Эмоциональная дезадаптация студентов и ее профилактика

Сильченко И.В.,

УО «Гомельский государственный университет им. Ф.Скорины»,

Республика Беларусь, г. Гомель

 

Психоэмоциональные проблемы молодежи и студенчества привлекают все большее внимание исследователей (В.В. Войцех, Г.И. Семикин, 2006; В.С. Собкин, 2004; Е.Г. Дозорцева, 2006; Л.Ф. Обухова, 2006; А.М. Прихожан, 2000; Н.Н. Толстых, 2007 и др.). Особую тревогу в последние 15–20 лет вызывает рост самоубийств среди молодежи.

Обучение в вузе сопровождается, как известно, со значительными стрессовыми нагрузками, что создает дополнительные условия для проявления эмоциональной дезадаптации (Е.Д. Красик, Б.С. Положий, Е.А. Крюков, 1982; В.В. Войцех, Г.И. Семикин, 2006; Т.Л. Крюкова, 2004). По данным ряда исследований значительная часть студентов, особенно младших курсов, накануне сессии демонстрирует высокие показатели эмоционального неблагополучия – депрессии, тревоги, повседневного стресса, т.е. попадают в группу риска по расстройствам аффективного спектра (Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова, Я. Г. Евдокимова, М. В. Москова, В. Ф. Войцех, Г. И. Семикин, 2007; Евдокимова Я. Г., 2008; Крюкова Т. Л., 2004).  К наиболее тяжелым последствиям эмоциональной дезадаптации в юношеском возрасте относятся суицидальные попытки, а также рост злоупотребления психоактивных веществ [1].

Все это остро ставит задачу выявления личностных и межличностных факторов эмоционального неблагополучия студентов, изучения предикторов успешной переработки стрессогенных жизненных событий и совладания со стрессом, а также разработки на этой основе программ психопрофилактики и психотерапевтической помощи для молодежи.

В настоящее время в психологии интенсивно дискутируется проблема связи эмоциональной дезадаптации в студенческой среде с личностными, семейными и интерперсональными факторами  [1; 2; 3; 4]. Специфичными для группы студентов с эмоциональной дезадаптацией оказались очень высокие показатели депрессии, тревоги, уровня повседневного стресса, выраженности семейных дисфункций, социальной тревожности [2, с. 108], а также выраженный перфекционизм,  враждебность и неадаптивные стратегии совладания со стрессом [5, с. 41].

  Для разработки программы психопрофилактики и психотерапевтической помощи студентам было проведено изучение особенностей дисфункциональных личностных черт (агрессии и враждебности), стрессовладающего поведения и социальной поддержки у студентов с высоким уровнем эмоциональной дезадаптации.

Выраженность эмоциональной дезадаптации определялась с помощью опросника депрессии (BDI) А. Бека в адаптации Н. В. Тарабриной (2001). Уровень переживания стресса измерялся с помощью Шкалы PSM25 Лемура-Тесье-Филлиона в адаптации Н. Е. Водопьяновой. Изучение стратегий и моделей копинг-поведения (стресс-преодолевающего поведения) проведено с помощью Опросника способов совладания («SACS») Р. Лазаруса и С. Фолкмана в адаптации Т.Л. Крюковой.  Для оценка уровня агрессии и враждебности использовалась методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки ( адаптация А.К. Осницкого). Многомерная шкала восприятия социальной поддержки (MSPSS) (С. Зимет; Н. А. Сирота, В.М. Ялтонский) позволила оценить уровень субъективного восприятия социальной поддержки респондентом.

Проведенное исследование показало, что 74% студентов отмечают в самоотчете симптомы депрессии: выраженная форма депрессии выявлена у 16% испытуемых, умеренная форма – у 17 %, легкая депрессия у 41% испытуемых.  Симптомы депрессии отсутствуют только у 26% студентов.

Данные, полученные по шкале PSM25 Лемура-Тесье-Филлиона, свидетельствуют о высоком уровне стресса, который переживают все студенты с депрессивной симптоматикой, что свидетельствует о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта у данной категории испытуемых.

Для студентов с выраженными симптомами эмоциональной дезадаптации (депрессии и повседневного стресса) характерно преобладание дезадаптивных форм совладающего поведения:  «избегание» и «агрессивные действия». Такой копинг только усугубляет эмоциональное состояние и приводит к возрастанию стресса.  Испытуемые без признаков эмоциональной дезадаптации чаще используют копинг реакции, направленные на «поиск социальной поддеpжки», «вступление в социальный контакт», «осторожные действия». Показатели эмоциональной дезадаптации положительно связаны с неадаптивными копинг-стратегиями (r = 0,379, p ≤ 0,05) и отрицательно с адаптивными копинг-стратегиями.

Корреляционный анализ выявил наличие взаимосвязи между уровнем социальной поддержки и выраженностью депрессивной симптоматики:  отрицательная связь (r = –0,39, при P ≤ 0,05) между высоким уровнем социальной поддержки и низким уровнем депрессии и наоборот, положительная корреляция (r =0,39, при P ≤ 0,05) между низким уровнем  социальной поддержки и высоким уровнем депрессивной симптоматики.

