Бубнова Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательной среды в условиях введения новых стандартов образования

 

Бубнова Ю.В.,

ГБОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр»,

Российская Федерация, г.Самара

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие с 1 сентября 2011 года, представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями: к структуре образовательных программ, к условиям реализации и результатам их освоения. Системообразующей составляющей стандарта являются требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего образования [9].


Особое внимание уделяется формированию знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья. Интегративным результатом требований к условиям реализации основной образовательной программы является создание комфортной развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.


Первый шаг в построении индивидуальной образовательной траектории учащегося заключается в выявлении индивидуально-психологических особенностей его развития. При этом необходимо понимать, что на основе полученных данных должны быть обеспечены такие условия образовательной среды в рамках урочной и внеурочной деятельности, чтобы младшие школьники могли успешно осваивать общеобразовательную программу на базовом и выше базового уровне не только в предметной, но и в метапредметной области. Кроме этого, должны быть достигнуты положительные результаты в динамике развития личности школьника.


Поэтому становится актуальным вопрос о выборе психодиагностических методик для определения индивидуально-психологических особенностей развития учащихся и построения для них, на основе полученных результатов, индивидуальных образовательных траекторий.


После введения новых стандартов образования в качестве эксперимента в школы Самарской области специалисты Регионального социопсихологического центра в течение 2-х  лет занимаются сопровождением данного эксперимента. С этой целью составляются пакеты психодиагностических методик для исследования сформированности универсальных учебных действий, после чего эти методики проходят апробацию на базе пилотных и контрольных школ, корректируются.


В настоящее время на территории области выработан четкий алгоритм психодиагностической работы психологов при сопровождении учащихся начальной школы в рамках внедрения новых стандартов образования.


Для выбора комплекса методик с целью диагностики выделенных компонентов универсальных учебных действий учитывались следующие критерии:


1. Системный характер видов универсальных действий. Системный характер учебных действий позволяет использовать одну методику для оценки сформированности нескольких видов универсальных учебных действий (например, тест «Прогрессивные матрицы Дж. Равена» позволяет оценить как познавательные действия, так и регулятивные) или оценки сформированности нескольких действий внутри одного блока регулятивных действий (например, зрительно-моторный гештальт тест Бендер дает информацию о действии принятия и удержания задачи (инструкции) деятельности, о контроле и коррекции).


2. Возрастные особенности младшего школьного возраста. Подбор тестов и методик диагностики осуществлялся в соответствии с возрастом учащихся.


3. Знание об особенностях учебных действий на этапе начального образования, содержание которых отражает содержание ведущей деятельности младшего школьного возраста. Учебная деятельность и «умение учиться» – это непосредственная деятельность ученика начальной школы, следовательно, диагностика учебных действий, на наш взгляд, должна осуществляться в процессе выполнения учеником деятельности, отмечая особенности ее выполнения, что предполагает акцент на качественной оценке результатов диагностики.


4. Качественная оценка параметров, свидетельствующих об уровне сформированности компонентов познавательных действий, предполагает: умение ребенка анализировать объекты, сравнивать, устанавливать аналогии и составлять целое из частей, уровень развития зрительно-моторной координации.


5. Качественная оценка параметров, свидетельствующих об уровне сформированности компонентов регулятивных действий, предполагает анализ следующих возможностей (умений) ребенка: умение помнить и удерживать правило (инструкцию) во времени; умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; умение предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; умение начинать выполнение задания и заканчивать его в требуемый временной момент; умение тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.


