Клименчук М.Е.,
Международная школа «Мирас»
Республика Казахстан, г. Алматы
Прежде всего, что значит “сопровождать”? В словаре русского языка мы читаем: cопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего.
Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально- психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
Работа психологической службы Международной школы «Мирас» вобрала в себя основные направления психологического сопровождения образовательного процесса, такие как:
Деятельность психологической службы так же базируется на миссии и философии школы «Мирас»:
«Международная Школа Мирас, Алматы сочетает стандарты Международного Бакалавриата с лучшими элементами преподавания Казахстанской Образовательной Системы, которая предлагает своим студентам высококачественное образование с правом выбора языка обучения из трех предложенных. Основная цель школы состоит в том, чтобы помочь студентам вести конструктивную и полноценную жизнь, ценить и уважать разнообразие культур и развивать чувство долга и ответственности по отношению к мировому сообществу.»
«Целостное образование развивает студентов в плане социальном, интеллектуальном, физическом и эстетическом, что в свою очередь помогает подготовить их к жизни в условиях быстро меняющегося мира. В Мирасе студенты развивают такие навыки и способности как: забота, приверженность, вклад в общество, уважение к окружающим их людям, другим обществам и всему миру в целом.»
На основании этого психологическая служба школы «Мирас» ставит своей целью: способствовать формированию гармоничной личности, способной ориентироваться и принимать правильные решения в любой ситуации.
Роль школьного психолога – создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он сам выбрал (в соответствии или в противовес) требованиям школы и семьи, конструктивно решать неизбежные конфликты, возникающие в результате этого выбора. Деятельность психолога задается во многом социальной, семейной, педагогической системой, в которой реально находится ребенок (реальным социальным окружением ребенка). Деятельность психолога в школе включает анализ школьной среды совместно с педагогическим составом, возможности развития и требований к школьнику, определение критериев эффективности обучения и развития; разработку и внедрение мероприятий, форм и методов, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития, приведение этих условий в постоянно действующую систему.
Задачи работы психологической службы (начального звена):
Содержание направлений психолого-педагогического сопровождения
1. Психологическая диагностика.
Педагог-психолог – это, прежде всего посредник между учащимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.
Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.
Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в школе.
2. Коррекционно-развивающая деятельность.
Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности каждого ученика, неудовлетворенным своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом. С этими учащимися проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:
Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и учащихся.
Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития.
3. Психологическое просвещение.
Данная работа ориентирована на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса.
Приоритетной для психолога в этом направлении является работа с педагогами, так как они являются субъектами инновационных процессов и должны находиться в режиме развития, в процессе переосмысления собственных ценностей педагогической деятельности.
Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, подборка литературы, рекомендации и пр.
Психологическое просвещение и информирование родителей проводится преимущественно в форме индивидуальных бесед во время родительских собраний, в подготовкой рекомендаций и памяток.
4. Психопрофилактическая деятельность.
Для успешной профилактической работы в школе среди учащихся организованы интегрированные уроки PSPE (Personal Social and Physical Education). Данная программа основана на государственном стандарте предмета «Самопознание» и программе PSPE Международного Бакалавриата. PSPE рассматривает благополучие личности через развитие и воспитание в себе знаний, стремлений и навыков, которые способствуют благополучию. Благополучие включает в себя физическое, эмоциональное, познавательное, духовное и социальное здоровье и развитие, а также подразумевает под собой осознание себя как личности, развитие и поддержание отношений с другими людьми, ведение активного и здорового образа жизни.
6. Психологическое консультирование.
Психологическое консультирование рассматривается как коммуникативный процесс, в первую очередь для обеспечения субъекта образовательного пространства необходимой психологической информацией, что позволяет создать условия для его адекватной социально
психологической адаптации.
Все аспекты психологического консультирования субъектов образования рассматриваются «под углом» информационно-коммуникативного, кратковременного и психотерапевтически ориентированного характера.
Психологическое консультирование проводится по следующим направлениям:
Ожидаемые результаты психологического сопровождения.
1. В отношении образовательного процесса в целом:
– в повышении психологического комфорта учащихся на занятиях и, как следствие, в активизации потребности в получении новой информации – появление «желания учиться» и потребности в учении.
– оптимизации образовательных программ;
– улучшения методического и дидактического сопровождения, отталкиваясь от потребностей участников образовательного процесса.
2. В отношении участников образовательного процесса:
– повышение психологической грамотности;
– оказание психологической помощи в решении личных проблем (консультирование);
– разрешение трудностей во взаимоотношениях с другими участниками образовательного процесса;
– содействие в личностном росте.
– эффективное овладение знаниями, умениями и навыками;
– развитие высших психических функций;
– развитие креативности (творческого подхода к любой деятельности, в том числе и к учебной);
– повышение психологической грамотности;
– повышение толерантности в отношении своих сверстников.
– психологическая поддержка, оказание консультативной помощи в решении жизненных трудностей, оказывающих влияние на сферу учебной деятельности ребенка;
– получение необходимой информации о возрастных особенностях ребенка и о способах и средствах психологического развития ребенка.
Список использованных источников:
1. Макарова И.В. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. – Самара: Изд. дом Бахрах-М, 2004.
2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Сфера, 2000.
3. Немов Р.С. Практическая психология. – М.: Владос, 1998.
4. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос, 2005.
5. Семаго М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. – М.: Айрис-пресс, 2006.
6. Тетерский С.В. Искусство вести за собой – М.: Аркти, 2007.
7. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М
8. Толкачева Нонна Ромиковна, директор школы. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://rcosps.rusedu.net/post/410/15736 29.11.12