Алонцева А.И. Самоосуществление старших школьников с различными стратегиями совладающего поведения

 

Алонцева А.И.,

Новокузнецкий институт (филиал)

ФБУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

Российская Федерация, г.Новокузнецк

 

Самоосуществление с позиции психолого-педагогического анализа рассматривается как непрерывно процессуальное  проявление максимально полного развертывания своих потенциальных возможностей в различных жизненных сферах, определяющееся как перспектива движения к вершинному уровню психологического развития, основанная на превращении человеческого потенциала в потенции (А. Г. Асмолов, М. М. Бахтин, Б. С. Братусь, В. Е. Клочко, М. К. Мамардашвили, В. С. Степин, Л. В. Янковская). Осуществляющий себя человек выступает субъектом собственного жизненного пути,  который направляет свои усилия на преодоление и противостояние необходимости, выходя за пределы своего наличного бытия, чтобы «осуществить свою жизнь достойным образом» (Т.Н. Березина, 2001).


Свои работы посвятили изучению проблемы самоосуществления, Ш. Бюлер, К. Гольдштейн, К. Хорни и др. В отечественной науке К. А. Абульханова-Славская, Е. П. Авдуевская, Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, Э. В. Галажинский, М. Р. Гинзбург, И. В. Дубровина, И. А. Зимняя, В. Е. Клочко, Б. С. Круглов, И. О. Логинова, Е. А. Лукина, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Хилько, и др.


Разработка данного проблемного поля связана с рассмотрением различных аспектов самоосуществления: самоактуализации (Ш. Бюлер, Е. И. Исаев. А. Маслоу, В. И. Слободчиков, В. Франкл, Э. Шостром и др.); саморазвития (К. Роджерс и др.); самореализации (К.А. Абульханова-Славская, Л. А. Коростылева, Б. Д. Парыгин, Ф. Перлз, Э. Фромм и др.). Изучение данного феномена, как самостоятельной категории раскрывается в работах таких ученых, как К. А. Абульханова-Славская, Ш. Бюлер, Б. С. Братусь, К. Гольдштейн, К. Л. Зайцев, И. О. Логинова, Е. А. Лукина, Е. В. Селезнева, Л. Н. Храмцова, К. Хорни и др.).


Наибольшую разработанность проблема самоосуществления получила в рамках гуманистического направления (Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерс,  Э. Шостром и др.), но представители и других школ сделали свой вклад в  разработку данной проблематики: в рамках психоаналитического направления (А. Адлер, O. Ранк, З. Фред, К. Хорни и др.), в рамках гештальт психологии (К. Гольдштейн, Ф. Перлз и др.), когнитивной психологии (Дж. Келли и др.).


Несмотря на большое количество работ, посвященных самоосуществлению и тесно связанных с ним проблем, малоизученной на сегодняшний день остаётся проблема детерминация данной категории (самоосуществление) различными  факторами. Это определило тематику исследования – самоосуществление старшеклассников, на заключительном этапе обучения в школе,  обусловленное стратегиями совладающего поведения.


Именно в этот период онтогенеза, жизнь изобилует многообразием вариантов развития моделей взаимодействия с миром, планированием жизненной траектории,  определением своего места в жизни. Л.С. Выготский, еще в 20-е годы писал, что психология данного возрастного этапа в большей степени обеспечена общими теориями, чем достоверно установленными фактами [2, 3]. В определенной мере ситуация охарактеризованная Л.С. Выготским остается справедливой и по сей день [1].


Помимо возрастных особенностей, на формирование самоосуществление, оказывает влияние и образовательная среда. Произведенный анализ исследований образовательной среды, позволил сформулировать позицию, которая выражается в том, что школьная среда может выступать не только источником развития, но и в качестве наличествующих препятствий для школьников (то есть, как совокупность психологических, социальных и физических возможностей и барьеров).  Из числа факторов играющих важную роль в формировании самоосуществления школьников, выступают: обогащение опыта, формирование системы научных знаний, общей культуры и кругозора. При этом, существующая ситуация (интеллектуализация образования) не обеспечивает условия формирования инициативности, самостоятельности, саморегуляции, навыков самообразования, закладывается предметность потребностей и целей, неготовность осуществлять выбор (цели, идеи, контроль объективизируются   педагогом).  При этом, на современном этапе складывается ситуация, когда старшие школьники не покинувшие школу после 9 класса, могут быть причислены к ориентированным  на поступление в вуз. К особенностям старших школьников, ориентированных на поступление в вуз, обуславливающие их самоосуществление отнесены: активный мировоззренческий поиск, самостоятельность в осуществлении выбора профессии и учебного заведения, расширение и систематизация своего индивидуального опыта,  развивающиеся самостоятельность и творческий подход при решении задач.