Важным критерием сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности является вид помощи, необходимый учащемуся для успешного выполнения действия. Помощь, оказываемая педагогом ребенку, продвигает его в выполнении задания, тем самым дает возможность оценить зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий у школьника. Поэтому, в рамках, проводимого педагогом-психологом, обследования детей, поступающих в школу, должна быть решена задача по выявлению зоны ближайшего развития универсальных учебных действий. Данное положение в диагностическом комплекте реализуется посредством оказания ребенку дозируемой помощи взрослым при выполнении задания. Помощь ребенку дозируется в виде последовательно предлагаемых «подсказок»: сначала более свернутых, затем, более подробных, вплоть до прямого объяснения ребенку решения задания. В основу «подсказок» мы предлагаем ввести классификацию видов помощи М. Н. Костиковой (стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая, обучающая) [3]. Помощь, с которой ребенок начинает выполнять задание, говорит о зоне ближайшего развития, о ее близости или отдаленности от зоны актуального развития. Знание особенностей зоны ближайшего развития ребенка позволяет педагогу и психологу выстроить индивидуальную оптимальную стратегию обучения и воспитания каждого ребенка.


6. Качественная оценка параметров компонентов личностных универсальных учебных действий предполагает сформированность внутренней позиции как готовности принять новую социальную роль ученика; сформированность адекватных реакций на неуспех и неудачу; сформированность системы оценок и представлений о себе, своих возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми; нравственно-этическую ориентацию, включающую усвоение норм взаимопомощи, ориентировку на моральные нормы, оценку действий с точки зрения нарушения/соблюдения моральных норм.


7. Качественная оценка параметров сформированности компонентов коммуникативных действий предполагает потребность в общении со взрослыми и сверстниками, умение слушать собеседника, сформированность действий, направленных на учет позиции собеседника, умение договариваться, убеждать, аргументировать в процессе организации и осуществления сотрудничества, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.


Особенности проведения диагностического обследования детей при поступлении в школу и учащихся 1-х классов [3]


Психодиагностическое обследование проводится с детьми, достигшими возраста 6,5 лет, при поступлении в школу. Диагностика осуществляется в индивидуальной форме, что обусловлено психологическими особенностями детей данного возраста. Обследование с помощью теста Тулуз-Пьерона может проводиться в групповой форме (микрогруппа, не более 10 человек).


Время проведения диагностического обследования должно быть согласовано с учителем, родителями (или лицами, их заменяющими), администрацией. Первый и последний урок необходимо исключить из времени проведения обследования.


Во время выполнения заданий ребенок может испытывать затруднения. В этом случае ему необходимо предложить помощь [5]. Вид и объем помощи подбирается сугубо опытным путем. Следовательно, нахождение условий преодоления затруднений является экспериментальной задачей, решение которой и позволяет дать содержательную характеристику развития ребенка для индивидуализации подхода к нему в учебно-воспитательном процессе.


Как показала наша практика, целесообразно диагностику учащихся 1-х классов разделить на несколько этапов и проводить по следующему алгоритму:


В 1-ой четверти проводится: «Беседа о школе» [2], методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха [2], исследование способностей воспринимать абстрактные формы (прогрессивные матрицы Дж. Равена – черно-белый вариант, [8]),  исследование степени развития структурных  зрительно-моторных функций («Зрительно–моторный гештальт-тест» Л. Бендер, [6]), исследование особенностей внимания, работоспособности (Тест Тулуз-Пьерона, [10]).


Во 2-ой  четверти проводится: методика самооценки «Дерево» (Дж. и   Д.  Лампен, модиф. Л.П. Пономаренко), определение эмоционального уровня самооценки ( 1, 4, 6 субтест) (А.В. Захарова) [1], моральные дилеммы [2].


В 3-4-ой четвертях проводится: методика «Кто прав?» [2], «Рукавички» [2], карта наблюдения по коммуникативным УУД [3].


Особенности проведения диагностического обследования учащихся 2-х классов образовательных учреждений [4]


Психодиагностическое обследование проводится в групповой форме, исключение составляют моральные дилеммы, по которым осуществляется индивидуальная беседа с ребенком.


Время проведения диагностического обследования должно быть согласовано с учителем, родителями (или лицами, их заменяющими), администрацией. Первый и последний урок необходимо исключить из времени проведения обследования.


