Бебякина Е.А., Ермолаева Е.А. Система работы по психолого-педагогическому сопровождению адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

 

Бебякина Е.А.,

Ермолаева Е.А.,

МБДОУ«Детский сад №2 комбинированного вида «Северяночка»,

Российская Федерация, Мурманской области, г. Снежногорск

 

Ранее детство - особый период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующий период. Характеризуя особенности раннего возраста, следует отметить, что быстрый темп развития у ребёнка осуществляется на «весьма неблагоприятном фоне - недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем, что повышает присущую раннему возрасту ранимость организма» [10, с.95]. В этом возрасте ребёнок впервые переступает порог образовательного учреждения. Возрастные особенности накладывают отпечаток на адаптацию детей раннего возраста к ДОУ. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, незнакомым взрослым и сверстникам зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.


В психолого–педагогической литературе и в периодических изданиях по проблемам развития детей раннего возраста  имеется теоретическая информация по вопросу адаптации. Несмотря на это данная проблема остаётся значимой для педагогов, психологов, родителей, так как нет единого подхода к диагностике адаптации детей, организации адаптационного периода.


Специалистами нашего дошкольного учреждения разработана и успешно используется система психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса в дошкольном учреждении.


Адаптация (от лат. аdapto- приспособляю) – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды [9, с.10].


Основы биологической адаптации закладываются ещё в период внутриутробного развития. Специалисты в области медицины считают, что на последующую адаптацию ребёнка влияют следующие негативные факторы протекания беременности матери: токсикозы первой и второй половины беременности,  инфекционные, острые и хронические заболевания; приём некоторых лекарственных препаратов, стрессовые состояния, употребление алкоголя, курение. Неблагоприятное течение родовой деятельности так же может усугубить течение адаптации ребёнка. [4, с.69].


С рождением ребёнка начинается его социальная адаптация – процесс активного приспособления к условиям социальной среды [9, с.10].  Факторами риска, влияющими на адаптацию ребёнка после рождения, могут быть: заболеваемость на первом месяце жизни, употребление алкоголя и курение матерью во время периода грудного вскармливания  пассивное курение, искусственное вскармливание ребёнка, фоновые заболевания у ребёнка, конфликты в семье, несоблюдение режима сна и питания,  неправильное воспитание ребёнка и др.[4, с.69].


Благоприятные условия, созданные для малыша на ранних этапах его развития смогут предотвратить возникновение многих проблем в дальнейшем. Поэтому первым этапом психолого-педагогического сопровождения семьи и ребёнка является подготовка к дошкольному учреждению.


Для ранней профилактики возникновения отклонений в развитии ребёнка, нами разработаны буклеты для распространения в женской консультации и в детской поликлинике, содержащие информацию об особенностях развития детей, их воспитания на самых ранних этапах жизни. Тематика буклетов для женской консультации: «Развитие эмбриона и плода», «Чудо рождения», «Подумайте о будущем (о вреде курения)», «Готовность № (тест для будущих пап и мам: готовы ли вы к рождению ребёнка?)» и др. Тематика буклетов для детской поликлиники: «Во что поиграть?», «Детские страхи», «Трудности со сном», «Режим – это важно», «Детям нужна красота»,  «Колыбельные для малышей», «Психологическая безопасность ребёнка» и др.


Специалисты дошкольного учреждения осуществляют поддержку молодых родителей через патронаж семей будущих воспитанников, распространение открыток-помощников об особенностях воспитания и развития детей дошкольного возраста.


Ежегодно мы проводим собрание для родителей будущих воспитанников, на котором предлагаем их вниманию полезную информацию об особенностях развития детей раннего возраста, подготовке к ДОУ, организации адаптационного периода.


С момента прихода ребёнка в дошкольное учреждение начинается второй этап психолого-педагогического сопровождения – организация адаптационного периода. С приходом в детский сад ребёнок не только расстается на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Происходит ломка раннее сформированных стереотипов, касающихся определённого режима: укладывания спать, кормления, стереотипов общения и других [12, с.80].


Причинами, способствующими возникновению стрессовых состояний у детей на этом этапе, могут быть:


- длительное нахождение в большом количестве детей, среди которых могут быть дети, неприятные ребёнку;

- строгие, непривычные дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание;

- общение сразу со многими взрослыми людьми, не все из которых могут быть приятны ребёнку;

- отсутствие единства требований воспитателя и семья ребёнка;

- неспокойное, тревожное состояние матери в связи с новыми для ребёнка условиями [11, с. 27].


Чтобы привыкание ребёнка к ДОУ прошло успешно, нами используется система профилактических мероприятий: наблюдение за детьми, составление индивидуального плана адаптации для каждого ребёнка, своевременное просвещение и консультирование родителей, помощь воспитателям в сложных случаях адаптации. Индивидуальный план адаптации составляется на основании беседы с родителями, наблюдения за ребёнком в первый день пребывания в ДОУ, анкетирования.


Диагностика адаптации детей проводится через наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием, общением детей в группе и заполнение адаптационных листов наблюдения.


