ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Столярова С.В.

МБДОУ «Детский сад № 9 «Росинка»

Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола

В дошкольном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью дошкольников.

         У детей эмоциональный отклик пробуждается именно через общение с природой, так как она своей яркостью, многообразием воздействует на все чувства. Ребята радуются зеленой травке, щебетанию птиц, полету бабочек и стрекоз, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.

Но в тоже время есть дети, которые наносят вред природе, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.  Это говорит о сложности взаимоотношений природа – дети. Очень важно приучить детей уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. Природа должна стать для каждого дошкольника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств.

         Одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению детей с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.

 В психологическом плане ответственное отношение – это сложное образование. В его становлении и развитии в равной мере участвуют и знания, и чувства. Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания должны осознаваться. Это осознание приходит в процессе их эмоционального «переживания». Для детей, выросших в сельской местности, знания и эмоциональное отношение к окружающей их природе являются частью их повседневной жизни. В отличие от них, городские дети получают абстрактные знания, которые не имеют применения в их каждодневной жизни. Эти знания, конечно, им необходимы, так как взаимодействие с природой важный аспект жизни каждого человека. Но как быть, если дети ежедневно видят урбанизированную среду обитания? Для городских детей знания, полученные на уроках, экскурсиях, в походах, в результате проектной деятельности, необходимо закрепить еще и выполнением специально разработанных упражнений и практических занятий, что обеспечивает личную значимость знаний, их осмысление и формирует субъектное ценностное отношение личности к миру природы.

Эколого-психологический тренинг – комплексная форма экологического образования, основанная на общей методологии социально-психологических тренингов и направленная на коррекцию и развитие отношений дошкольника к себе (в первую очередь, к своему духовному и физическому здоровью) и к окружающей социоприродной среде.  Экологический тренинг позволяет решать следующие задачи:

  • формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом;
  • обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой;
  • развитие восприятия ребенка при контакте с природой;
  • расширение индивидуального экологического пространства ребенка.

         Занятия экотренингом дают заметный оздоровительный эффект, снимают психологическую напряжённость и настраивают на доброжелательное отношение ко всему живому. Положительный эмоциональный фон занятий помогает снимать у детей стрессы и агрессивность.

 Эколого-психологический тренинг органично вписывается в воспитательную работу в  детских садах, а так же в семейном воспитании.  Он сконструирован как система коррекционно-педагогических приемов, каждый из которых актуализирует действие определенного психологического механизма развития субъективного отношения к природе.

Примеры эколого-психологических тренингов для дошкольников:

 «Мы – гусеницы»

Необходимо приготовить: детские гольфы разных цветов (по одному на каждого участника); питьевую воду в стаканах или блюдцах; кусочки капусты на подносе; небольшие покрывала или полотенца. Каждый участник, надев гольф на руку, «превращается в гусеницу», которые знакомятся друг с другом: «Я зеленая гусеница. Я желтая гусеница. Я полосатая гусеница. Я пестрая…» (в зависимости от цвета гольфа). Воспитатель сопровождает игру комментариями, при этом он сам выполняет различные действия: «Гусеницы сидят на дереве, ползают по веткам, едят листья, они очень вкусные (участники игры пытаются съесть капустные листья без помощи рук). А вот капли воды на ветках, их можно пить, очень вкусно! (дети должны выпить воду из блюдец без помощи рук). Хорошо дышать гусеницам свежим воздухом.  Но вот спустилась ночь, нужно найти дом для ночлега. Забрались гусеницы на листья и заснули, (дети прячутся под покрывалами по 2-3 человека).  Пришло утро и наши гусеницы проснулись. Приятно погреться на солнце. Наконец, наступает пора превращаться в бабочку. Гусеница делает кокон-домик (дети заворачиваются в покрывала), спят, а через некоторое время кокон раскрывается, и появляется бабочка. Бабочка улетает».