Целесообразно диагностику учащихся 2-х классов разделить на несколько этапов и проводить по следующему алгоритму:


В 1-ой четверти проводится: прогрессивные матрицы Равена [8], тест Тулуз-Пьерона [10], опросник мотивации [2].


Во 2-ой четверти проводится: методика «Самооценка» [7], анкета «Оцени поступок» [2], проба на внимание [2], методика выявления характера атрибуции успеха / неуспеха [2], моральные дилеммы [2].


В 3-4-ой четвертях проводится: методика «Кто прав?» [2], «Раскраски» [2], карта наблюдения по коммуникативным УУД [3].


Полученные результаты психодиагностического обследования учащихся 1 и 2-х классов заносятся в индивидуальную карту школьника [3, 4]. На основе результатов диагностики психолог совместно с педагогом разрабатывает для учащихся «группы риска» (учащихся, которые выполнили задания тестов с низкими или крайне высокими результатами) индивидуальную траекторию развития и обучения.


Литература

1. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. – Минск,1993.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.

3. Клюева Т. Н., Бубнова Ю. В., Ларина Т. В., Флоренко Е. Ю., Баранова О. О., Геворкян Е. С., Яхина Р. Р. Применение психодиагностического инструментария педагогами-психологами в рамках сопровождения внедрения ФГОС // Под общей редакцией Клюевой Т. Н., к.псх.н. – Самара: Региональный социопсихологический центр, 2011. – 104 с.

4. Клюева Т. Н., Бубнова Ю. В., Баранова О. О., Галимуллина Л. З., Геворкян Е. С., Яхина Р. Р. Применение психодиагностического инструментария для учащихся 2-х классов педагогами-психологами в рамках сопровождения внедрения ФГОС. // Под общей редакцией Т. Н. Клюевой, к.псх.н. – Самара: Региональный социопсихологический центр, 2012. – 62 с.

5. Костикова М. Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: Сборник научных трудов. – М., 1987.

6. Лови О. В., Белопольский В. И. Руководство по использованию зрительно-моторного гештальт теста Бендер. – Серия «Библиотека практического психолога». – выпуск 3. – М.: Фолиум; Когито-центр, 1996. – 40

7. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 416 с.

8. Прогрессивные матрицы Равена: методические рекомендации / сост. и общ. ред. О. Е. Мухордовой, Т. В. Шрейбер. – Ижевск: Изд. «Удмуртский университет», 2011. – 70 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]: Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

10. Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: методическое руководство. – СПб.: ГМНПП «Иматон», 2003. – 86 с.
 

Альфимова Ирина... (не проверено)
Психолого-педагогическое сопровождение в образоватеольной среде

Интересный опыт работы, тема мне очень близка. Второй год занимаюсь сопровождением ФГОС. Диагностический комплект разработанный МО педагогов-психологов общеобразовательных учреждений г. Йошкар-Олы значительно обьёмнее и занимает большое количество времени. Как Вы справляетесь с такой нагрузкой?

Елена Пыжова (не проверено)
психолого-педагогическое сопровождение в образовательной среде

Конечно, пример сопровождения учащихся начальной школы необходим, но обратите внимание на требования ФГОС, что все УУД должен оценить педагог (т.е. непосредственно учитель класса). Психолог не может полноценно провести всю эту работу, так как в сопровождении 1 психолога может быть вся школа (ученики школы свыше 500 человек). Обратите внимание на методики, основные для начальной школы (особенно первоклассники) должны проводиться индивидуально. Время проведения методик четко не указано (например, "Оцени поступок", "Проба на внимание", "Кто прав"). Из опыта знаю, что провести индивидуально требуется 10-30 минут на методики, так как по правилам необходимо ребенку объяснить, что будем делать, для чего, получить согласие, узнать о самочувствии и т. д. К тому же предлагаются методики психологические, которые имеет право проводить только психолог. и о чем может быть речь, если учитель не владеет полным объемом психологических знаний и к этому необходимо готовить будующих педагогов (молодых специалистов), которые уже с базой знаний и навыков по проведению оценки УУД станут работать в школах.

Тема заблокирована