Преодоление обиды как фактор нормализации акцентуаций характера у студентов

Редюк А. Н.,

УО "Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины",

Республика Беларусь, г. Гомель



Обида, своими корнями уходит в детство, и впервые появившись в 1-2 года, порождает дизъюнктивные чувства и намерения, такие как злость, вину, ненависть, желание отомстить обидчику. Средой для формирования обидчивости, как устойчивой черты личности, является ближайшее окружение ребенка, запрещающее ему открыто выражать гнев, агрессию и другие проявления недовольства, направленные на защиту своих прав в удовлетворении физиологических и личностных потребностей.

Постоянная руминация (прокручивание) обидных слов и неразрешенных конфликтов приводит к закреплению когнитивных установок, эмоциональных ожиданий и шаблонов поведения. Вследствие чего, в жизни человека, носящего обиду, будут снова и снова возникать ситуации и люди, не позволяющие ему успешно решать задачи, стоящие на пути достижения его целей.

Особую значимость, данная проблема приобретает в студенческом возрасте, который сам по себе является сложным и критическим периодом. Молодые люди очень чувствительны к тому, что думают и как относятся к ним окружающие, потому что именно качество взаимоотношений с окружающими определяет их успешность и в конечном итоге удовлетворенность своей жизнью. Поэтому в данном возрасте особенно ярко проявляются негативные реакции личности, возрастает ранимость, конфликтность и обидчивость. Обидчивость, являясь доминантной черной характера, препятствует нормальному развитию личности и определяют все дальнейшее взаимодействие с социумом.

С позиции общей психологии: «обида – негативное эмоциональное переживание, наиболее распространенной причиной которого является уязвленное самолюбие; это переживание, способное превратиться в своеобразную инфантильно-невротическую реакцию, возникающую в любых ситуациях, связанных с оценкой «Я» и самоутверждением» [1, с. 19].

С позиции социальной психологии: «Обида – реакция на несоответствие ожидаемого и реального поведения партнера по общению, являющаяся сигналом нарушения социального контакта и специфическим регулятором социального взаимодействия, поскольку стимулирует партнеров к изменению отношений: к восстановлению нарушенных отношений или к их полному разрыву и дистанцированию» [1, с. 19].

В различных психологических направлениях предлагались свои трактовки понимания истоков формирования данного феномена. Рассмотрим некоторые из них.
Представители психодинамического направления понимают обиду как неотреагированную эмоцию, и как личностное качество, закрепившееся вследствие «застрявшего» аффекта [2, 3, 4].

Согласно гештальт-психологии, возникающее чувство обиды есть незрелый способ взаимодействия с собой и внешним миром, который заменяет подлинный контакт невротическим слиянием либо отчуждением [5].

В трансактном анализе обида рассматривается как закрепившаяся в детстве наиболее эффективная эмоция [6].

В рамках факторной теории обида рассматривается как черта, формирующаяся под действием социума, а не психологических детерминант. Обидчивость будет проявляться в ответ на появление в среде триггера, под действием которого она возникла изначально [7].

С позиции теории акцентуаций характера выраженная обидчивость, является следствием сформировавшегося типа характера [8].

Для эмпирического подтверждения данной теории нами было проведено исследование взаимосвязи обиды и акцентуаций характера. В исследовании были использованы методика Г. Шмишека для диагностики типа акцентуации личности (по классификации К. Леонгарда) и методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки. Для проверки гипотезы о связи между переменными «обида» и «акцентуация характера» был использован метод корреляции Пирсона, который был реализован с помощью MS Excel. В качестве респондентов выступили студенты первого и третьего курсов учреждений высшего образования «БелГУТ» и «ГГУ имени Ф. Скорины» в возрасте 17-21 года. Выборка исследования составила 156 человек (29 девушек и 127 юношей).

В результате корреляционного анализа было выявлено, что обида и акцентуации личности находятся в тесной корреляционной взаимосвязи. Проанализируем полученные корреляции.
Наибольшие значимые положительные корреляционные связи между обидой и акцентуациями личности были выявлены у возбудимого (r = 0,465), циклотимного (r = 0,386), экзальтированного (r = 0,351), эмотивного (r = 0,307) и тревожного (r = 0,303) типа при высоком уровне статистической значимости (p˂0,001).

Также были обнаружены положительные корреляционные связи обиды и степени выраженности акцентуации характера при среднем уровне статистической значимости (p˂0,01) у дистимного (r = 0,260), застревающего (r = 0,240) и педантичного (r = 0,224) типа; отсутствие корреляционных связей с гипертимным (-0,097) и демонстративным (-0,077) типами акцентуации.

Таким образом, интерпретируя полученные эмпирические результаты, можно отметить, что человеку с возбудимым, циклотимным, экзальтированным, эмотивным, тревожным, дистимным, застревающим и педантичным может быть свойственна обидчивость как качество личности, чувство обиды может определять некоторым образом жизненный сценарий человека.

Возбудимый тип обладает чрезмерным самолюбием, повышенными гневливостью и агрессивностью, что определяет его склонность к обидчивости. Он склонен к накоплению эмоций, которые в определенный момент сбрасывает на окружающих, что обычно выглядит очень неадекватно и имеет отрицательные последствия как для самой личности, так и для окружающих. Человека возбудимого типа очень легко обидеть, так как первичный аффект, находящийся в памяти, всегда актуален и готов к проявлению. Образовавшийся аффект идет на убыль очень медленно, а при срабатывании триггера, эмоции вспыхивают вновь, с уже аккумулированной мощностью.

