Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетического воспитания

Романова М.Л.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33 г. Йошкар-Олы «Колосок»

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества. Так говорил знаменитый педагог Василий Александрович Сухомлинский. Но как создать вокруг ребёнка мир красоты и фантазии, как развить у дошкольника творческие способности и красочное воображение, что относится к творческим способностям? О том, как развить творческие способности у детей дошкольного возраста и пойдёт речь.

Уклад жизни и трудовой деятельности современного общества за последние 20-30 лет претерпел кардинальные и резкие изменения. Технический прогресс ускоряется, делая жизнь человечества всё более разнообразной и сложной. Современные реалии требуют от людей, как сейчас модно говорить, креатива, ускоренной реакции на возникающие технические новшества, проявления творческих способностей в решении возникающих проблем. В связи с этим у представителей старшего поколения порой возникают проблемы, ведь они научены преодолевать трудности чётко, но порой топорно. Для качественной адаптации детей к изменениям, ежеминутно происходящим в мире, необходимо раскрывать и взращивать в них творческие способности с раннего, ещё дошкольного, возраста.

Из этого вытекает, что наиболее благоприятный период для развития в детях творческого начала – период перед школой. В юном возрасте дети похожи на тёплую глину, которая легко поддаётся воздействию, но правильно слепленный сосуд со временем застынет, превратившись в идеальную ёмкость для накапливания будущих знаний, умений, опыта и мудрости. Именно в дошкольном возрасте начинается формирование личности ребёнка, его характера, основных поведенческих черт и качеств, проявление индивидуальности. Детское мышление ещё не ограничено шаблонами и стандартами, а значит, при правильном посыле, способности ребёнка можно превратить в невероятный талант.

В прошлом веке педагогика фокусировалась на взращивании культурной личности, обладающей набором нравственно-эстетических принципов. Искусство в это время воспринималось как главная ценность, стимулирующая раскрытие эмоционального и творческого начал личности. В образовательном процессе важное место отводилось художественно-эстетическому воспитанию и развитию творческого начала в детях.

По мнению Л.С. Выготского, те впечатления, действия и эмоции, которые человек воспроизводит не механически, на основании уже имеющегося личного опыта, и есть творчество. Творческие способности, в основе которых лежат комбинирующие способности мозга, психологи называют воображением. Без воображения невозможно художественное творчество.

Советский и российский педагог Исаак Яковлевич Лернер относил к творческой деятельности человека умение самостоятельно переносить уже имеющиеся знания в новые жизненные условия. Так, творческий человек, по И.Я. Лернеру, может найти новые свойства и функции у привычных предметов, критически относится к стандартным ситуациям, способен самостоятельно находить альтернативу, при помощи уже известных инструментов создавать новые способы деятельности.

Таким образом, художественное творчество у детей есть способность создавать новый продукт, добавлять к имеющемуся начало или конец, совершать новые действия, применять полученные навыки в меняющихся ситуациях, выступать инициатором действия.

В задачу взрослых же входит развитие творческих способностей у детей. В первую очередь для этого необходимо насыщать детей знаниями и обогащать их личный опыт. Ведь именно знания и опыт являются фундаментом, на котором строится творческая личность. В дошкольном возрасте дети обладают мышлением, не скованным рамками и шаблонами, что характерно для школьников.

Получается, что возраст до семи лет наиболее благоприятный для формирования психологических свойств и стандартов поведения.

Насколько эффективно у детей будут развиваться творческие способности зависит от того, кто будет управлять этим процессом – от педагога. Педагог должен суметь создать вокруг воспитанника комфортную атмосферу, быть добрым, чутким к изменениям настроения и поведения ребёнка, проявлять терпение и толерантность, уважать формирующуюся личность, но при этом создавать неоднозначные ситуации, требующие проявления гибкости ума и воображения.

Систематическое художественно-эстетическое воспитание ребёнка неизбежно приведёт к умению распознавать и оценивать красоту, понимать суть искусства и даже быть творцом искусства.

Дети дошкольного возраста обладают более сильными и непосредственными чувствами, чем подростки; картинки, которые рисует им воображения яркие и сочные, идеи живые и новаторские, эстетика и нравственность, форма и содержание воспринимаются ими, как единое целое. На этой основе формируется чуткость в восприятии эстетики, расширяется запас образов, формируется круг интересов, культурное сознание, желание к развитию деятельности и собственно развитие способностей.

Художественно-эстетическое воспитание объективно влияет на развитие творческих способностей детей через следующие виды их художественной деятельности: изобразительная деятельность; художественно-речевая деятельность; музыкальная деятельность; театрально-игровая деятельность.

В раннем возрасте соприкосновение с искусством эмоционально сильно воздействует на ребёнка, тем самым обучая его эстетическому взгляду на жизненные явления и ситуации, расширяя его кругозор. После даже первого знакомства с искусством дети сразу начинают подмечать красоты окружающего мира, обращать внимание на утончённые детали, выделают для себя многообразие цветовой палитры, еле уловимые разницы форм и движений. При дальнейшем проникновении в мир искусства дошкольники учатся отличать красивое от уродливого, прекрасное от безобразного и в окружающей их действительности.

Подводя итог, можно сказать, что раскрытие творческого потенциала личности начинается в дошкольном возрасте и идёт параллельно с получением опыта, усилением эмоций и развитием интеллекта, а реализуется в соединении эмоциональной сферы и деятельного творчества.

Список литературы:

  1. Дубровская, Е.А., Козлова, С.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Е.А. Дубровская, С.А. Козлова. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 256 с.
  2. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография / Т.С. Комарова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.