Антипина О.Ю., Котова И.А., Соколова Т.С. Некоторые психологические проблемы модернизации образования в системе СПО

 

Антипина О.Ю.,

«СПб ГБОУ СПО  Медицинский техникум №9»

Котова И.А.,

«СПб ГБОУ СПО Медицинский колледж№1»

Соколова Т.С.,

«СПб ГБОУ СПО Медицинский колледж им. В.М. Бехтерева»

Российская Федерация, г. Санкт-Петербург

 

Стратегия модернизации содержания профессионального образования, и среднего профессионального в частности, выдвигает компетентностный подход в качестве одного из важнейших условий обновления образовательного процесса. Этот подход стал ведущим в развитии всего мирового образования и связан с необходимостью усиления ориентации профессионального образования на меняющиеся условия жизни общества, особенно сферы труда.


Что изменилось? Изменилась скорость информационных потоков, скорость технического и научного прогресса, а скорость адаптации человека к условиям труда осталась прежней, индивидуально обусловленной. Молодые специалисты не обладают достаточными практическими навыками, им не хватает опыта работы. Они 13 лет были школьниками и студентами, «привыкли  учиться»: педагог обучает, контролирует, оценивает… Они не хотят, а может и не могут  быть профессионалами, отвечать за результат собственных действий.


С 1 сентября 2011 года мы начали работать по новому Федеральному Государственному образовательному стандарту (ФГОС). Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода от простой ретрансляции знаний к раскрытию возможностей обучающихся, к подготовке их к жизни в современных условиях на основе включения в процесс социализации, придание образовательному процессу воспитательной функции. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер и целевая направленность на развитие личности.  В связи с этим, требования к результатам обучения в нём сформулированы в форме личностных, метапредметных и предметных результатов, то есть компетенций.


Профессиональное образование сегодня использует различные теоретические подходы к обучению студентов. Наиболее распространённый подход, конечно, когнитивный. Он достаточно широко представлен в системе традиционного обучения. Однако формирование компетенций потребует от преподавателя не столько расширения знаниевой основы содержания обучения, сколько умения эффективно использовать основной принцип когнитивного подхода – обучения на основе имеющихся знаний студента. Не секрет, что структура межпредметных связей является лишь формальной частью методической разработки преподавателя, а не точкой опоры для отбора содержания темы занятия и определения видов заданий для обучающихся.


Бихевиористический подход менее известен в системе профессионального образования, хотя вопросы мотивации обучения обсуждаются достаточно давно. Преподаватель, готовясь к занятию, не ставит перед собой цель – формировать познавательную мотивацию у студента; в лучшем случае он старается заинтересовать обучаемого! А что же делать, если учебный материал не интересный? На наш взгляд требует обязательного развития в системе профессионального обучения проектная деятельность преподавателя. Умелое целеполагание при подготовке к занятию, определение способностей личности студентов, возможность рефлексии в процессе обучения позволят обучаемым чётко осознавать содержание деятельности в аудитории, сопереживать или даже проживать этапы становления через учебный предмет.


Гуманистическая парадигма обучения в большей степени связана с общественной идеологией и на современном этапе требует развития, хотя бы на уровне учебного заведения. Преподаватель ставит развивающие задачи, однако, это ещё одна формальность в методической документации к занятию. Для того чтобы формировать такие качества личности как самостоятельность, ответственность, самооценку студента необходимо на занятии создавать ситуации выбора, атмосферу сотрудничества, грамотно использовать групповые формы обучения.


Вывод напрашивается только один: чтобы формировать личностные, метапредметные и предметные результаты обучения необходимо владеть современными образовательными технологиями. Хотя простого владения мало, так как проблема заключается в выборе преподавателем технологий обучения, которые меняются в зависимости от поставленных целей обучения.


Для формирования компетенций студентов необходимо создать среду обучения. Развивающая среда – это совокупность социальных отношений, общий климат образовательного учреждения. Среда – это и атмосфера на занятии, и нравственные нормы поведения в образовательном учреждении, и культура педагогов, и даже организационные формы обучения, и предметная культурная среда, и создание проблемных ситуаций. Однако ведущая роль принадлежит социальным отношениям.


Идею создания благоприятной развивающей среды можно реализовывать постепенно, не предпринимая сразу радикальных изменений в традиционной образовательной системе. Очень важно создать позитивный эмоциональный настрой, ситуацию успеха, доброжелательности и взаимопонимания, фантазирования и размышления, рефлексии полученного опыта, обмен жизненными ценностями, которые позволяют «одушевить» все виды деятельности, но которыми пренебрегают ради получения быстрого результата.


