Кропотова Е.Е.,Закирова Т.И. Песочная терапия в формировании когнитивного компонента психологической готовности к школьному обучению дошкольников.

Кропотова Е.Е.,

Научный руководитель — Закирова Т.И.,

АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный институт»,

Российская Федерация, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 


В практической психологии изучение этапов дошкольного детства был и остается важнейшим направлением исследования. Так, проблема психологической готовности детей к школьному обучению рассматривалась  многими учеными, но в свою очередь, не потеряла своей актуальности.

По мнению Гуткиной Н.И., психологическая готовность к обучению в школе – это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника, необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.[1]

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, так как в результате несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.[2]

Психологическая готовность ребенка к школе – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Согласно федеральных государственных требований психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный  уровень психического развития ребенка для успешного освоения  основных общеобразовательных программ начального общего образования. Будущий первоклассник должен быть физически развитым, владеющим основными культурно-гигиеническими навыками, средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; эмоционально отзывчивым, любознательным, активным, способным самостоятельно действовать, способным управлять своим поведением и решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, а также иметь сформированные умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Для овладения универсальными предпосылками учебной деятельности: способностью работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции необходимо обеспечить гармоничное развитие познавательной сферы. [3]

В структуре психологической готовности, как правило, принято выделять следующие компоненты: когнитивный (интеллектуальная готовность), мотивационный (личностный  готовность), волевой (уровень произвольности). По мнению Л.С. Выготского, ребенок должен уметь видеть в предметах отдельные его стороны, которые составляют содержание отдельного предмета науки, и иметь критичность мышления. Таким образом, когнитивный компонент  включает в себя необходимый уровень развития познавательной сферы дошкольника, достаточный уровень развития высших психических функций ребенка.[4]

Возраст 6-7 лет является очередным кризисным этапом развития ребенка, что усложняет подготовку к обучению, так как данному этапу взросления характерен протест против рамок и условий, страх перед неизведанным - предстоящим обучением. Но, несмотря на сложность периода, готовиться к школьному обучению все-таки необходимо. В своей практике для реализации поставленной задачи, развития когнитивного компонента психологической готовности, нами используется метод песочной терапии.

Песочная терапия – это уникальный  метод, с помощью которого, каждый человек может на время превратится в волшебника, создать свои маленькие миры, расширить границы пространства своего сознания, открыть себя, через продуктивную деятельность. Идея «терапии песком» была предложена швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Техника «песочной психотерапии» возникла в 40 годах прошлого столетия, и с тех пор  подносы с песком можно встретить в развивающих школах и детских садах. Материальным обеспечением для песочной терапии является просторный поднос с дном синего или голубого цвета. Стандартный размер подноса (50х80 “Золотое сечение”), а также прокаленный песок и множество предметов-заместителей: маленьких игрушек, веток, фигурок, камней, домиков.[5]

Наблюдая за тем, как играют дети в песочнице, мы можем видеть, как положительно влияет песок на их эмоциональное состояние, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка. Но каким образом песочная терапия, в основном ориентированная на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы, влияет на когнитивный компонент психологической готовности?

Песок является таким удивительным материалом, с которым дети всегда рады взаимодействовать и привлечь ребенка к занятиям по развитию познавательной сферы становится намного проще. Также, одним из плюсов песочной терапии, является то, что при взаимодействии с песком ребенок расслабляется, снимается напряжение, связанное с трудностью выполняемого задания.
Песочная терапия дает возможность раскрыть творческий потенциал дошкольников. Развитие творческого мышления способствует самораскрытию ребенка и в дальнейшем дает возможность самостоятельного нахождения новых, нетрадиционных путей решения различных задач, с которыми ему предстоит столкнуться, как в школьном обучении, так и повседневной жизни.

