Лупекина Е.А.
ГГУ им. Ф. Скорины
Республика Беларусь, г. Гомель
На современном этапе развития системы образования в Республике Беларусь приоритетной задачей является повышение его качества, что выступает основой формирования социально зрелой творческой личности. Компетентностный и деятельностный подходы позволяют эффективно осуществлять переход от знаниевой парадигмы образования к деятельностной, ориентированной на актуальные и востребованные жизнью результаты обучения. Условиями реализации компетентностного подхода в организации образовательного процесса являются:
- ориентация на продуктивный характер учебно-познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся;
- применение адекватных обновленному содержанию форм и методов обучения и воспитания;
- технологизация и алгоритмизация деятельности;
- высокий уровень профессионализма учителя и управление развитием его профессиональной компетентности [1, 2, 3].
Согласно классификации, предложенной Е.А. Климовым [4], профессии, предполагающие постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности, относятся к системе «человек-человек», то есть к группе профессий социономического типа. В деятельности этих специалистов присутствует один объединяющий их факт – их профессиональная деятельность является проявлением помогающего поведения.
Цели и результаты в помогающих профессиях отличаются тремя основными особенностями. Так, в большинстве случаев результат труда в этих профессиях задается не определенно, а в виде общего представления. Часто предполагаемый продукт описывается только через необходимые следствия: надо сделать нечто, чтобы, например, человек чувствовал себя лучше.
Таким образом, базовой характеристикой помогающих профессий является просоциальность, берущая свое начало в обыденной, повседневной жизни, однако успешно преобразовавшаяся через комплекс мотивов в профессиональную деятельность. В соответствии с целями просоциального поведения деятельность специалиста помогающей профессии направлена на достижение таких гуманистических и общественных идеалов, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни.
Основой «модели специалиста» помогающих профессий (и прежде всего психолога) по мнению Н.В. Кухтовой [5] являются психологические детерминанты просоциального поведения, к которым относятся определенные содержательные (личностные) и динамические (ситуативные) характеристики, в совокупности определяющие направленность личности (рис.1).
Рисунок 1. Модель специалистов, ориентированных на оказание помощи
на основе проявления просоциального поведения.
Согласно предложенной модели [5] специалист ориентированный на оказание помощи, должен руководствоваться в соей профессиональной деятельности социальными нормами просоциального поведения, а именно:
Нами проведено исследование, направленное на изучение позиций присвоения социальных норм, оказывающих влияние на просоциальную направленность поведения. Объектом исследования выступила группа студентов специальности «Педагогическая психология». На наш взгляд одним из элементов психологической компетентности будущих психологов является их склонность к присвоению просоциальных норм поведения.
Исследование проводилось на базе Учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины», с использованием методики «Социальные нормы просоциального поведения», разработанной И.А. Фурмановым, Н.В. Кухтовой. В нем приняли участие 56 девушек, студенток 2 курса специальности «Педагогическая психология».
Таблица 1. Уровень присвоения социальных норм
Уровень присвоения | Социальные нормы | |||
Норма социальной ответственности | Норма взаимности | Норма справедливости | Норма «затраты-вознаграждения | |
высокий | 7,1% | 5,4% | 12,5% | 16,0% |
средний | 83,9% | 44,6% | 83,9% | 57,1% |
низкий | 8,9% | 50,0% | 3,6% | 26,8% |
Как видно из таблицы 1, большинство студенток (при α=0,001) обнаруживают средний уровень присвоения социальных норм, направляющих их к помогающему поведению. Качественный анализ содержания описываемых социальных норм позволяет предположить, что для профессиональной деятельности педагога-психолога наиболее важен высокий уровень нормы социальной ответственности, который предполагает помогающее поведения во всех случаях, когда нуждающийся в помощи находится в зависимости от человека, который может оказать помощь.
Что же способствует усвоению нормы социальной ответственности? Подчеркивать норму социальной ответственности и тем самым усиливать готовность к просоциальным поступкам может влияние образца. Оно, в свою очередь, бывает более сильным в случае, когда помогающий непосредственно видит само действие помощи, а не слушает нравоучительный рассказ.
В условиях обучения и подготовки педагогов-психологов к профессиональной деятельности влияние образца реализуется в консультативной практике, в работе с супервизором и других формах практико-ориентированных занятий, доля которых в общем образовательном процессе должна быть значительна.
Если инициативу в осуществлении нормы социальной ответственности должен на себя взять субъект (помогающий), то норма взаимности ориентируется на реакцию в связи с полученной помощью, и на благодеяние человек отвечает признательностью. Профессиональная деятельность педагога-психолога должна в меньшей степени руководствоваться тем, что помощь может оказываться с расчетом на взаимность и может преследовать при этом свои цели.
Норма социальной справедливости действует под лозунгом «Помоги тем, кто заслуживает помощи». Профессиональная деятельность психолога предполагает помощь всем нуждающимся, а оценка того, заслуживает человек этой помощи ли нет, – предмет этики. Педагог-психолог как субъект образовательного процесса должен быть равнодоступен для запроса о психологической помощи.
Таким образом, на наш взгляд психологическая компетентность студентов-психологов к профессиональной деятельности должна включать специальную проработку проблемы присвоения социальных норм, оказывающих влияние на помогающее поведение как вид профессиональной деятельности.
Литература
1. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. – 2003. - № 10.
2. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования. Компетентностный подход: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Симанюк. – М.: Московск. психолого-социальный ин-т, 2005. – 216 с.
3. Кульменева, Л. Г. Компетентностный подход к современному образованию / Л. Г. Кульменева // Народная асвета. – 2012. - № 10. –
С. 37-41.
5. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов. –Учебное пособие – М.: МГУ, 1995. – 224 с.
6. Кухтова, Н.В. Феномен просоциального поведения в современной психологии: монография / Н.В. Кухтова. – Saarbrucken, 2011. – 135 с.