Создание среды обучения решает несколько задач:

 

  • способствует реализации поставленных в обучении целей;
  • мотивирует выбор способов для достижения этих целей, что позволяет сформулировать правила поведения в этой среде;
  • формирует нравственные критерии, обеспечивающие достижение цели, в результате чего складываются нормы взаимодействия в учебном заведении.

Реализация образовательных стандартов предполагает новую роль преподавателя.  Новую,  в плане использования «других», адекватных новым требованиям технологий, форм и методов обучения. Это совсем непросто для человека, который привык быть носителем знания, «истиной в последней инстанции». Это серьёзное изменение. Всякое изменение человек воспринимает в штыки и преподаватель, в сегодняшней ситуации,  не осознаёт необходимости изменений, он всячески пытается избежать перемен. А от него потребуется немало: осваивать новые методы работы, обновлять содержание учебной дисциплины, использовать информационно-компьютерные технологии сегодня педагог должен стать мобильным, готовым работать по-новому, особенно тогда, когда он видит, что приносит реальную пользу студентам.

Каковы проблемы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования?

Основная  проблема студентов - адаптация. Адаптация к новым требованиям, к новым формам и методам обучения, но самое главное, адаптация к результату обучения. Студент должен занимать в образовательном учреждении активную позицию, понимать, что учение – это труд!

У преподавателей проблем больше. Первое – это освоение новой роли, роли организатора или менеджера учебного процесса. Педагогу СПО необходимо освоить технологию осознанного поведения, а также организационные, рефлексивные, проектные технологии обучения. Эта проблема неотвратимо ставит и вторую – выбор образовательных технологий с учётом цели занятия, способностей личности студента.

Общей проблемой образовательного учреждения остаётся – создание среды обучения. Среды формирующей личность студента, сочетающей приёмы обучения с нравственными критериями действий человека.

Новый образовательный стандарт предполагает использование деятельностного (компетентностного) подхода. Аспектом деятельностного подхода является проблема усвоения знаний. Только осознание информации позволяет трансформировать знания в умение и навыки профессиональной деятельности. Конечная цель деятельности, всегда развитие личности, формирование её сознания, поведения, мировоззрения. Всё это можно организовать через развитие активности и самостоятельности личности, которые, в первую очередь, определяются её мотивационной познавательной сферой. Потребность, цель и мотив, вместе взятые, представляют систему действий. Но деятельность не может быть завершённой, если не подводится итог её эффективности, соответствие цели. Следовательно, наиболее значимым уровнем образования является мотив самообразования, направленный на усовершенствование способов самостоятельной деятельности. Таким образом, воспитывая личность студента, педагог должен направлять её на самостоятельные действия, чтобы человек мог сам себя оценивать адекватно. Это будет способствовать развитию самооценки и адаптации. Потому, что человек, самостоятельно контролирующий себя, способный отвечать за собственные действия, свой выбор не боится внешнего контроля. Он несёт ответственность за принятые им решения.

Чем более адаптирована личность в социальном плане, тем увереннее и надёжнее она себя ощущает. Степень социализации отражается на возможности человека реализовать себя через деятельность. Именно поэтому профессиональная подготовка специалиста направлена на развитие таких личностных качеств, как: ответственность за результат собственной деятельности, самостоятельность в постановке цели, уверенность при выполнении действий.

Занятия надо проводить по технологиям деятельностного подхода. Эти занятия более естественны и интересны для студента, чем традиционные, т.к. предполагают опору на собственные активные действия. Однако для преподавателя это принципиально новая ситуация, ведь ему надо не просто толково рассказать то, что он сам знает – правила, законы, особенности. Теперь он должен помочь студентам пройти путь к их самостоятельному открытию путь необходимый каждому человеку для того, чтобы накопить опыт созидания, тех универсальных действий, которые он затем должен будет применять в своей жизни и профессии.

Однако преподаватели среднего профессионального обучения в большинстве своём не только не имеют опыта такого преподавания, но и сами никогда так не учились. И поэтому первое, что нужно сейчас преподавателю, - это приобрести свой собственный опыт деятельностного обучения и знание того, как по-новому организовать образовательный процесс.