В содержание адаптационного листа входят следующие наблюдаемые параметры: аппетит, особенности дневного сна, эмоциональное состояние, поведение, взаимоотношения с детьми и взрослыми, навыки самообслуживания [12, с.81].


Адаптационный лист наблюдения за ребёнком заполняет воспитатель в течение месяца ежедневно или до тех пор, пока не нормализуется поведение малыша. Если ребёнок заболевает, это тоже отмечается в листе, а по его выздоровлению наблюдение возобновляется.


Ежедневно старшая медицинская сестра ведёт наблюдение за состоянием здоровья детей, а в конце недели делает анализ заболеваемости.


Показателями успешного окончания адаптационного процесса у ребёнка являются:

- спокойное, бодрое, весёлое настроение ребёнка в момент встреч с родителями;

- уравновешенное настроение в течение всего дня, адекватное отношение к предложениям взрослых, общение с ними по собственной инициативе;

- не конфликтное отношение со сверстниками;

- желание есть самостоятельно, хороший аппетит;

- спокойный дневной сон в группе, нормальной продолжительности;

- спокойный ночной сон, без просыпания, до утра. [3, с.47].


При организации работы с родителями нами используется видеоматериал - съёмка режимных моментов, интересных событий в жизни детей. Еженедельное просматривание видеодневника позволяет мамам и папам увидеть, как ведёт себя ребёнок в их отсутствие. Это снижает тревожность родителей, повышает доверие к коллективу детского сада.


Анализ результатов адаптации – это третий этап работы. Консилиум специалистов, состоящий из врача–педиатра, психолога и педагогов группы анализирует адаптационные листы (поведение, самочувствие ребёнка, длительность адаптационного периода), заболеваемость и определяет степень адаптации каждого ребёнка.


Оценивая результаты адаптации детей раннего возраста в нашем детском саду, можно сделать вывод: психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребёнка при подготовке и поступлении в дошкольное учреждение позволяет сделать процесс привыкания детей к ДОУ более успешным.


Система работы нашей психологической службы позволила:


– использовать  индивидуальный подход в организации работы с детьми раннего возраста в данный период;

– повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам воспитания и развития детей;

– создать условия для доверительных отношений с родителями;

– смягчить состояние стресса у детей.


В результате снизилось число детей с тяжёлой адаптацией, количество детей с лёгкой адаптацией возросло. Мы имеем стабильные положительные результаты адаптации в ДОУ.


Чёткая профессиональная слаженность и продуманная работа педагогов, медиков, психолога, участие родителей и благоприятный микроклимат в группе детского сада – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.


Результаты адаптации детей раннего возраста в МБДОУ №2


Результаты адаптации детей раннего возраста  в МБДОУ 2

Литература

1. Алямовская В. Ясли – это серьёзно. - М.: Линка–Пресс, 1999 г. – 145 с.

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина,   1972 г. – 304 с.

3. Арнаутова Е.П., Парамонова А.А. Сама в садик я ходила. - М.: Карапуз, 2004 г.– 70 с.

4. Баркан А. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребёнка. - М.: АСТ–Пресс, 2000 г.– 429 с.

5. Воспитание и  обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада. Под редакцией Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 1986 г. – 173 с.

6. Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко О.И. Дошкольное учреждение и семья. - М.: Линка–Пресс, 2001 г. – 183 с.

7. Калинина Р. Адаптация дошкольника к условиям детского сада. - СПБ: Речь, 2002 г. – 54 с.

8. Линч П. Младенец и ребёнок. Развитие ребёнка от рождения до пяти лет. - М.: Педагогика – Пресс, 1992 г. – 298 с.

9. Психологический словарь. Под редакцией Петровского А.В., Орошевского М.Г. - М.: Издательство политической литературы, 1990 г. – 492 с.

10. Кононова И.М. Закономерности периода раннего детства//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2003 г. – №2 . – С.95-97.

11. Макшанцева Л.В. Программа психодиагностики, профилактики  и преодоления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду // Психолог в детском саду. – 2003 г. – № 1. – С. 24-48.

12. Печора К.Л. Ширяева И. Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению // Ребёнок в детском саду.– 2001 г. – №4. – С. 80-83.
 

Евгения Бирюкова (не проверено)
Адаптация

В раскрытии данного вопроса интересен опыт сотрудничества или взаимодействия ДОУ, детской поликлиники и женской консультации. Очень мне понравился метод снятия тревожности родителей-видеосъёмка, очень творческий подход. Хочется пожелать коллективу творческих успехов.

Бебякина Е.А. (не проверено)
Система работы по психолого-педагогическому сопровождению адапта

Мы долго искали наиболее эффективную модель работы с детьми и родителями в период адаптации к дошкольному учреждению. Чем раньше родители узнают о работе специалистов ДОУ, чем больше сил и терпения будет вложено на этапе подготовки к дс и в момент прихода ребёнка в группу, тем больше будет доверия и сотрудничества между специалистами и семьёй в дальнейшем.

Тема заблокирована