности мира в семье. Фразы с общим смыслом, что нужно держаться вместе.

Был проведен частотный анализ встречаемости высказываний в каждой их трех групп.

В первой группе миф «Мы – люди» выявлен в 9 семей из 10, и в 1 семье определен миф «Мы –герои». Этот миф (Мы-люди) особенно ярко проявляется в тех семьях, где есть высокая ценность образования, созидательного труда. Идея мифа состоит в том, что человеческое существо должно совершать в течение всей жизни определенные действия для того, чтобы подтверждать свое специфическое человеческое качество [2, с.23]. Во второй группе (симптом – непослушание) выявлено: в 6 семьях миф «мы-дружная семья»,  в 3 семьях миф «мы-люди», в одной – «мы-герои». «Мы-дружная семья» - это миф широко распространен в российской культурной среде. В дружной семье не может быть открытых конфликтов, и уж тем более при детях. Сор из избы не выносится никогда. Принято чувствовать только любовь, нежность, умиление, жалость и благодарность. Остальные чувства - обида, гнев, разочарование и прочее - игнорируются или вытесняются.

В третьей группе представлены мифы «Мы-люди» - 6 семей, «Мы-герои» - 4 семьи. Как правило, в семьях героев хранятся рассказы о героических поступках предков: там встречаются старые большевики, партизаны, люди, пережившие голод, подвергавшиеся репрессиям, вырастившие детей в тяжелых условиях и т.п., иначе говоря, люди, преодолевшие серьезные препятствия и добившиеся результатов. Миф о героях задает определенный стандарт чувствования и миропонимания. В семье "героев" часто встречаются хронические не леченые заболевания - "герои" не ходят по врачам. В их жизни много трудностей и проблем. У "героев" всегда высокий стандарт достижений, они принципиальные и непримиримые люди [4, с. 5-14]. В обоих мифах этой группы важно соответствие семейным нормам и представлениям. Похоже, именно поэтому такие мифы характерны для третьей группы, в которой симптоматическое поведение – нарушение социальных норм. Полученные результаты свидетельствуют о том, что симптоматическое поведение ребенка лежит в области семейного мифа, то есть наивысших семейных ценностей.

Заключение

Из результатов исследования видно, что для первой группы семей  характерны такие ценности как достижения и самостоятельность, а также миф «Мы-люди», главная идея которого в развитии. Симптом – школьная неуспеваемость входит в ценностную сферу семей из первой группы.

 Второй группе с симптомом «непослушание» характерны ценности традиций и обычаев, власть и социальный статус, а также миф «Мы-дружная семья». Симптом «непослушание» противоречит принятым ценностям в семьях второй группы.

Для третьей группы (симптом плохое поведение-нарушение социальных норм)  наиболее важны ценности традиций, власти и универсализма, а также мифы «Мы-люди» и «Мы-герои». То есть ценности в этой группе в достижении, образовании, традициях. Плохое поведение как симптом затрагивает все сферы ценностных ориентаций семей третьей группы. Данные методик подтверждают друг друга.

Помимо этого, в представленных семьях присутствует высокая степень трансляции родителями значимости какой-либо ценности семьи и требований к ребенку её достижения. Это позволяет делать вывод, что чем больше родители транслируют значимость какой-либо ценности, тем вероятнее, что симптоматическое поведение ребенка будет лежать в этой области (влияние проекции родителей).  Гипотеза подтверждена. Дальнейшее исследование может быть направлено на расширение выборки, рассмотрение запросов другого характера и неохваченных семейных мифов.

 

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Заглавие: Социальная психология: Учеб. для вузов.: Москва: Аспект Пресс, 2000.
  2. Введение в системную семейную терапию. Изд-ва Речь, 2001.
  3. Варга А.Я. Семейные мифы в практике системной семейной психотерапии // Журнал практического психолога № 1-2, М.: 2001.
  4. Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Журнал практического психолога № 2, М.: 2009.
  5. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984.
  6. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. М.: «Когито-Центр», 2005.
  7. Черников А.В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. Изд-во «Класс», М.: 2005.
  8. Шутценбергер А.А. Синдром предков. Изд-во «Психотерапия» М.: 2007.
  9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Изд-во «Питер», 2003.
  10. Bowen, M. (1978). Family Therapy in Clinical Practice. New York: Jason Aronson.
  11. Selvini Palazzoli M., Boscolo L., Cecchin G., Pratta G., Paradox and counterparadox. – NY:  Jason Aranson, 1978.