Во главе угла должен быть принцип психологической комфортности, который нацеливает взрослых создать среду, в которой обязательно обеспечивается ситуация успеха для каждого участника образовательного процесса.

Осваивая деятельностный метод, педагоги меняются сами, меняется их взгляд на жизнь, их отношение к проблемам, работе, жизни. Для каждого преподавателя тоже создаётся среда психологического и интеллектуального комфорта, которая должна включать:

 

  • консультационную  работу  для помощи в реализации выбранных методов преподавания и форм контроля знаний и умений;
  • помощь в разработке стратегии развития образовательного учреждения и формирования развивающей образовательной среды.

С чего начать?


Студенты легче адаптируются ко всему новому: новым формам и технологиям обучения. Они, по сути, просто попадают в новые условия, которые максимально должны быть ориентированы на результат. Важно помнить, что результат – это не только отметка за обучение, не только получение диплома, а, в первую очередь, получение профессии, желание работать на определённом рабочем месте, развитая потребность в саморазвитии, самосовершенствовании профессиональном.


Именно поэтому начинать надо с решения проблем преподавателей. Их стереотипы сломать труднее, мы до конца не понимаем, как проверять степень сформированности профессиональных компетенций, как будет выглядеть профессионально-квалификационный экзамен. Вопросов конечно много, но ответ пока один – начать!


Начать надо с переобучения преподавателей в следующих областях:

 

  • новые образовательные технологии, причём как контроля, так и обучения;
  • социально-психологические аспекты группового взаимодействия (механизмы взаимодействия, особенности принятия группового решения, подбор технологий, формирующих познавательную мотивацию, способствующих развитию мышления, формирующих ситуацию успеха, повышающих социальную адаптацию);
  • изменение роли  педагога (педагог – менеджер, организатор образовательного процесса с учётом межпредметных связей, опираясь на имеющиеся знания студентов);
  • воспитательные воздействия в педагогическом процессе (программа воспитания на основе самоуправления в группе, студенческом коллективе в целом, формирование самостоятельности, самодостаточности, ответственности, профессионализма).

Итак, подробный анализ проблем подготовки специалистов среднего профессионального образования позволил определить направления развития системы СПО, наметил первые шаги к решению этих проблем, которые могут служить ориентиром для их успешного решения.
 

Елена Пыжова (не проверено)
Психологические проблемы модернизации образования в системе СПО

Спасибо большое за статью! Тема очень актуальна, она касается не только проблем подготовки специалистов СПО, но и всех педагогов сферы образования. Сегодняшних педагогов можно назвать первооткрывателями в своем деле, так как они заново учаться преподавать. Если раньше основное было в работе педагога: "Я говорю, а вы слушаете." Некий монолог учителя с самим собой, когда студенты занимаются в это время кто чем, возникает вопрос: "Где ты был, когда я говорила?". Однако, сейчас происходит другое, если учащихся, студентов можно вовлечь, заинтересовать. В сое время, когда я училась в медицинском колледже, самым ненавистным предметом была философия (основы), когда наш преподаватель читал свои лекции и ты должен был рассказать на зачетах то, что ты не понял, но нужно соответсвовать тексту, который зачитывался преподавателем, а также требовалось предоставить записи лекции и если у тебя нет лекций по причине болезни, но ты материал знал из учебника, оценка все равно снижалась. Также помнится как мы с нетерпением ожидали практических занятий в специализированных учебных кабинетах, чтобы окунуться в деятельность и в тоже время преподаватели задавали подготовиться по теме, мы гтовились, так как теоретические знания помогали отработать практическую деятельность, научиться выполнять инъекции, принимать роды. первую помощь при травмах и т.д. Однако работая в больнице 13 лет, наблюдала снижение уровня знаний и практических навков у студентов-практикантов медицинских колледжей и даже ВУЗов. Основная проблема, что они не видят смысла в этой деятельности, нет норм правильного общения с пациентами и между собой. В итоге, приходя работать в медицинские учреждения после выпуска, качество оказания медицинских услуг настолько низкое, отношение к пациентам грубое, психологической составляющей (взаимоотношения и взаимодействия медсестра - пациент-врач) не совершенны, правила деонтологи и этики медицинского работника практически не применяются в деятельности. Соответсвенно это напрямую связано с уровнем личностного развития, УУД студентов СПО в процессе обучения. Необходимо коректировать работу педагогов и применять новые технологии в преподавании, чтобы достичь лучших результатов и качества профессионализма выпускников данных СПО.

Тема заблокирована