К ВОПРОСУ О РОЛИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В НРАВСТВЕННОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Домрачева С.А., Осокина В.Ю.

магистр 1 курс

Марий Эл, Йошкар-Ола

В статье представлен анализ теоретических исследований, направленных на изучение роли эмоционального интеллекта в нравственном самоопределении личности. Раскрыты понятия «нравственное самоопределение» и «эмоциональный интеллект». Изучены компоненты нравственного самоопределения и ключевые звенья эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: личность, нравственное самоопределение, эмоциональный интеллект.

Исследование роли эмоционального интеллекта в нравственном самоопределении личности обусловлено практическими потребностями общества, логикой постепенного становления научного познания. Психологические знания о закономерностях нравственного самоопределения становятся актуальными в переломные периоды становления общества, когда происходят изменения системы ценностей в сознании человека.

Эмоциональный интеллект по И.Н. Андреевой представляет собой совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями [1]. Эмоциональный интеллект проявляется  межличностный эмоциональный интеллект, определяющий успешность межличностного взаимодействия и внутриличностный эмоциональный интеллект, характеризующий осознание свих чувств.

Д. Гоулман в структуре эмоционального интеллекта выделяет группы способностей: самопонимание, саморегуляция, эмпатия, социальные навыки. Эмоциональный интеллект по Д. Гоулмену рассматривается как сочетание когнитивных, личностных, мотивационных черт. Наибольшее распространение в практике получила модель эмоционального интеллекта Д. Люсина. В основе его модели лежит представление об эмоциональном интеллекте как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими [2, с. 48].

Определение роли эмоционального интеллекта в нравственном самоопределении нашло отражение в трудах следующих исследователей Журавлёва А.Л. С.Л. Рубинштейна, А.Б. Купрейченко, П.А. Корниенко, В.И. Илюшина и др.

В исследованиях С.Л. Рубинштейна подчеркивается важность психологических компонентов нравственной личности, отдельного студента, а также всего социума.  

Эмоциональный интеллект формируется в определённых возрастных периодах под воздействием социума. Известно, что студенческий возраст является сенситивным периодом нравственного самоопределения студенческой молодёжи, когда молодые люди овладевают умениями понимать и распознавать как свои эмоции, так и эмоции других, разделять их. Это происходит на основе принимаемых или формируемых ими в жизненной перспективе базовых отношений к социуму и самому себе. Студенты ориентированы на поиск индивидуального способа жизнедеятельности.

В работах В.И. Илюшина, Д.В. Колесова, П.А. Корниенко отмечается, что способность к сопереживанию текущего эмоционального состояния другого человека – эмпатия, входит в ряд факторов нравственности личности. 

А.Е. Воробьёва и А.Б. Купрейченко нравственное самоопределение понимают, как «целенаправленный процесс направленности личности в системе нравственных идеалов, среди общества, являющихся их носителями, а так же является осознанным процессом поиска, выбора и самостоятельное воплощение своих нравственных эталонов, а после на их основе формируются принципы, ценности, нормы и правила» [3, с. 61].

Отношение молодого человека к ценностям сопровождается определенными чувствами, а нормы и правила, которые ему приходится соблюдать и выполнять, становятся регулятором внутренних состояний.

О.К. Позднякова интерпретирует нравственное самоопределение как непрекращающееся постоянное развитие и окончательный результат выбора человеком поведения в конкретной ситуации, которые переходят от субъективного принятия нравственных принципов к объективному выражению нравственных отношений [6]. 

От уровня развития эмоционального интеллекта зависит успешность той или иной деятельности, способность человека управлять своим и действиями. В исследовании А.В. Купрейченко и А.Л. Журавлева установлена следующая взаимосвязь эмоционального интеллекта и нравственного самоопределения личности: личности с высоким межличностным эмоциональным интеллектом характеризуются большей приверженностью представлений о значимости морали для социума, о существовании возмездия за добро и зло, об уровне нравственной личности, как показателе ее влиятельности, о том, что каждая личность обречена на то, чтобы нести ответственность за моральный облик и этичность своего поведения. Высокий показатель межличностного эмоционального интеллекта сопровождается большой активностью в нравственном поведении на эмоциональном уровне, увеличивается взаимность на конативном уровне.

Высокий внутриличностный эмоциональный интеллект характеризуется приверженностью на эмоциональном уровне стратегии обязательности соблюдения нравственных норм и стратегии активности нравственного поведения [5].

В настоящее время существуют разные подходы к процессу развития эмоционального интеллекта: психологический тренинг, рационально-эмотивная психотерапия, актерская практика [4, с. 31].

Можно выделить несколько направлений тренинговой работы: гуманистическое, поведенческое, когнитивное, тренинг по развитию эмоционального интеллекта в рамках модели способностей.

В гуманистическом направлении акцентируются преимущественно эмоциональные аспекты, чувства. Поэтому в работе со студентами психолог может предложить участникам тренинга проанализировать свои эмоции и чувства по отношению к своей Родине, близким людям, сфере профессиональной деятельности.

В поведенческом направлении акцент  ставится на целенаправленное управление своими эмоциями, выработку контроля эмоций и эффективного реагирования в жизненных ситуациях.

Руководствуюсь концептуальными подходами когнитивного направления психолог передает знания, побуждает к осознанию системы оценок своих эмоциональных состояний, нравственных чувств.

Тренинг по развитию эмоционального интеллекта в рамках модели способностей включает использование полученных навыков в реальной жизни.

Таким образом, компоненты эмоционального интеллекта: понимание чужих эмоций, способность контролировать свои эмоции оказывают непосредственное влияние на нравственное самоопределение личности. Студенты с высоким межличностным и внутриличностным эмоциональным интеллектом более успешны и в нравственном самоопределении: им свойственно ориентироваться в ситуации, они поступают в соответствии с нормами нравственности и морали, чем студенты с более низким эмоциональным интеллектом. Студенты с недостаточным уровнем эмоционального интеллекта неспособны взять на себя ответственность за свои чувства, они более склонны к неэтичному поведению, нарушению норм и правил, установленных в обществе. В критической ситуации им свойственно перекладывать вину на других.

Среди средств развития эмоционального интеллекта и нравственного самоопределения личности студентов можно использовать психологический тренинг, включающий упражнения на выражение и понимание своих эмоций, распознавание эмоций других, самовыражение; ролевые игры, содержащие элементы сопереживания.

Литература:

1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии // – Новополоцк : ПГУ.- 2011. – 388 с.

2. Белкина O.A. Феноменология эмоционального интеллекта // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2009.-№ 4. - С. 47-62.

3. Воробьева А.Е., Купрейченко А.Б Нравственное самоопределение личности: концептуальные основы и эмпирические типы // Вестник «Государственный университет управления». 2009.  N 32. С. 60-63.

4. Домрачева С.А., Чепайкина А.С. Развитие эмоционального интеллекта и конкурентоспособности личности будущих профессионалов системы образования: монография / Мар. гос. ун-т; Йошкар-Ола, 2014. 120 с.

5. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во ИП РАН, 2007.

6. Позднякова О.К. Теоретические основы формирования нравственного сознания будущего учителя. М.: Политиздат, 2006.