ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ И ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

О.И. Пахмутова, студентка Марийского государственного университета, Психолого-педагогического факультета

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»,

 г.Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. В данной статье будет рассмотрен вопрос об одном из направлений зарубежной и российской психологии – гештальтпсихологии. Подробно будут рассмотрены основные методы и методики гештальт-терапии применяемые на практике психологами.

Ключевые слова. Практическая психология, гештальтпсихология, гешталь-терапия, практикующий психолог.

В настоящее время существует несколько основных направлений в зарубежной и отечественной психологии, например, психоанализ, гуманистическая психология, нейро-лингвистическое программирование (НЛП). Одним из направлений является гештальтпсихология. Гештальтпсихология – это  общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности.

«Гештальт-терапия, одно из самых перспективных направлений современной

психотерапии, исходит из того, что восприятие человека организовано всегда как целостное образование (гештальт), включающее фигуру и фон»[4].

         Основано направление в 1912 году учеными М.Вертгеймером, В.Кёлером и К.Коффкой. Принцип гештальт-психологии – принцип целостности. В гештальт-психологии существуют основные законы: закон замыкания, транспозиции (переноса), прегнантности (хорошей конфигурации), фигуры и фона, константности и близости. Целостность восприятия в психологии восприятия достигается благодаря  следующим  принципам: близость (все, что рядом, воспринимается вместе); схожесть (все, что схоже по размеру, цвету или форме, воспринимаются вместе); целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности); замкнутость (приобретение фигурой формы); смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое); общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с научением и прошлым опытом).

Во второй половине ХХ века возникло психологическое течение – гештальт-терапия. Предметом ее изучения  стал человек как целостная система. «Гештальт-терапию  и    определяют,  как  искусство  контакта,  мастерство отношений, а контакт и человеческие отношения как вид контакта – это базовые понятия  гештальт-терапии»[2] .

В данной статье мы  остановимся более подробно на вопросе о том, можно ли совместить  принципы гештальттерапии  в  танцевально-двигательной терапии.

В психологической практике использование танца началось примерно с 50-70-х годов 20 века. « Основаны они на представлениях о связи свойств личности и движений,  которые    являются  хорошим  диагностическим  инструментом навыков  коммуникации  с  другими  и  с  самим  собой.» [3]

Танец – это полноценная двигательная активность, которая способствует поддержанию психического, физического и эмоционального состояния. В основе метода танцетерапии лежит связь между телом и психикой. Метод танцевально-двигательной терапии имеет большой плюс – он подходит всем, вне зависимости от возраста. Далее рассмотрим как этот метод применим к детям и взрослым.

В современном мире каждое дошкольное учреждение, будь то детский сад или студия, уделяют как можно большее внимание для разностороннего развития ребенка. Танцевальная терапия – это одно из направлений, которое используется для развития у ребенка чувства ритма, пластичности. Чаще всего для здорового ребенка танцевальная терапия проводится в виде игры, а для ребенка с ограниченными возможностями здоровья танец может иметь лечебную направленность.

Говоря о пожилых людях, следует отметить, что танцевально-двигательная активность помогает им поддерживать свое здоровье, улучшается осанка, воспитывается координация.

Рассматривая вопрос о танцевальной терапии в практической деятельности психолога, следует сказать, что такая терапия может быть как групповой, так и индивидуальной. Именно в таких случаях, когда психолог работает наедине с человеком или же с группой можно говорить о выявлении определенных психических и психологических особенностей. Если вернутся к гештальттерапии, то с ее позиций танец  можно назвать хорошей формой контакта,  формирование  и поддержание которого важно как в молодом, так и в пожилом возрасте. В танцах можно понаблюдать  невербальный диалог с другими людьми, научится видеть другого, осознавать свои и чужие границы, паттерны поведения,  а если анализировать коллектив в целом, то это тоже может стать предметом  психотерапевтической работы.

Также танцевальная терапия помогает человеку быть в гармони с самим собой и  иногда, для того чтобы восстановить эту гармонию, человеку нужно выплеснуть все накопившиеся эмоции и переживания через движения, танец. Можно, таким образом, согласиться с некоторыми авторами, что  танцевально-двигательная терапия, как и гештальт-терапия это «терапия чтобы освободиться»[5]. Телесно-ориентированная терапия и так называемая йога терапия тоже являются примером попыток интеграции различных направлений психотерапии с гештальт-терапией.[1]

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что гештальтпсихология была и остается одним из ведущих направлений как в зарубежной, так  и в отечественной психологии, а  гештальт-терапия – это развивающееся, психологическое направление, методы которого позволяют исследовать человека    с разных точек зрения, в том числе используя и техники других направлений, в частности, например, танцевальной терапии рассмотренной  в статье.  

 

  Список используемой литературы:

1. А.Виноградов Интеграция йоги в гештальт-терапевтический процесс https://gestaltclub.com/articles/obsaa-psihologia/4341-integracia-jogi-v-gestalt-terapevticeskij-process (дата обращения 24.02.2019)

2.Голованова Т.Н. Особенности формирования зрелых взаимоотношений в образовательном процессе с точки зрения гештальт-терапии // II Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция c использованием интернет-форума «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика». URL http://mosi.ru/conference-17022012/component/content/article/34-konferenciya/269-the-use-of-dance-movement-therapy-in-the-practical-psychologist (дата обращения 23.02.2019)

3. Голованова Т.Н. Использование танцевально-двигательной терапии в работе практического психолога// II Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция c использованием интернет-форума «Психологическое знание в контексте современности: теория и практика». URL http://mosi.ru/conference-17022012/component/content/article/34-konferenciya/269-the-use-of-dance-movement-therapy-in-the-practical-psychologist (дата обращения 23.02.2019)

4. Захарова Елена Владимировна Гештальт-терапия: деконструкция в диалоге // Вестник СамГУ. 2009. №71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geshtalt-terapiya-d.. (дата обращения: 24.02.2019).

5. А.Коновалов "Какая психотерапия вам подходит?"(тест): Выразить свои эмоции.Терапия, чтобы освободиться. ( электронный ресурс).URL "http://www.psy-helper.ru/test_o2.html(дата обращения 23.02.2019)