Выбранные в качестве детерминирующих факторов стратегии совладающего поведения рассматриваются нами как сознательная активная форма поведения, направленная на разрешение напряженной ситуации. Вслед за Т.Л. Крюковой, мы подразумеваем под стратегиями совладающего поведения: осознанность поведения; целенаправленность; контролируемость ситуации; связанность с трудной ситуацией и направленность на неё (своевременность); регуляция уровня стресса; значимость последствий выбора данного поведения для психологического благополучия человека; социально-психологическая обусловленность; возможность обучения конкретному виду поведения.


С помощью регрессионного анализа были установлены факторы, оказывающие на самоосуществление наибольшее влияние.


Такими факторами являются: выраженность стратегии избегания проблем, принятие ответственности, конфронтационный копинг, а также эмоциональный и поведенческий копинг - стратегии. Уровень самоосуществления будет тем выше, чем старше испытуемый, чем более выражены у него эмоциональные и поведенческие копинг-стратегии и менее выражены стратегии избегания проблем, принятия ответственности и конфронтационный копинг.


Уровень выраженности самоосуществления обратно коррелирует со степенью выраженности стратегий избегание проблем, бегство-избегание, дистанцирование, принятие ответственности. Следовательно, значение показателя тем выше, чем старше испытуемый, чем реже он прибегает к избеганию проблем, чем меньше дистанцируется от окружающей его обстановки и людей, а так же если у него не обостренно чувство ответственности.


В результате организованного воздействия, направленного на формирование оптимизирующих самоосуществление, форм совладающего поведения. В экспериментальной группе произошло статистически значимое снижение показателей по группе исследуемых параметров: «стратегия избегания проблем», «конфронтационный копинг»; а так же статистически значимый рост значений по характеристикам: «поведенческая копинг - стратегия», «самоосуществление личности» (p≤0.01). Статистически значимые различия не выявлены в показателях: «эмоциональный копинг» и «принятие ответственности», но стоит отметить, что наличие тенденции к изменению в показателях, соответствует ситуации оптимизации самоосуществления личности. В контрольной группе, так же наблюдается некоторая динамика результатов. Вследствие применения t-критерия Стьюдента  статистически значимых различий, в контрольной группе не выявлено.


В процессе оптимизации самоосуществления происходят изменения, выражающиеся в сдвиге психологического восприятия времени  от ориентации человека лишь на один из отрезков временной шкалы, в сторону целостного восприятия жизни. Так же увеличивается ценность настоящего момента жизни, для реализации своего потенциала. Приходит осознания, что действовать нужно уже здесь и сейчас.


Измеряется интегральное чувство собственно «Я», происходит смещение в сторону принятия  человеком себя таким, какой есть. Школьник становится способным ценить свои достоинства, свой характер, уважать себя за это (или независимо от этого).  Увеличивается вера в себя, в свои силы, в принятие себя другими как уникальной личности.


Возникает стойкое ощущение себя как компетентного и способного решать жизненные вопросы человека, это выражается в способности противостоять внешним влияниям и воспринимать препятствующие события как преодолимые.  Обнаруживается ослабление негативных эмоций направленных в свой адрес,  и лежащих в основе внутренней дезадаптации.


Локус контроля в области собственных достижений, производственных и семейных отношений, неудач, здоровья увеличивается, при этом происходит одномоментное снижение интернальности в области межличностных отношений. Такие перемены снижают степень эмоционального реагирования в вопросах межличностных взаимоотношений. Школьник, становится менее зависим от мнения, отношений с окружающими людьми.  Так же наблюдается снижение и уровня рефлексивности в отношении общения и взаимодействия с другими людьми.


Рассматривая параметр рефлексивности, отмечаем изменение в сторону её уменьшения относительно ретроспективной деятельности, и смещении на настоящее и будущее.


Полученные данные свидетельствуют о происходящей трансформации системы самоосуществления в процессе её оптимизации за счет формирования стратегий совладающего поведения, выявленных в ходе исследования как  оказывающих наибольшее влияние на процесс формирования самоосуществления. В наибольшей степени выделяется активизация жизненной позиции, увеличение  самоценности; переориентация с фиксации на прошлом, на настоящее и будущее; уменьшение ответственности за выстраиваемые взаимоотношения  с окружающими и уменьшение рефлексивности в направлении межличностных отношений.


Из проведенного анализа теоретического и эмпирического исследования можно заключить, что «самоосуществление» человека на современном этапе развития психологии вполне может быть представлено как понятие, интегрирующее в себе различные проявления самости человека, заняв в этом смысле центральное место (И.О. Логинова, 2010), а возраст, представленный на заключительном этапе обучения в школе, является важным для изучения самоосуществления, так как является центральным в формировании психологического и социального благополучия.


Литература

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464 с.

2. Гинзбург М.И. Личностное самоопределение как психологическая проблема Журнал «Вопросы психологии». Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1988/882/882019.htm

3. Кон И.С. Психология старшеклассника - Москва: Просвещение, 1980 - с.192