Сильченко И.В.
Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины
Беларусь, г. Гомель
Республика Беларусь вступила в ХХI с одной из наиболее эффективных на постсоветском пространстве системой защиты прав и законных интересов детей, в том числе попавших в социально опасное положение и вступивших в конфликт с законом. Начиная с середины 90-х годов, ведется последовательная работа по совершенствованию законодательства в отношении несовершеннолетних, реализуется ряд долгосрочных государственных программ, направленных на улучшение социального положения детей и семьи, предупреждения правонарушений среди детей и подростков. Принятые меры принесли необходимые результаты. За последние годы преступность несовершеннолетних в стране значительно снизилась, тем не менее проблема остается.
Эффективное решение данной проблемы определяется знанием механизмов функционирования, условий и закономерностей формирования девиаций, что позволит уже на ранних стадиях выявить признаки детского неблагополучия и оказать комплексную помощь по выведению их из социально опасного положения.
Существует множество классификаций причин отклоняющегося от норм поведения, представители различных психологических школ и направлений по-разному подходят к проблемам определения и причинам возникновения отклонений в поведении. Одной из основных психологического причин девиантного поведения подростков многие исследователи называют неадекватную Я – концепцию подростков. Согласно Ф. Райсу, подростки, которые становятся правонарушителями, отличаются низкой самооценкой и негативным представлением о себе [1, с. 565]. Г. Кэплан выявил статистически значимую связь пониженного самоуважения у юношей практически со всеми видами девиантного поведения. Подростки с низким самоуважением чувствуют себя неудачниками, их негативное самовосприятие складывается из трех различных, но взаимосвязанных видов опыта. Во-первых, они считают, что не имеют личностно-ценных качеств или не могут совершить личностно-ценные действия и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия. Во-вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно, или относятся отрицательно. В-третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психологической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта. Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения. И.С. Кон полагает, что чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемым требованиям ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжения мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Выбирается, как правило, второе. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становятся все более антинормативными, толкая его все дальше по пути девиации [2, с. 252-253]. В.Т. Кондрашенко также указывает на тесную взаимосвязь между Я-концепцией подростков и девиантным поведением, которое, по его мнению, является способом компенсации неадекватной Я-концепции юных правонарушителей [3, с.24].
Среди причин социально-психологического характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается подросток. Особое значение придается семье. Недостаточная родительская поддержка может вызвать низкую самооценку, импульсивные поступки, слабую социальную адаптацию, антиобщественное поведение [4, с. 87]. Самооценка подростка в неблагоприятной семейной ситуации характеризуется ригидностью: сформировавшись в детстве под влиянием отвержения со стороны окружающих, она начинает оказывать существенное влияние на его поведение в последующие годы. Возникающее несоответствие между реальным опытом и «Я - концепцией» приводит к дезорганизации личности, к фрустрационному состоянию: подросток ощущает неудовлетворенность, эмоциональное неблагополучие, он несчастен, одинок, непонят, обижен. В результате он начинает со все большей враждебностью относиться к среде, которая пренебрегла им, и тяготеть к таким же «отверженным» делинквентным сверстникам, у которых находит, наконец, признание и одобрение своего отклоняющегося поведения [5, с. 13].
Немаловажной социально-психологической особенностью, отличающей девиантных подростков от их сверстников, выступает приобщение к неформальным группам асоциального и антисоциального характера. Важнейшая причина этого – их неблагоприятное положение в учебной группе, т.к. значимые для них другие не относятся к ним положительно. Психологические особенности возраста таковы, что подросток не может находиться в изоляции и ищет группу, в которой он был бы равным. Развиваясь в социально неблагополучной среде, он усваивает ее нормы и ценности, даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они – наиболее правильные, поскольку опыт жизни в иной социальной среде у него неудачен.
Краткий обзор причин, проливающих свет на детерминацию девиантного поведения, показывает, что не существует линейной зависимости между девиантными действиями и каким-либо конкретным фактором. Как правило, отклоняющееся поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов –условий и психологических причин [6, с. 73].
Целью нашего исследования было выявление социально-психологических особенностей девиантных подростков. В эмпирическом исследовании приняли участие 120 учащихся Гомельского государственного профессионального лицея машиностроения в возрасте 15-16 лет. Испытуемые были разделены на 2 группы. В первую группу вошли подростки, состоящие на учете в училище и Инспекции по делам несовершеннолетних – 60 человек; во вторую группу – учащиеся без отклонений в поведении.