Нами проводился эксперимент по изучению влияния приемов песочной терапии на развитие когнитивного компонента психологической готовности к школьному обучению. Экспериментальной базой стало МБДОУ «Детский сад № 72 г. Йошкар-Олы «Солнышко». Для исследования были отобраны две группы (контрольная и экспериментальная) детей 6-7 лет детского сада общеразвивающего вида. В подготовку к школе экспериментальной группы детей включена программа упражнений по развитию творческого мышления, в которую входят элементы песочной терапии. Для сопоставления результатов была сформирована контрольная группа, в подготовку которой элементы песочной терапии не были включены. Программа представлена комплексом упражнений по развитию творческого мышления с элементами песочной терапии. Подготовительный этап программы включает диагностику психологической готовности к школе и анкетирование родителей для выявления проблемных областей в готовности детей к обучению. Экспериментальная часть работы находится на начальном этапе. Проведение анкетирования среди родителей воспитанников ДОУ позволило сделать вывод, что у 57 % детей имеются проблемы в концентрации, произвольности внимания, словесно-логическом мышлении.

Программа развития творческого мышления с элементами песочной терапии включает задания, позволяющие ребенку раскрыть своё «я», творчески проявиться, показать себя через продукт игровой деятельности. Занятие, как правило, состоит из трех элементов: первый - поиск заданных предметов в песке среди других, способствует концентрации внимания, сосредоточения, развитие мелкой моторики. Постепенно это задание усложняется, путем добавления количества предметов-заместителей, условий, правил. Второй элемент занятия состоит из заданий направленных на развитие творческого мышления, способности к самовыражению, Например, таких как построение песочных дворцов,  выкладывание узоров или рисования на песке без четких условий, оговоренных правил. Ребенок учится придавать форму материалу, не бояться выходить за рамки условностей, фантазировать и творить, при этом развивая воображение. Этот этап занятия усложняется привлечением в творческий процесс воды и других природных материалов в дополнение к песку; завязыванием глаз, рисованием сложных сюжетов, не имеющих определенного вида (например, «настроение», «на что похожа музыка?» и др.). Третий элемент состоит в выполнении познавательно-развивающих упражнений, в которых обязательным условием не является наличие песка, но проводятся непосредственно в песочнице. Ребенку на просмотр предлагается ряд предметов, затем один из предметов убирается, ребенок должен вспомнить недостающий предмет. При условии наличия  песочницы задание само по себе усложняется тем, что ребенок отвлекается от задания на песок, но преодолевая желание играть, выполняет задание, тем самым формируются волевые качества, столь необходимые будущему первокласснику. Занятия проводились еженедельно в течение 3х месяцев. В дополнение к этому родителям воспитанников экспериментальной группы исследования предлагаются рекомендации по использованию «песочных» и «крупяных» упражнений на развитие мелкой моторики, внимания, памяти и других психических функций, которые без труда можно проводить в домашних условиях.

Мы предполагаем, что у детей с высокими показателями творческого мышления, вовлеченных в занятия с песком, уровень развития когнитивных процессов экспериментальной группы окажется на порядок выше уровня развития своих сверстников из контрольной группы. Соответственно, приемы песочной терапии эффективны не только в коррекции эмоционально-волевой сферы, но применимы в развитии познавательных процессов детей 6-7 лет.
Внедряя в практику развитие творческого мышление, путем включения упражнений с элементами песочной терапии, можно добиться высоких показателей готовности к обучению, что само по себе увеличивает шансы успешного обучения детей и усвоения образовательной программы.

Литература

1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб. - 2004. – 208 с.;

2. Справочник дошкольного психолога/ Г.А. Широкова. – 8-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – с.81-86;

3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утвержденные приказом Минобрнауки России от 23.08.2009 г. №655, регистрационный №16299 от 08.02.2010 г. Министерства юстиции РФ);

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Роспедагенство, 1996;

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2005. – c.26.

 

Евгения Бирюкова (не проверено)
Очень интересный подход к

Очень интересный подход к песочной терапии. Спасибо! Будем пробовать.

Тема заблокирована