Шутов А.В. Методология преподавания дисциплины «Тайм-менеджмент» на базе высшего учебного заведения

 

Шутов А.В.,

Республиканский центр психолого-педагогической

помощи населению «Доверие»,

АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт»,

Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

Обучение студентов навыкам эффективного распределения времени работоспособности – важная задача, преследующая цели повышения результативности учебного процесса, углубления личностного профессионального потенциала, установки высокого уровня самостоятельной работы и пр. При фокусированной работе акцентными в этом случае определяются такие личностные качества как: чувство ответственности, самоорганизованность, мотивация, саморефлексия, уровень фрустрации и т.п. При этом от типа темперамента личности зависят многие факторы: ригидность, возбудимость, динамика работоспособности, характер выполняемой работы, специфика смены вида деятельности, периодизация периодов активного состояния и отдыха. Задачи, которые ставит перед студентом обучение в высшем учебном заведении, многохарактерны и полимерны, что требует от индивида определённой пластичности и способности к перестройке. Учитывая индивидуальные психологические аспекты каждого студента, можно предположить необходимость индивидуального подбора и применения техник, существующих в современном пространстве практической психологии, в подотрасли, называемой «Тайм-менеджмент» (от англ. time - «время», to manage – «управлять»).


Специфика преподавания заключается в соблюдении условности индивидуального подхода к выбору методов организации работы студента. Учитывая данное обстоятельство, подход в обучении осуществляется через различные, порой конфликтующие ввиду взаимной полярности, практики самоменеджмента. Студентам предлагается широкий веер методов, из которого каждый может подобрать наиболее подходящие.


Курс «Тайм-менеджмент» делится на несколько последовательных блоков:


а) интроспективная оценка движения времени;

б) психофизиологические характеристики живого организма в восприятии времени;

в) соотношение факторов объективного и субъективного движения времени;

г) методы самоанализа и мотивации на достижение результатов в практике самоменеджмента;

д) обзор современных практических подходов к процессу организации собственного времени;

е) рефлексия пройденного материала.


Последовательность перечисленных блоков выводится согласно логической структуре дисциплины. К вводной части относится пункт а., к теоретической базовой – б.,в., к промежуточной подготовительной – г., а последние два блока – д. и е. – значительно укрупнённые элементы дисциплины, они финализируют процесс обучения периодом практической отработки ряда навыков и рефлексивного сведения исследуемого материала к завершённой форме.


Опыт показывает, что простое лекционное изложение существующих приёмов в организации личного ресурса времени приносит сравнительно небольшой результат, в то время как активная проработка материала через упражнения, моделирующие эксперименты и такие закрепляющие формы работы как майндмэппинг, мозговой штурм, анализирующая оценка ускоряет студентом интериоризацию знаний.


В целом материал дисциплины представляет собой компиляцию тематически соответствующих фрагментов из разных сфер: физиология, сонмология, психофизиология восприятия, психология, социология и многих других. В формировании содержимого занятий используются отечественные сведения о восприятии времени, разработанные учёными раннего советского периода, достижения запада, а также современные международные разработки.


Задачи, поставленные перед читателями курса, таковы:


1) повышение уровня общей осведомлённости студентов о восприятии времени человеком;

2) анализ распределения собственного времени работоспособности;

3) стимулирование повышения уровня осознания и мотивации в вопросах планирования и учёта рабочего времени;

4) фасилитация усвоения студентами навыков практической организации личного рабочего времени;

5) эффектирование работоспособности студентов;

6) поддержка в усовершенствовании студентами навыков, стабилизирующих учебный процесс.


Препятствия, встречающиеся в процессе обучения дисциплине «Тайм-менеджмент» в среде студентов, можно типизировать как:


А) внутриличностные;

Б) экзогенные (вызванные внешними факторами).


Как показывают многочисленные опросы, к внутриличностным факторам относятся такие психологических проявления как невротическая прокрастинация (pro – лат. - «для» и cratinus – лат. - «завтра»), ослабленная мотивация, низкая степень культуры личности, тенденции сопротивления и отрицания и отказ быть лучше (так называемый «комплекс Ионы»). К экзогенным факторам, определяемым как барьерные в развитии культуры «Тайм-менеджмента», относятся: особенный характер работы, наличие семейных забот, сложные жизненные ситуации, психологически экспансивные близкие. Парадокс в том, что преодоление барьеров и препятствий, установленных на пути к полноценному развитию навыков «Тайм-менеджмента», ликвидируется практиками самого «Тайм-менеджмента». Данное обстоятельство создаёт явление circulus vitiosus, ситуацию порочного круга, на самостоятельную дезинтеграцию которого требуется продолжительное время.


Отмечаются положительные результаты преподавания дисциплины «Тайм-менеджмент». В своих отзывах студенты особенно выделяют теоретическую и практическую важность исследования таких техник как «Парадоксальная интенция», «Теория слёз», «Хронометрия сна», «Торт времени».


Методология указанной дисциплины продолжает совершенствоваться, изменяясь в соответствии с новыми условиями учебного процесса, требованиями, предъявляемыми средой, вновь появляющимися разработками в сфере психологии и смежных направлениях.
 

Елена Марченкл
По своему опыту работы со

По своему опыту работы со студентами могу лишь подтвердить актуальность решаемых в рамках курса задач. Единственное, о чем можно было бы дискутировать: имеет ли смысл делать этот курс по классической схеме (лекции+практические) или же это должен быть тренинговый курс?

Антон Валерьеви...
В данном случае это и есть

В данном случае это и есть тренинг. Занятия построены по экспрессивному тренинговому методу с соблюдением соответствующей групповой динамики, теоретические блоки перемежаются отработкой материала, показанного к практическому применению.

Антон Валерьеви...
спасибо за комментарий. в

спасибо за комментарий. в данном случае это и есть экспрессивный тренинговый курс, в котором соблюдена тренинговая динамика, а теоретические блоки перемежаются отработкой практического.

Елена Марченко
в продолжение

Уважаемый Антон Валерьевич! В таком случае можно только порадоваться и по-доброму позавидовать студентам!

Тема заблокирована