Студенты с симптомами эмоциональной дезадаптации реже обращаются к ближайшему окружению за рекомендациями по разрешению ситуации, чаще ощущают одиночество, имеют ограниченную возможность в получении эмоциональной поддержки. Следует подчеркнуть, что «семейная поддержка» занимает первое ранговое место у студентов без эмоциональной дезадаптации, что подтверждает вывод А.Б. Холмогоровой, Н.Г. Гаранян и Г.А. Петровой о том, что конструктивная социальная поддержка выступает в качестве буфера, способствующего смягчению жизненных стрессов и их более успешной переработке [6, с. 36]. 

У студентов с депрессивной симтоматикой выявлены достоверно более высокие, чем в норме, показатели агрессивности и враждебности. Наиболее высокие значения отмечены по следующим шкалам:  раздражительность (9,7 баллов) – у 65% испытуемых; подозрительность (10,2 балла) – у 80% испытуемых; негативизм (4,8 балла) – у 80%; косвенная агрессия  (4,3 балла) – у 66%; «чувство вины» (5,6 баллов) – у 67% испытуемых.  При этом показатели прямых и открытых форм агрессии по шкалам «вербальная и физическая агрессия» в данной выборке незначительно отличаются от нормативных, что свидетельствует о склонности   данной категории испытуемых к накоплению агрессивного и враждебного потенциала при  выраженном ограничении  его проявления.

М.В. Москова описывает взаимосвязь враждебности со студенческой дезадаптацией следующим образом: негативные представления о других людях индуцируют негативный аффект (страх, недовольство, гнев, разочарование), провоцируют дезадаптивные поведенческие стратегии – высокую конфликтность в отношениях или защитное дистанцирование, что, в свою очередь, может приводить к социальной изоляции и дефициту поддержки. Высокий уровень негативных эмоций, конфликтные отношения с окружающими, дефицит эмоциональной поддержки могут служить фактором тревожно-депрессивных расстройств» [5, с. 42].

На основании проведенного теоретического и эмпирического  анализа можно выделить следующие мишени психотерапевтических интервенций и профилактики возникновения эмоциональных нарушений у студентов: выраженные агрессивность  и  враждебность, недостаточная способность к адекватному отреагированию эмоций в поведении, использование неэффективных стратегий совладания со стрессом, недостаточный уровень социальной поддержки.

Многочисленные клинические данные свидетельствуют о том, для состояния здоровья весьма важное значение имеют не только негативные эмоции, но и способы, которыми человек справляется с эмоциональными проблемами. Доказано, что стратегии подавления, сдерживания и даже дозированного отреагирования гнева и агрессии являются дезадаптивными как на организмическом, так и на межличностном уровнях функционирования индивида [7, с.127]. 

Для формирования навыков регуляции и управления агрессивными и враждебными моделями поведения, нами была разработана психокоррекционная программа, которая включала в себя обучение контролю над своими эмоциями и спосо­бами выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей; развитие умений обнаружить корни своего гнева (иррациональной агрессивности) в определенных ситуациях, предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание и приглашение к со­трудничеству; формирование навыков снижать уровень эмоциональ­ного напряжения через физическую релаксацию, научение конструктивным способам управления агрессией.

Вторая часть программы была направлена на формирование адаптивных способов получения социальной поддержки  и развития социальных навыков, позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования. Эта часть программы реализовывалась в форме тренинга навыков совладания, который направлен на отработку умения быстрого реагирования в трудной ситуации, навыков саморегуляции, ассертивности и уверенного поведения и выбору из копинг-репертуара тех стратегий, которые наилучшим образом соответствуют требованиям ситуации.

Список литературы

  1. Холмогорова, А.Б. Суицидальное поведение: теоретическая модель и практика помощи в когнитивно-бихевиоральной терапии / А.Б. Холмогорова // Консультативная психология и психотерапия. –2016. –Т. 24. – № 3. – С. 144—163.
  2. Холмогорова, A. Б. Суицидальное поведение в студенческой популяции / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян, Д. А. Горшкова, А. М. Мельник // Культурно-историческая психология. – 2009. – №3,– С. 104 – 107.
  3. Евдокимова, Я.Г. Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов : дис. ... кандид. Психол. наук : 19.00.13 / Я.Г. Евдокимова; Москва, Моск. гос. психол.-пед. ун-т,  2008. – 180 с.
  4. Гаранян, Н. Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. … дис. док. психол. наук : 19. 00. 04 / Н.Г. Гаранян; МГУ им. M.В. Ломоносова. – М., 2010. – 44 с.
  5. Москова, М.В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: автореф. … дис. ... кандидата психол. наук : 19.00.13 / М.В. Москова; МГПУ. – М., 2008. – 45 с.
  6. Холмогорова, AБ. Социальная поддержка и психическое здоровье / AБ. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, T.A.  Петрова // Психология: современные направления междисциплинарных исследований: Maтepиaлы науч. конф., посвящ. памяти A.B. Бpyшлинскoгo / Poс. фонд фундамент. исслед., ин-т психологии PAH. - M.: Изд-во Ин-та психологии PAH, 2003. – С.24–37.
  7. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и корекция / И.А. Фурманов. – СПб.: Речь, 2007 – 480 с.