Двоеглазова М.Ю., к.псх.н.
ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный
гуманитарный университет»
Российская Федерация, г. Мурманск
Одним из приоритетных направлений в развитии высшего педагогического образования является внедрение идей компетентностного подхода направленного на формирование у выпускников профессиональных умений, обеспечивающих эффективное решение педагогом различных задач образования подрастающего поколения. Личностная рефлексия является одной из приоритетных компетенций, востребованных в педагогической деятельности, поскольку выступает в качестве механизма становления и совершенствования профессионализма [3].
В процессе реализации личностной рефлексии обеспечивается осуществление таких функций сознания как: во-первых, дифференциация человеком себя от окружающей действительности; во-вторых, обобщенное и целенаправленное отражение внутреннего мира личности; в-третьих, интеграция новых сведений о собственных индивидуальных особенностях с имеющимися сведениями и представлениями; в-четвертых, предварительное мыслительное построение действий с прогнозом их последствий; в-пятых, самоконтроль и саморегуляция поведения личности.
Педагогическая деятельность, будучи сложной, иерархически организованной деятельностью, предъявляет к педагогу особые требования [1]. С одной стороны педагог выступая в качестве организатора и руководителя педагогического процесса, создает образовательное пространство, определяющее усвоение учащимися накопленного обществом социокультурного опыта, присвоение которого обуславливает интеллектуальное и личностное совершенствование обучающихся. С другой стороны, посредством личностной рефлексии сознание педагога направляется на познание и понимание инициированной им образовательной ситуации и себя в ней с последующим выстраиванием своего поведения в соответствии с характером педагогической деятельности. Личностная рефлексия обеспечивает выход субъекта в надситуативную позицию, определяющую объективный анализ человеком своего поведения и его последствий, а также последующее построение наиболее адекватных моделей действий, учитывающих как собственные ценности и цели деятельности, так и цели иных участников педагогического процесса.
Зачастую в педагогической деятельности возникают непредвиденные ситуации, к своевременному нестандартному разрешению которых должна быть готова личность. Психологическая готовность к устранению нетривиальных обстоятельств обуславливается, в том числе и, хорошей информированностью личности об имеющихся в ее арсенале ресурсах, являющейся результатом эффективного функционирования личностной рефлексии. Личностная рефлексия позволяет, представив мысленно произошедшее и осознав все нюансы, трансформировать отношение в себе и к своей профессиональной деятельности.
Таким образом, личностная рефлексия направлена на самопознание и самопонимание педагогом себя как субъекта педагогической деятельности и педагогической ситуации; ценностей, которыми он руководствуется в жизни и профессиональной деятельности, оценку степени адекватности своих действий в профессионально значимых ситуациях.
Механизм осуществления рефлексивного акта, являясь общим для всех видов деятельности, в условиях педагогического процесса также представляет собой остановку предметной деятельности, мысленный возврат к совершенной деятельности, осознание ситуации, и через ее анализ, нахождение личностной проблемы, выработку стратегии ее преодоления и (или) последующего поведения, оценку её реализации [2].
Рассматривая остановку сознания как начальный момент рефлексивного действия, следует охарактеризовать факторы, запускающие рефлексивные процессы в педагогической деятельности. Одним из факторов можно является готовность и умение педагога видеть малейшие изменения в окружающей действительности, делать их предметом рефлексии. Инициация личностной рефлексии также может осуществляться под влиянием неудачи, проблемы, противоречия между желаемым и необходимым, желаемым и возможным, ожидаемым и реальным, возможным и отношением окружающих, создающими внутренний дискомфорт, неудовлетворенность собой, размышления о взаимоотношениях с окружающими и их изменение.
Таким образом, личностная рефлексия – это не только знание или понимание педагогом самого себя, но и объективное представление о том, насколько другие знают и как понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
Признаками развитой личностной рефлексии выступают: осознание особенностей своей личности; осознание смыслов, ценностей, установок определяющих процесс и результат собственной педагогической деятельности; позитивное принятие прошлого и ориентация в настоящем и будущем; способность самостоятельно изменять неблагоприятный ход событий; умение находить оптимальные выходы из затруднительных ситуаций; активно и позитивно воздействовать на окружающих.
Педагогическими (внешними) условиями, определяющими развитие рефлексии, в том числе и личностной: во-первых, специально организованная рефлексивная деятельность педагога; во-вторых, наличие рефлексивной среды способствующей возникновению у личности потребности в рефлексии; в-третьих, активизация межсубъектных отношений между участниками рефлексивной деятельности; в-четвертых, разработка программ развития рефлексии личности, процесса и результатов профессиональной деятельности [4].
В нашем исследовании было установлено, что к внутренним условиям, определяющими активизацию и совершенствование личностной рефлексии относятся: стремление личности к самопознанию, самопониманию и познанию, пониманию окружающего мира; анализу собственного поведения, проявляющегося в различных ситуациях; самостоятельность и независимость от внешних обстоятельств; умение прогнозировать последствия своих поступков [3].
Соответственно создание основ для осуществления условий становления личностной рефлексии, как у студентов педагогических вузов, так и у работающих специалистов будет определять развитие их профессионализма деятельности и личности.
Литература