 «Жук вверх ногами»

         Для этой игры необходимо приготовить изображение жуков размером 1-2 см. (впоследствии их размер можно уменьшить, усложняя, таким образом, задания); картонные круги, овалы, на одной стороне которых нарисованы разные жуки. Воспитатель раскладывает «перевернутых» жуков по всей группе. Затем предлагает детям превратиться в различных насекомых и поползать: «Вдруг жуки упали на спину, дергают ножками, брыкаются (дети, лежа на спине, имитируют движения), хотят перевернуться, но никак не могут. Как же плохо лежать вверх ногами – неудобно, страшно! Неужели они так и будут мучиться?  Я помогу им.  Возьму листок дерева, лежащий на земле, и переверну насекомых, пусть бегут своей дорогой.  Как обрадовались жуки помощи! Побежали по траве к своим детям, к маме, папе. Молодцы, ребята, превращайтесь обратно в людей! Посмотрите перед вами лежат перевернутые жуки (картонные).  Поищите их по всей комнате, помогите им перевернуться, а затем отнесите в «траву, кусты» (например, на подоконник, где стоят комнатные цветы, или на зеленый лист бумаги – «поляну».)

         «Природные человечки»

         Понадобится разнообразный природный материал: семена, плоды, камни, палочки, сучки, листья и т п.; небольшие банки или коробки (для каждого участника); кусочки пластилина. Воспитатель предлагает детям выложить на полу или на стене человечка из любого природного материала.  Его части тела можно соединить при помощи пластилина.  Вариант задания: использовать только один вид плодов (получается Каштановый человечек, Тыквенный, Арбузный). Далее педагог спрашивает: «А как зовут человечков? Сообщите им ваше имя. Что бы вы сделали, если бы превратились в такое маленькое существо?  Как вы думаете, что ему нравится в людях?  Попробуйте дать жизнь Травяному человечку, человечку из коры, Песочному, Каменному человечку».  Пусть дети поселят человечка в любое место природного или животного уголка, в ландшафтном садике.

Эколого-психологический тренинг для педагогов:

1. Упражнение «Дерево»

Цель: выявить настроение участников группы.

Инструкция: «Закройте глаза и представьте себя каким-нибудь деревом. Подумайте, какое оно, какая погода, как себя чувствует ваше дерево?»

Анализ: участники группы по кругу рассказывают о своих впечатлениях.

Упражнение занимает 15 минут.

2. Упражнение «Природа в моей жизни»

Цель: узнать отношения участников тренинга к окружающей их природе.

Материалы: лист бумаги и ручка.

Инструкция: каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание: «Природа для меня…», («Природа в моей жизни…»).

Анализ: после того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу.

Упражнение занимает 30 минут.

3.Упражнение «Чистописание»

Основные цели: Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения.

Материал и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры.

Инструкция: Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга. Затем нужно написать названия каждого животного подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом надо стараться, чтобы надпись понравилась самому животному, если бы попалась ему на глаза. Упражнение заканчивается обсуждением.

Выполнение данного упражнения включает работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия.

Ориентировочное время: 20 минут.

4.Упражнение «Зоологический балет»

Цель: идентификация с животными и растениями

Инструкция: участникам предлагается выбрать любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им. О своем выборе не объявляется, участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и внутреннего мира избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев, любовь. Целесообразно поделиться своими чувствами.

Ориентировочное время: 30минут

5.Упражнение «Экологический кодекс жителей Земли»

Цель: Формирование мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с природой.

Материалы  и подготовка: Бумага, ручка.

Инструкция: Участникам предлагается провести «мозговой штурм» и совместно выработать «Экологический кодекс жителя Земли». На первом этапе фиксируются все предложения, какими бы невероятными или неудачными они ни казались. Затем каждое из них оценивается участниками, выстраивается порядок положений Кодекса, шлифуются формулировки. В конце упражнения Кодекс обсуждается и дополняется участниками.

Ориентировочное время: 40 минут.

Таким образом, четко организованная, целенаправленная работа с использованием эколого-психологических тренингов в детском саду позволяет использовать дополнительный материал, расширяющий природоохранительный кругозор и конкретизирующий знания воспитанников. Дети имеют возможность чаще вступать в контакты с природой.

Список литературы:

1.Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - С. 12-86.

2.Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников / Л.И. Егоренков.– М.: АРКТИ, 2001. – 128 с.

3.Ермаков Д.С. Интерактивные упражнения и игры в экологическом образовании /Д.С Ермаков, Г.Д. Петрова // Экологическое образование. - 2004. - №4. – 96 с.

4.Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники / Н.А. Рыжова.  – М., Линка-Пресс, 2002г. – 192 с.

5.Чернецкая Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду/ Л.В. Чернецкая. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 128 с.