Особенности самоотношения выявлялись с помощью методики исследования самоотношения (С.Р. Пантелеев, 1989), информация о структуре межличностных отношений была получена с помощью социометрического теста. Для определения стилевых особенностей семейного воспитания нами была использована методика «Родителей оценивают дети» (И.А. Фурманов, А.А.Аладьин, 1999).
Анализ самоотношения девиантных подростков (I группа) позволяет охарактеризовать их как внутренне закрытых, с трудом либо вовсе не допускающих в сознание негативные особенности своей личности и поведения. Они отличаются отсутствием навыков рефлексии, внутренней честности, некоторой неудовлетворенностью собой, но она не доходит до пределов негативного отношения к себе. Недостаточная уверенность в себе маскируется внешним самодовольством, самопринятием, дружеским отношением к себе. Эти учащиеся характеризуются низкой саморегуляцией, слаборазвитым чувством вины, чрезмерно низким уровенем саморуководства и самообвинения.
Отличительными особенностями самоотношения подростков II группы выступают: адекватное саморуководство, они способны управлять собой, считают себя причастным к своим успехам и неудачам, сами планируют свои жизненные цели, уважают себя как личность. Все это сопровождается общим адекватным отношением к себе, стремлением соответствовать идеальному представлению о себе (средний уровень по шкале «самопривязанность»). Это позитивный момент для развития и совершенствования личности.
Анализ результатов исследования межличностных отношений в учебных группах показал, что учащиеся без отклонений в поведении (75%) занимают благоприятное положение в социометрической структуре группы: 20 % получили статус «звезды», 45% – статус «предпочитаемых», 35 % – «пренебрегаемых».
Среди девиантных подростков 90% занимают неблагоприятное положение в системе личных взаимоотношений, причем 75% из них получили статус «изолированных». Это свидетельствует о том, что данные подростки находятся в эмоционально – психологической изоляции в учебных группах. Они не отвечают требованиям учебного коллектива, склонны проявлять аффективно-защитные реакции (грубость, озлобленность) или уходить из ситуации общения. Они ограничены в контактах, общаются в лишь с себе подобными. В беседе с данной категорией подростков выяснилось, что 35% из них относятся к членам своей группы отрицательно, остальные – безразлично. К причинам неблагополучного положения исследуемых подростков можно отнести их недисциплинированность (драки, хулиганство в лицее), грубость. Они часто прогуливают занятия, не интересуются учебой, часто конфликтуют с преподавателями, мастерами и учащимися. Они постоянно недовольны чем - либо, не умеют общаться, их интересы выходят за рамки лицея (уличные компании).
Исследование стилей семейного воспитания показало, что в 60% семей девиантных подростков присутствует факт безнадзорности (гипопротекция), в 40% семей – игнорирование потребностей ребенка, прежде всего в общении, любви и внимании. Аутсайдерство – это то общее, что сближает подростков и притягивает друг к другу. Это социально-психологическая действительность, которая питает образование неформальных групп с антиобщественной ориентацией, а ограниченные возможности удовлетворения потребностей и реализации интересов ускоряют превращение субъективной готовности к выбору противоправных способов протеста и самореализации в объективную реальность. Доминирующий мотив вхождения в неформальную группу – боязнь остаться в изоляции, потребность в понимании, равноправии, авторитете, нужности («там я впервые почувствовал себя равным, там я нужен...»). Такие подростки сильно привязаны к сверстникам, находятся под их влиянием, имеют друзей с подобными отклонениями. На вопросы анкеты о том, есть ли среди их окружения люди, которые систематически употребляют алкогольные напитки, 70% учащихся с отклоняющимся поведением назвали друзей, 60 % – родителей. На вопрос о наличии в их окружении людей, которые систематически употребляют наркотические вещества, положительный ответ дали 55% испытуемых.
Таким образом, отчуждение подростков от учебного заведения, неблагоприятная семейная ситуация и, как следствие, неадекватное самоотношение – главные механизмы переключения ребят в объединение асоциальной и антисоциальной направленности. Подростки, характеризующиеся отклоняющимся поведением, – это участники различных девиантных субкультур, асоциальных и антисоциальных группировок. В них они удовлетворяют потребность в одобрении, причастности и ощущают собственную значимость.
Литература
1 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 624 с. – Серия «Мастера психологии».
2 Кон, И.С. Психология ранней юности: К. для учителя / И.С.Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
3 Кондрашенко, В.Т. По лабиринтам души подростка / В.Т. Кондрашенко, А.Г. Чернявская. – Мн., 1991. – 72 с.
4 Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф.Лесгафт. – М.: Педагогика, 1991. –118 с.
5 Соколова, Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей / Е.Т. Соколова, И.Г. Чеснова // Вопросы психологии. – 1986. – № 2 – С. 11–15.
6 Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.