ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

Петрова А.А., студ. 4 курса  ФГБОУ ВО «МарГУ»,

Шишкина О.В., канд. пед. наук, доцент

ФГБОУ ВО «МарГУ», АНО ВО «МОСИ»

г. Йошкар-Ола

 

Высокие требования к результатам освоения образовательным программ повышают требования к организации самого процесса обучения. Учитывая требования образовательного процесса, учителя должны активно применять современные технологии образования для развития психических познавательных процессов личности обучающихся. Технология развития критического мышления (ТРКМ) значится одной из большого количества технологий, отвечающей всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта, которая практикуется для развития критического мышления с помощью того, что учащиеся «вливаются» в образовательный процесс [2].

Развитие критического мышления в данной технологии рассматривается как успешное сочетание психологических и педагогических концепций для эффективности применяемых в работе учителя методов и методик [5].  Исследуя педагогическую деятельность учителей на уроках биологии в школе, мы пришли к выводу, что приёмы технологии развития критического мышления учителями мало востребованы [3]. Указанная проблема послужила точкой опоры для выбора темы исследования: «Формирование мыслительных логических действий учащихся в процессе обучения школьного раздела «Человек и его здоровье»». Целью нашего исследования было  определение уровня развития критического мышления  обучающихся и разработка методического комплекса для раздела «Человек и его здоровье» на примере тем «Кожа» и «Эндокринная система». Объектом исследования стала познавательная сфера личности школьников, а предметом исследования – психологические условия использования приёмов технологии развития критического мышления в процессе изучения раздела «Человек и его здоровье» на примере тем «Кожа» и «Эндокринная система».  Базой исследования выступило Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 26 имени Андре Мальро». В эксперименте принимали участие обучающиеся 8-х классов (74 человека). Исследование проходило в в феврале 2019 года.

В исследовании мы использовали две психодиагностические методики. Первая методика - «Тест на способности к классификации и анализу», автором которой является А.А. Карелин [6]. Этот тест на мышление, который определяет способность классифицировать понятия по общему признаку. В ходе исследования в 8а классе, в котором 23 обучающихся,  получены следующие результаты: 74% обучающихся имеют высокий уровень способностей к классификации и анализу, остальные 26% имеют средний уровень способностей к классификации и анализу, с низким уровнем  способностей к классификации и анализу ни одного обучающегося в ходе исследования не было выявлено. В 8б классе (также 23 учащихся) 44% учащихся имеют высокий уровень способностей к классификации и анализу, 39% учащихся  имеют средний уровень, а 17% учащихся - низкий уровень способностей к классификации и анализу. В 8в классе (28 учащихся) высокий уровень способностей к классификации и анализу имеют 39% школьников, 50% учащихся имеют средний уровень и всего 11% детей имеют низкий уровень способностей к классификации и анализу.

Вторая методика, которую мы использовали в ходе исследования - «Тест оценки критического мышления», автором которого является Байрамов А.С. [1]. Данный тест определяет степень развития критического мышления у учащихся. В 8а классе сформировано умение делать логические умозаключения и обосновывать свой ответ у 31% учащихся,  у 65%  - частично сформировано, у 4% - не сформировано. Умение оценивать последовательности умозаключений сформировано у 83% учащихся и частично сформировано у 17% учащихся. Умение анализировать и делать заключение о причинах явлений сформированы у 17% обучающихся, а у 83% сформированы частично. Умение анализировать и оценивать содержание текстов, обнаруживать ошибки в тексте сформированы у 26% обучающихся, у 70% - частично сформированы, у 4% - не сформированы. Другим результатом по данному тесту является показатель уровня сформированности умений критического мышления. Высокий уровень наблюдается всего у 9% учащихся, средний уровень сформированности - у 78% учащихся, у 13% учащихся – низкий уровень сформированности умений критического мышления. Низкий уровень характеризуется слабым представлением учащегося об этом стиле мышления, неумение оценивать, доказывать свою правоту. Средний уровень - это проявление умений и навыков мыслительных операций в пределах элементарных суждений, обретение опыта доказательства и опровержения, желание оценивать и самооценивать, осознавать критику в качестве мыслительного процесса. Высокий уровень характеризуется устойчивостью умений и навыков основных мыслительных операций, способностью видеть свои и чужие недостатки в поведении, речи, слове, деле и т.д., возросшей скоростью определения ошибок, стремления логически обосновывать оценку и самооценку, умелым подбором аргументов "за" и "против", терпимостью к аргументированной критике в свой адрес и т.д.

В 8б классе сформировано умение делать логические умозаключения и обосновывать свой ответ  у 4% учащихся,  у 92%  - частично сформировано, у 4% - не сформировано. Умение оценивать последовательности умозаключений сформировано у 82% учащихся и частично сформировано у 9% учащихся, у 9%  - не сформировано. Умение анализировать и делать заключение о причинах явлений частично сформированы у 74%  обучающихся, а у 26%  - не сформированы. Умение анализировать и оценивать содержание текстов, обнаруживать ошибки в тексте  частично сформированы у 70% обучающихся, у 30% - не сформированы. Другим результатом по данному тесту является показатель уровня сформированности умений критического мышления. Высокий уровень не наблюдается, средний уровень сформированности у 57% учащихся, у 43% учащихся - низкий уровень сформированности умений критического мышления.

