Репина Е.В.
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр психолого-педагогической, медицинской
и социальной помощи «Росток», г. Йошкар-Ола
Овладение связной монологической речью одна из главных задач речевого развития дошкольников с отклонениями в речевом развитии, т.к. они испытывают значительные трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний детей с нарушением речи характерны следующие особенности:
1.Нарушение связности и последовательности изложении.
2.Смысловые пропуски.
3.Выраженная ситуативность и фрагментарность .
4.Низкий уровень употребляемой фразовой речи.
5. Наличие ошибок грамматического строя речи.
Все указанные отклонения в развитии связной речи самостоятельно не преодолеваются. Поэтому речевое развитие детей можно обеспечить при условии организации системы непосредственно-образовательной деятельности по связной речи и тесного взаимодействия в работе логопеда и воспитателя. Следует перечислить основные задачи по обучению рассказыванию:
- Учить лексико-грамматическому оформлению связных высказываний.
- Учить выделять главные смысловые звенья рассказа.
- Формировать навык построения связных монологических высказываний.
- Формировать навык планирования развёрнутых высказываний.
- Развивать навык самоконтроля за построением связного высказывания.
Соблюдение преемственности при планировании и осуществлении работы по связной речи позволяет добиться следующих результатов:
-при составлении самостоятельных монологических высказываний дети могут пользоваться чёткой схемой построения сообщения: соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями - фрагментами рассказа, завершённость каждого фрагмента, соответствие его теме сообщения;
-дети могут анализировать собственные высказывания и высказывания своих сверстников;
-отмечается возросшая речевая активность детей как во время непосредственно-образовательной деятельности, так и в бытовой , игровой деятельности. Успешное осуществление коррекционно-образовательной работы в условиях коррекционных групп для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, правильное распределение обязанностей между ними, а также совместное планирование речевой деятельности. Следует выделить четыре основных направления, которые нами используются при координировании деятельности над образовательной областью «Речевое развитие»:
- Работа над изучаемой лексической темой (в соответствии с программой обучения и воспитания) с определением словарного минимума, который дети должны усвоить и затем отразить в связной речи. Уточнение с воспитателями, какие типы предложений должны преобладать в речи детей в соответствующий период обучения.
- Определение последовательности непосредственно - образовательной деятельности (вид занятия, в какой последовательности) и коррекционных задач обучения (совместное обсуждение задач, которые ставит логопед на своём занятии по связной речи и задачи воспитателя, которые он планирует осуществить на своих занятиях).
- Согласование содержания работы по организации непосредственно - образовательной деятельности и методы закрепления полученных навыков. Таким образом, согласуя свою работу, мы можем исключить возможность дублирования коррекционного материала, обеспечить необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях. В зависимости от характера материала, степени сложности, вида занятия по обучению рассказыванию коррекционную работу с детьми начинает то логопед, то воспитатель. Резкую границу в их деятельности провести нельзя. Предварительную работу к занятиям логопеда чаще всего проводит воспитатель. Работа по закреплению знаний ведётся совместно логопедом, воспитателями, родителями детей. На своих занятиях воспитатель закрепляет навыки, полученные детьми в процессе обучения связной речи (словарная работа, закрепление правильного употребления синтаксических конструкций).
- Учёт уровня речевого развития детей в соответствии с возрастными и актуальными возможностями, периодом обучения. Данные направления деятельности успешно реализуются посредством совместного планирования речевой работы по связной речи. В процессе подготовки совместного планирования учитывалась преемственность между занятиями логопеда и воспитателя по обучению рассказыванию, так же усложнение речевой нагрузки в каждом виде обучения рассказыванию по периодам и годам обучения, разнообразие всех видов занятий, связь занятия по связной речи с лексической темой. Следует отметить, что координированное планирование не может быть стандартизировано т.к. много зависит от конкретного состава группы, от набора картин, текстового материала в каждой группе, поэтому система планирования должна быть динамичной, вариативной, легко трансформируемой в зависимости от конкретных условий. В основе совместного планирования учителя-логопеда и воспитателя лежат принципы обучения связной речи:
1) Построение работы на диагностической основе;
2) Дифференцированный и индивидуальный подход;
3) Принцип системности;
4) Принцип развивающего обучения;
5) Принцип концентричности;
6) Принцип коммуникативного подхода.
Нами определены факторы успешности координированного планирования работы над образовательной областью «Речевое развитие»:
1. Преемственность в работе логопеда и воспитателя (на основе идеи педагогического сотрудничества). Она предполагает обсуждение тем ближайших занятий и плана их проведения с учётом уровня речевого развития детей. Исключает возможность дублирования коррекционного материала.
2. Усложнение материала (в каждом виде обучения рассказыванию по периодам и годам обучения, в разнообразии всех видов занятий).
3. Концентрированное изучение (все занятия и мероприятия способствуют максимальному усвоению запланированной лексической темы) темы с элементами «блочного планирования». Блочное планирование позволяет систематизировать знания детей, формировать системный подход к окружающему миру.
4. Соблюдение единых организационных и методических требований при проведении непосредственно - образовательной деятельности. В процессе совместной работы нами выведен алгоритм построения непосредственно - образовательной деятельности по развитию связной речи:
- Основные этапы: организационный момент, объявление цели, работа над текстом, разбор по вопросам, словарная работа, подбор вариантов ответов, динамическая пауза, рассказывание детьми, итог, оценка деятельности детей, рефлексия.
- Включение игр на развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления.
- Постепенное усложнение речевого материала в ходе непосредственно
- образовательной деятельности (отдельные слова - фразы - рассказ или трёхсловная (четырёхсловная) фраза)
- Постепенная активизация детей, особенно из «слабой» подгруппы ( на уровне фразовых ответов, а не рассказывания).
- Исключение отрицательных оценок деятельности детей. Акцент на их успехах и достижениях.
-Тщательный подбор наглядного материала (размер, эстетичность, доступность, без лишних деталей).
- Определённая последовательность в опросе (вначале опрашиваются дети с более высоким уровнем развития связной речи, затем со средним уровнем).
- Перенесение отработки связного рассказывания с детьми с низким уровнем развития речи на индивидуальные логопедические занятия, в индивидуальную работу, планируемую воспитателем.
- Знание индивидуальных особенностей детей, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменение условий общения.
Таким образом, при осуществлении преемственности между логопедом и воспитателем, при правильном и чётком распределении задач каждого из участников образовательного процесса, при соблюдении единства требований, предъявляемых к детям, возможно успешное устранение проблем в развитии речи, формирование личностной готовности детей к школьному обучению, социализация и адаптация их в обществе.
Библиография:
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: формирование грамматического строя речи.-2-е изд., - М.:2005
2.Глухов В.П.Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи,- М.: 2006.
3.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций", С-ПБ.: "Детство- Пресс", 2000 .
4.Кирьянова Р.А. Новые подходы к организации и содержанию логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении// Логопед в детском саду-2005-№1-с.6-20
5.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи/Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши- М.: Секачев В.Ю.. ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. - 128 с.
6.Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи ( общим недоразвитием речи) с 3-7 лет Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. Автор-Н.В.Нищева:Санкт-Петербург,2014
7.Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, 2012
8.Ромусик М.Н., Комплексный подход в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.//Логопед в детском саду.-2006.-№1-с.39-42
9.Ткаченко Т.А., Формирование лексико-грамматических представлений. Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками.-М.:2003.
10.Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» «Говорим правильно» О.С.Гомзяк, 2007 11.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи-М: Просвещение, 2009.