Для студентов с циклотимным типом акцентуаций характерным является частая смена настроения, которое в основном зависит от внешних факторов и сильно сказывается как на продуктивности деятельности, так и на способах общения с окружающими. В период приподнятого настроения данные лица очень контактны и дружелюбны, а в период подавленности – замкнуты и обидчивы. Непостоянство восприятия окружающего мира и людей вызывает у представителей циклотимной акцентуации противоречивые чувства и желание контролировать окружающих с помощью обиды.

Студенты с экзальтированным типом акцентуации очень впечатлительны, бурно реагируют на нежелательные для них события действительности в том числе с помощью реакции обиды.
Эмотивный тип очень чувствителен к внешней среде, у склонен эмоционально реагировать на любой даже мельчайший внешний стимул. Они все переживают очень тяжело, склонны к негативным реакциям, постоянным страданиям, очень сильно привязаны к близким людям, от которых ждут поддержки и сопереживания, поэтому они редко вступают в конфликты и предпочитают носить обиды в себе.

Для тревожного типа характерно чувство собственной неполноценности и обусловленные этим замкнутость, мнительность, впечатлительность и тревожность Он очень чувствительный к нарушению социального взаимодействия, на которое реагирует обидой.

Повышенная ранимость, сниженный эмоциональный фон и уныние характерны для дистимного типа, который готов обидеться на любое снижение настроения вследствие неудовлетворительного социального контакта.

Застревающий тип – это тип личности с патологической стойкостью аффекта. Нормальной реакцией является убывание интенсивности чувств после их отреагирования. Люди подобного типа склонны долго помнить свои обиды. Они мстительны, подозрительны, ревнивы и самонадеянны.

Лица с педантичным типом акцентуации отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.

Демонстративный тип обладает высокой самооценкой и стремлением вызвать повышенное внимание к своей персоне. Такие люди очень ярко проявляют свои эмоции, хотя в реальности могут испытывать их довольно поверхностно, что и доказывает отсутствие статистически значимой корреляции.

Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью у гипертимного типа практически исключает необходимость использования обиды для управления окружающими, что статистически проявляется в отсутствии корреляции.

Если рассматривать обиду как одну из причин развития тех или иных заостренных черт характера, то обучение человека более продуктивным моделям поведения должно закономерно сгладить данные особенности личности и способствовать более эффективному взаимодействию с окружающими людьми, что в свою очередь приведет к более полному удовлетворению потребностей человека и чувству удовлетворенности своей жизнью.

Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в коррекционных программах по оптимизации социального взаимодействия студентов, имеющих акцентуированные черты характера.


На основании анализа научно-методической литературы были выделены групповые и индивидуальные способы преодоления чувства обиды у студентов.

К групповым способам работы относятся: лекционные, практические и семинарские занятия, тренинги, различные групповые занятия в рамках танце-двигательной, телесно-ориентированной и арт-терапии.

Индивидуальными способами, реализуемыми с помощью педагога-психолога, являются все виды проективных методов (метафорические ассоциативные карты, песочная терапия, неоконченные предложения и пр.), методы арт-терапии (лепка, изотерапия, музыкотерапия, терапия водой, цветотерапия и пр.) и разговорная психотерапия.


Таким образом, занятия по преодолению с чувства обиды должны быть направлены на:
- проработку психотравмирующих факторов, явившихся причиной обиды;
- развитие умения слушать и слышать себя, свои потребности и мотивы;
- развитие способности к прямому и экологичному выражению своих эмоций и желаний;
- развитие умения управления своими эмоциями;
- повышение самооценки, веры в себя, в свои силы и способности;
- формирование более адекватного восприятия и принятия себя, других и действительности;
- расширение поведенческого репертуара в процессе взаимодействия с другими людьми;
- стимулирование двигательной и творческой деятельности, способствующих раскрытию врожденного потенциала личности.

В основе любых изменений лежит внутренняя мотивация, связанная с реализацией жизненного замысла. И если человек знает к чему стремится, то он способен избавиться от мешающих ему обид, развить необходимые способности и сформировать нужный характер. Если человек будет четко осознавать, как мешает ему чувство обиды в реализации его жизненных целей, то он сам найдет подходящий способ для преодоления этого чувства.

Задача педагога-психолога – это диагностическая, информационная и коррекционная работа, направленные на осознание необходимости избавления от обид и предложение студентам различных путей решения этой проблемы.

Необходимы дальнейшие исследования, направленные на оценку эффективности психокоррекционных программ по преодолению обиды и влияние данной переменной на яркость проявления акцентуаций характера.

Список литературы

1. Агеева, З.А. Социально-психологическая природа и феноменология обидчивости [Электронный ресурс] / З.А. Агеева, М.С. Гриценко // Педагогика. Психология. Социальная работа. – 2009. – Вып 1. – С. 19–23. – URL: http:// vanovo.ac.ru/upload/medialibrary/452/psp_2009_1.pdf. – Дата обращения: 15.03.2020.

2. Фрейд, А. Психопатологии детства / А. Фрейд; пер. с нем. Я. Обухова. – М.: Изд. дом NOTA BENE. – 2000. – 224 с.

3. Фрейд, З. Истерия и страх / З. Фрейд; пер. с нем. А. М. Боковикова. – М.: ООО «Фирма СТД». – 2006. – 320 с.

4. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни; пер. с англ. А.М. Боковикова. – М.: Академический Проект. – 2008. – 208 с.

5. Перлз, Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии / Ф. Перлз; пер. с англ. М. Папуш. – М.: Психотерапия. – 2015. – 208 с.

6. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений / Э. Берн. – М.: Эксмо. – 2013. – 352 с.

7. Холл, К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей; пер. с англ. И. Гриншпун. – М.: Психотерапия. – 2008. – 656 с.

8. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов Н/Д: Феникс, 2000. – 544 с.