В 8в сформировано умение делать логические умозаключения и обосновывать свой ответ у 14% учащихся,  у 82%  - частично сформировано, у 4% - не сформировано. Умение оценивать последовательности умозаключений сформировано у 71% учащихся и частично сформировано у 25% учащихся, у 4% - не сформировано. Умение анализировать и делать заключение о причинах явлений сформированы у 4% обучающихся, а у 7% - не сформированы, 89% - сформировано частично.  Умение анализировать и оценивать содержание текстов, обнаруживать ошибки в тексте сформировано у 4% учащихся, частично сформировано у 36% обучающихся, у 60% - не сформировано. Другим результатом по данному тесту является показатель уровня сформированности умений критического мышления. Высокий уровень не наблюдается, средний уровень сформированности - у 36% учащихся, у 64% учащихся - низкий уровень сформированности умений критического мышления.

Так как итоги диагностики показали не очень хорошие результаты, мы разработали для развития мыслительных логических действий учащихся методический комплекс, который должен быть проведен в течении 5 недель. На уроках по темам «Кожа» и «Эндокринная система» мы использовали различные приемы и методы ТРКМ [2,3,4,5]. Для развития умения делать логические умозаключения и обоснования своего ответа мы используем прием «Кластер» при изучении темы «Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах».

Пример использования: На основе образца создать кластер «Обморожения».

Закаливание: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание, душ, плавание)

Тепловой удар и солнечный удар (признаки): головокружение и головная боль, слабость, рвота, учащенное дыхание и пульс, высокая температура тела, мышечные спазмы, полностью отсутствующее потоотделение, сухая горячая кожа, потеря сознания.

Тепловой и солнечный удар (первая помощь): 1.пострадавшего переместить в затененное, прохладное помещение,освободить от одежды, по крайней мере расстегнуть ремень, тугой воротник, снять обувь,обеспечить движение воздуха: включить вентилятор, кондиционер, если такой возможности нет – создать импровизированные опахала. 2. Быстро охладить организм: поместить больного в прохладную ванну или завернуть в простыню, смоченную холодной водой. Менять простыни, как только они начинают нагреваться. На голову, к ладоням, паховым складкам, в подмышечную область положить пакеты со льдом. Оптимально охладить больного до 38,5°С, дальше организм справится сам. 3. Восстановить потери жидкости, минеральную воду или специальные солевые растворы, подойдет и сладкий чай с лимоном. Обратиться к врачу.

Также мы включили задание «Найдите соответствия». Так, при изучении темы «Железы внешней, внутренней и смешанной секреции» мы используем данный прием:

Найдите соответствия

Тип секреции

Железы

А) экзокринные железы

Б) эндокринные железы

В) железы смешанной секреции

 

1) сальные железы

2) поджелудочная железа

3) гипофиз

4) эпифиз

5) половые железы

6) щитовидная железа

7) надпочечники

8) молочные железы

9) слезные железы

10) потовые железы

11) печень

 

Для развития умения анализировать и делать заключение о причинах явлений был использован прием «Корзина идей» на уроке по теме «Нарушения кожных покровов и повреждения кожи» при обобщении причин кожных заболеваний:

Причины кожных заболеваний:

  1. Неправильное питание
  • Покраснения кожи
  • Сальный вид кожи

2) Недостаток витаминов

  • Недостаток А - потемнения и трескание кожи
  • Недостаток В - ломкость ногтей, трещины в углах рта
  • Недостаток С - мелкоточечные кровоизлияния

3) Гормональные нарушения

  • Образование угрей

4) Грибок

  • Ярко-красные пятна
  • Шелушащиеся образования

5) Паразиты

  • Поражение промежутков между пальцами, кожа живота, бедер, ягодиц.

Умение анализировать и оценивать содержание текстов, обнаруживать ошибки в тексте развиваем с помощью приема «Верные-неверные утверждения». Данный прием используем при изучении темы: «Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма»:

Выберите верные утверждения

  1. Гормон гипофиза усиливает рост организма
  2. При недостатке гормонов щитовидной железы у детей развивается кретинизм
  3. Поджелудочная железа выделяет адреналин  и норадреналин
  4. Избыток инсулина приводит к сахарному диабету
  5. При недостатке гормона роста у человека рост в длину замедляется

Для развития умения оценивать последовательности умозаключений мы используем прием «Знал-Хочу узнать-Узнал». При изучении темы «Значение кожи и ее строение»:

Знал

Хочу узнать

Узнал

Кожа – это покров тела.

Кожа защищает органы от механических повреждений

слои кожи, волосы и ногти

Кожа защищает внутреннюю среду от высыхания, внедрения микроорганизмов и различных повреждений. Различают два основных слоя кожи: наружный - эпидермис, внутренний - дерму и подкожную жировую клетчатку - гиподерму.

 

Данная развивающая работа по формированию мыслительных логических действий учащихся в 8-х классах реализована в процессе педагогической практики. Для сравнения результатов были предложены методики для диагностики в Петъяльской средней общеобразовательной школе.

Литература

1.Байрамов, А.С. Динамика развития самостоятельности и критичности мышления у детей младшего школьного возраста: дис. док-ра  пед. наук / А.С. Байрамов. -  Баку, 1968. – 560 с.

2. Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – СПб.: Альянс-Дельта, 2013. – 192 с.

3.  Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития / И. О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб.: Альянс-Дельта, 2013. – 284 с.

4. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя / И.В. Муштавинская. – СПб.: Каро, 2017. – 144 с.

5. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб.: Питер, 2015.– 224 с.

6. Тест на способности к классификации и анализу (автор Карелин А.А.): [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/pozn/1/09.html (дата посещения 16.02.2019).