Чиркова Т.Л. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности начинающего воспитателя

 

Чиркова Т.Л.,

МБДОУ «Детский сад №55»Елочка»»,

Российская Федерация, Республики Марий Эл, г. Йошкар- Олы

 

Период вхождения начинающего воспитателя в профессию отличается напряженностью, испытанием сильного стресса. От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное развитие, и останется ли он в сфере дошкольного образования.


За длительное время работы в должности старшего воспитателя, при общении с начинающими  воспитателями, при изучении их творческого потенциала, можно сделать следующие выводы: начинающие воспитатели с трудом применяют полученные знания на практике; теряются, проявляют нерешительность, пасуют перед малейшей неудачей, с трудом управляют  детским коллективом; имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста. Все это в связи с низкой оплатой труда, социальной напряженностью, невысоким статусом  профессии воспитателя зачастую является причиной ухода начинающих воспитателей из сферы дошкольного образования.


Педагогический состав дошкольных учреждений стремительно «стареет». В последнее время число молодых специалистов, приходящих в детские сады, очень мало. И часто на вакантное место педагогов принимаются люди, не имеющие специального (дошкольного) образования, либо студенты, обучающие в ВУЗах. Поэтому  появление молодых специалистов в коллективе – это радость, как для администрации, так и педагогов.


На этом фоне одной из первостепенных задач коллектива детского сада становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые  выбрали нелегкий путь воспитателя.


Задача руководителя, старшего воспитателя, педагога – психолога - дружелюбно встретить и принять молодого специалиста в свой коллектив, помочь «войти» в профессию и полюбить ее, и направить в ту группу, где работает опытный, знающий, любящий свое дело педагог. В каждом детском саду сложились свои традиции, своя система работы, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.


Профессиональные качества  во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому к каждому педагогу надо подходить дифференцированно.


Работа в нашем коллективе проводиться поэтапно:


1. Предварительный.

Вступление начинающего воспитателя в ряды педагогов ДОУ: беседа с заведующим  ДОУ, знакомство с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, определяет рабочее место; анкетирование, тестирование молодых специалистов (совместно с педагогом - психологом ); выбор наставника;


2. Основной.

В детском саду функционирует «Школа молодого воспитателя», целью которой является помощь начинающим воспитателям в повышении профессиональной компетентности и успешной адаптации в коллективе.


Заседания проходят один раз в месяц, по плану, составленному с учетом запросов и трудностей начинающих педагогов. В рамках школы рассматриваются как теоретические, так и практические вопросы.


Активно используются открытые мероприятия с последующим обсуждением, семинары- практикумы, где теоретический материал подкрепляется примером из практики, показом отдельных приемов и способов работы.


При проведении занятий «Школы молодого воспитателя» применяются разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, дискуссии, решение кроссвордов, тренинги, метод - имитации рабочего дня.


При этом начинающий воспитатель изучает опыт работы коллег своего  учреждения и других ДОУ, посещает открытые городские мероприятия, методические объединения воспитателей.


Начинающему воспитателю необходима постоянная товарищеская помощь, которая проявляется в организации наставничества. Работа наставника- это одно из ответственейших общественных поручений. Личный пример опытных коллег всегда лучше советов, рекомендаций. Такой форме индивидуальной методической работы, как консультации мы уделяем большое значение. Молодые специалисты получают конкретные советы по трудным вопросам, методические рекомендации.


С самого первого дня ориентируем молодого специалиста на постоянное пополнение знаний, овладение передовыми методами и приемами в работе с детьми, постижение секретов воспитания. Недостаточное владение этими навыками заставляет его заняться самообразованием. Поэтому в течении всего года создаются условия для формирования потребностей в непрерывном самообразовании, делается подборка методической литературы и периодических изданий по интересующим вопросам, оказывается помощь в составлении индивидуального плана по самообразованию.


Профессиональные качества во многом зависят от индивидуальности воспитателя, особенностей его характера, темперамента.


Поэтому чтобы определить тип характера, его положительные и отрицательные свойства, и психологические особенности начинающих воспитателей, оценить их способности и творческий потенциал для эффективного осуществления воспитательной работы в ДОУ, «работает» психологическая «гостиная», руководителем которого является педагог- психолог.


Каждому начинающему воспитателю предлагается шуточный тест (Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева). Из приведенных пословиц и поговорок выбираются те, которые в наибольшей степени отражают особенности жизни в качестве молодого специалиста. Этот тест позволяет определить одно из самых важных качеств - его «педагогическую стрессоустойчивость».


А тест « организованный ли Вы человек» позволяет узнать: надежен, внимателен ли начинающий воспитатель, как он умеет управлять и временем и делами, как сотрудничает с коллегами.


Для  анализа личностной сферы используются следующие методики:


тест Айзенка ( определяется тип темпераметра ), тест « направленность личности» - выявление направленности личности на себя, на других, на деятельность; тест « стратегия выхода из конфликта» - соперничество, компромисс, избегание, приспособление; тест для самоанализа профессиональных затруднений в общении с родителями ,тип фигур (раскрывается типология личности), социометрия (устанавливается социометрический статус).


В рамках « психологической гостиной» планируются практические занятия: правила взаимодействия с родителями; способы выхода из конфликтных ситуаций»; учимся доверять друг другу.


Большое значение в работе оказывает осознание собственных индивидуальных возможностей. Низкая самооценка не стимулирует педагогический процесс. С целью организации работы по самопознанию и раскрытию своих внутренних ресурсов проводятся тренинговые упражнения:


«Самоанализ» ( у каждого человека есть своя теория, касающаяся того, что именно делает его уникальным, отличает его от всех остальных. Дается 10 ответов на вопрос: «Кто я  такой?», быстро записывают ответы, какими они приходят в голову.


Мини – тренинги  личностного роста для педагогов, с целью – снять эмоциональное напряжение, повышению самооценки педагогов, помочь позитивно настроиться на дальнейшую работу, на сплочение коллектива. На сплочение коллектива проводятся такие игры как: «Моя пара», «Постройтесь по росту», «Путаница», игры на знакомство «Снежный ком», «Интервью», «Я люблю себя за то…». Даются определенные задания, такого типа как «какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями» с целью развивать умение «вчувствоваться» в смысл словесного обращения к собеседникам.


Также проводятся консультации, деловые игры, релаксирующие упражнения, сеансы музыкотерапии,  а также диагностическое обследование: исследование уровня адаптации молодых специалистов с условиями ДОУ; раннее выявление профессиональных кризисов.


В конце учебного года проводится анкетирование. Результаты анкеты свидетельствуют о том, каких успехов достиг воспитатель, какие проблемы возникли в процессе работы. Какую методическую помощь ему необходимо оказать.


3. Заключительный.

  • презентация достижений на педагогическом совете

Таким образом, проводимая работа помогает начинающим воспитателям успешно адаптироваться в пространстве ДОУ, а также повысить желание продолжить работу.


Список  литературы

1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. - М.:2005.-64 с.

2. Васильева А.И. и др.Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений- 3-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1990.-143 с.

Евгения Бирюкова
Молодой специалист

Очень актуальная проблема-работа с молодым специалистом.Одной из наиважнейших проблем в этом вопросе, на мой взгляд,выбор наставника.Далеко не каждый стажист может взять на себя эту ответственную роль.Я столкнулась с тем, что,помимо молодого специалиста, приходится работать и с наставником.

Тема заблокирована