Клименчук М.Е. Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся и родителей (на базе начального звена Международной школы «Мирас»)

 

Клименчук М.Е.,

Международная школа «Мирас»

Республика Казахстан, г. Алматы

 

Прежде всего, что значит “сопровождать”? В словаре русского языка мы читаем: cопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего.


Психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально- психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.


Работа психологической службы Международной школы «Мирас» вобрала в себя основные направления психологического сопровождения образовательного процесса, такие как:

 

  1. Психологическая диагностика;
  2. Коррекционно-развивающая деятельность;
  3. Психологическое просвещение;
  4. Психопрофилактическая деятельность;
  5. Психологическое консультирование.

Деятельность психологической службы так же базируется на миссии и философии школы «Мирас»:


«Международная Школа Мирас, Алматы сочетает стандарты Международного Бакалавриата с лучшими элементами преподавания Казахстанской Образовательной Системы, которая предлагает своим студентам высококачественное образование с правом выбора языка обучения из трех предложенных. Основная цель школы состоит в том, чтобы помочь студентам вести конструктивную и полноценную жизнь, ценить и уважать разнообразие культур и развивать чувство долга и ответственности по отношению к мировому сообществу.»


«Целостное образование развивает студентов в плане социальном, интеллектуальном, физическом и эстетическом, что в свою очередь помогает подготовить их к жизни в условиях быстро меняющегося мира. В Мирасе студенты развивают такие навыки и способности как: забота, приверженность, вклад в общество, уважение к окружающим их людям, другим обществам и всему миру в целом.»


На основании этого психологическая служба школы «Мирас» ставит своей целью: способствовать формированию гармоничной личности, способной ориентироваться и принимать правильные решения в любой ситуации.


Роль школьного психолога – создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он сам выбрал (в соответствии или в противовес) требованиям школы и семьи, конструктивно решать неизбежные конфликты, возникающие в результате этого выбора. Деятельность психолога задается во многом социальной, семейной, педагогической системой, в которой реально находится ребенок (реальным социальным окружением ребенка). Деятельность психолога в школе включает анализ школьной среды совместно с педагогическим составом, возможности развития и требований к школьнику, определение критериев эффективности обучения и развития; разработку и внедрение мероприятий, форм и методов, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития, приведение этих условий в постоянно действующую систему.


Задачи работы психологической службы (начального звена):

 

  • Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию учеников;
  • Формирование сплоченности коллектива;
  • Разрешение конфликтных ситуаций между участниками учебного процесса (студентами, учителями, родителями);
  • Профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем;
  • Изучение динамики развития познавательных, мотивационных и личностных характеристик участников образовательного процесса;
  • Содействие гармонизации социально-психологического климата в учреждении;
  • Психологическое просвещение студентов, учителей, родителей;
  • Психологическое консультирование студентов, учителей, родителей;
  • Выполнение социальных заказов от родителей, учителей, администрации;
  • Развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Содержание направлений психолого-педагогического сопровождения


1. Психологическая диагностика.


Педагог-психолог – это, прежде всего посредник между учащимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.


Психологическая диагностика определяется задачами школы и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.


Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в школе.


2. Коррекционно-развивающая деятельность.


Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности каждого ученика,  неудовлетворенным своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом. С этими учащимися проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:

 

  • оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;
  • формирование новой позитивной «Я – концепции»;
  • помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я – концепцию».

Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и учащихся.


Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития.


3. Психологическое просвещение.


Данная работа ориентирована на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса.


Приоритетной для психолога в этом направлении является работа с педагогами, так как они являются субъектами инновационных процессов и должны находиться в режиме развития, в процессе переосмысления собственных ценностей педагогической деятельности.


Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, подборка литературы, рекомендации и пр.


Психологическое просвещение и информирование родителей проводится преимущественно в форме индивидуальных бесед во время родительских собраний, в подготовкой рекомендаций и  памяток.


4. Психопрофилактическая деятельность.


Для успешной профилактической работы в школе среди учащихся  организованы интегрированные уроки PSPE (Personal Social and Physical Education).  Данная программа основана на государственном стандарте предмета «Самопознание» и программе PSPE Международного Бакалавриата. PSPE рассматривает благополучие личности через развитие и воспитание в себе знаний, стремлений и навыков, которые способствуют благополучию. Благополучие включает в себя физическое, эмоциональное, познавательное, духовное и социальное здоровье и развитие, а также подразумевает под собой осознание себя как личности, развитие и поддержание отношений с другими людьми, ведение активного и здорового образа жизни.


6. Психологическое консультирование.


Психологическое консультирование рассматривается как коммуникативный процесс, в первую очередь для обеспечения субъекта образовательного пространства необходимой психологической информацией, что позволяет создать условия для его адекватной социально
психологической адаптации.


Все аспекты психологического консультирования субъектов образования рассматриваются «под углом» информационно-коммуникативного, кратковременного и психотерапевтически ориентированного характера.


Психологическое консультирование проводится по следующим направлениям:

 

  • по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания;
  • по вопросам психологии детей и их возрастным особенностям;
  • по поводу проблем обучения, поведения, межличностного взаимодействия конкретных учащихся или групп учащихся;
  • оказание психологической помощи и поддержки учащимся, педагогам , находящихся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
  • помощь в организации эффективного детско-родительского общения.

Ожидаемые результаты психологического сопровождения.


1. В отношении образовательного процесса в целом:
 

  • Увеличение эффективности образовательного процесса, выражающееся:

– в повышении психологического комфорта учащихся на занятиях и, как следствие, в активизации потребности в получении новой информации – появление «желания учиться» и потребности в учении.
 

  • Улучшение качества образовательного процесса за счет:

– оптимизации образовательных программ;
– улучшения методического и дидактического сопровождения, отталкиваясь от потребностей участников образовательного процесса.


2. В отношении участников образовательного процесса:
 

  • Преподавателей:

– повышение психологической грамотности;
– оказание психологической помощи в решении личных проблем (консультирование);
– разрешение трудностей во взаимоотношениях с другими участниками образовательного процесса;
– содействие в личностном росте.
 

  • Учащихся:

– эффективное овладение знаниями, умениями и навыками;
– развитие высших психических функций;
– развитие креативности (творческого подхода к любой деятельности, в том числе и к учебной);
– повышение психологической грамотности;
– повышение толерантности в отношении своих сверстников.
 

  • Родителей учащихся:

– психологическая поддержка, оказание консультативной помощи в решении жизненных трудностей, оказывающих влияние на сферу учебной деятельности ребенка;
– получение необходимой информации о возрастных особенностях ребенка и о способах и средствах психологического развития ребенка.


Список использованных источников:

1. Макарова И.В. Педагог-психолог. Основы профессиональной деятельности. – Самара: Изд. дом Бахрах-М, 2004.

2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Сфера, 2000.

3. Немов Р.С. Практическая психология. – М.: Владос, 1998.

4. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос, 2005.

5. Семаго М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. – М.: Айрис-пресс, 2006.

6. Тетерский С.В. Искусство вести за собой – М.: Аркти, 2007.

7. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М

8. Толкачева Нонна Ромиковна, директор школы. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://rcosps.rusedu.net/post/410/15736 29.11.12