ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Филимонова Е. В.: студентка 2 курса

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

Главная задача педагогов, при работе с детьми дошкольного возраста ─ выбрать правильное направление эмоционального развития ребенка, пробуждение у него гуманных чувств, стремления к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

Ключевой момент в становлении личности ребенка ─ понимание своих эмоций и чувств. Эмоциональная сфера человека ─ это сложная система взаимодействующих и взаимообусловливающих состояний и чувств. Эмоциональная сфера ─ это регулятор отношений человека к внешнему миру [1].

В последние годы увеличилось число дошкольников с нарушениями поведения, эмоционально-личностного развития, у многих детей отмечается повышенный уровень тревожности, понижение самооценки. По мере взросления эти проблемы могут только усугубиться.

Изучением проблем эмоционального развития занимались многие ученые, такие как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. И. Солнцева, А. С. Спиваковская и другие.

Исследователи отмечают тенденцию увеличения количества детей, имеющих нарушения психоэмоционального развития, приводящую к трудностям взаимоотношений с окружающими. К нарушениям психоэмоционального развития относят: эмоциональную неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, снижение самооценки ребенка.

Эмоции ─ это интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, которое отражается на всех сторонах психики и организма человека» [2].

В процессе усвоения ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов происходит формирование высших человеческих чувств. Дети приобретают своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, они оценивают их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.

В развитии эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста можно выделить следующие задачи:

1) помогать детям вырабатывать положительные качества в характере и подавлять негативные;

2) развивать творческие способности детей;

3) учить детей распознаванию эмоций и чувств других людей, выражению своего настроения и своих эмоций как вербальными, так и невербальными способами;

4) способствовать саморазвитию и самопознанию, а также формированию Я-концепции;

5) оказывать помощь в профилактике негативных эмоциональных проявлений [7].

Научные исследования показали, что зрение играет основную роль в процессе восприятия человека человеком и в процессе общения людей. У слабовидящих людей отмечаются закономерные изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений, связанных с нарушением зрения.

Слепые и слабовидящие дети проявляют те же чувства и эмоции, что и зрячие дети, хотя степень и уровень развития эмоционально-личностной сферы могут иметь свои особенности.

В возникновении тяжелых эмоциональных состояний значительную роль играет понимание своего отличия от нормально видящих сверстников, которое возникает еще в среднем дошкольном возрасте.

Значительные трудности у детей с нарушениями зрения возникают при зрительно-пространственной ориентировке. Это проявляется в том, что дети не выделяют глубину, удаленность и протяженность пространства, из-за этого у ребенка возникают сложности при восприятии на расстоянии мимических и пантомимических проявлений собеседника, что может привести к неадекватному восприятию реальных состояний и характеристик, а также к недостаточному и неточному социальному общению [5].

Л. И. Солнцева отмечала, что, не владея мимикой, дети не могут передать свое эмоциональное состояние. Соответственно, не могут адекватно оценить и эмоциональное состояние партнера [7, С. 57].

Детям с нарушениями зрения характерно вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций, которое часто может сочетаться с навязчивыми движениями, такими как частое потряхивание руками, подскоки на пружинящих ногах, надавливание пальцем на веки, ритмичные покачивания туловищем или головой, что людям, не имеющим нарушения зрения, мешает оценить интеллектуальные и нравственные качества слепых и слабовидящих [3; 4].

Исследования и опыт В. З. Денискиной, Л. И. Плаксиной, В. А. Феоктистовой показывают, что из-за патологии зрения у детей могут наблюдаться некоторые неспецифические особенности эмоционального развития:

─ недостаточная целостность осмысления и понимания эмоциональных состояний и переживаний окружающих;

─ неправильная интерпретация эмоций;

─ недостаточные представления детей с нарушениями зрения о внутреннем мире окружающих;

─ негативная рефлексия: неуверенность, тревожность, импульсивность, [5].

Сокращение или отсутствие возможности зрительно воспринимать и непосредственно подражать внешним выразительным движениям окружающих отрицательно сказывается на понимании ситуативной, сопровождаемой мимикой и пантомимикой устной речи.

Эмоции и чувства зависят от точности и полноты отражения мира ребенком. Чем полнее дети воспринимают окружающую действительность, тем богаче мир их эмоционального отражения. Отсутствие или недостаток зрения у детей влияет на сферу чувственного познания и психические свойства и тем самым сужает их эмоциональную сферу, но не может изменить общую структуру эмоций и чувств.

Нарушения эмоциональной сферы проявляются не только у слепых, но и у слабовидящих дошкольников. Они более ранимы, тревожны, многие погружаются в пассивность или фантазии, боятся неизвестных предметов и ситуаций. Они не могут в полной мере отражать свои переживания в мимике, жестах, позах, наибольшую выразительность показывают в речи, интонации, темпе, громкости. У слабовидящих дошкольников наблюдается меньшая активность в познании окружающего мира, в пространственной ориентировке.

У детей с нарушением зрения возникают трудности в игре, учении. В более старшем возрасте возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В некоторых случаях могут развиться отрицательные черты характера: неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других – повышенная возбудимость, раздражительность, переходящие в агрессию.

Нарушение зрения детей влияет и на формирование личностных качеств человека. Часто дети с нарушениями зрения чувствуют себя обреченными и бесполезными, а это угнетенное состояние приводит к замедлению интеллектуального роста.

Литература:

1. Большая психологическая энциклопедия / под ред. Н. Дубенюк. – М.: Эксмо, 2007. – 544 с.

2. Выготский Л. С. Учение об эмоциях / Л. С. Выготский. – М.: изд-во МГУ, 2009. – С. 340-367.

3. Денискина В. З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения / В. З. Денискина. – Верхняя Пышма, 1997. – 22 с.

4. Карандаева Т. А. Эмоциональные состояния и внешнее проявление эмоций у детей с нарушениями зрения / Т. А. Карандаева, С. Н. Анеева. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО РМЭ «Мар. Ин-т обр-я, 2016. – С. 72-74.

5. Неретина Т. Г. Нетрадиционные методы коррекции нарушений / Т. Г. Неретина. – Магнитогорск: Магнитогорск. Гос. Техн. Ун-т им. Г. И Носова, 2015. – 157 с.

6. Развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.poznaysebia.com /2015/07/12razvitie-emotsionalno-lichnostnoj-sfery-detej/ (дата обращения: 02.06.2018).

7. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева. – М.: Полиграф Сервис, 2000. – 126 с.