Когнитивная сфера детей, проживающих на контаминированных радионуклидами территориях

Алферова А.И.,

Республиканский научно-практический центр медицинской

экспертизы и реабилитации,

Республика Беларусь, п. Городище,

Кострица С.А.,

Детский реабилитационно-оздоровительный центр «Ждановичи»,

Республика Беларусь, г. Минск

 

В результате Чернобыльской катастрофы сложилась ситуация, когда сотни тысяч детей подверглись воздействию не только острого облучения, а жили, росли и развивались в условиях длительного воздействия малых доз ионизирующего излучения и других неблагоприятных факторов послечернобыльского периода [1]. Дети считаются наиболее критической группой среди населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС, поскольку их организм отличается высокой радиочувствительностью [2]. Кроме снижения соматического здоровья детей, существенны и психологические последствия. Состояние психического здоровья детей, проживающих на загрязненных радионуклидами территориях, характеризуется наличием значительных изменений в эмоциональной сфере, в области личностного развития и межличностного взаимодействия [3]. Хронический психологический стресс оказывает негативное воздействие и на их когнитивную сферу. В связи с этим, актуальность приобретает вопрос изучения особенностей когнитивной сферы детей, проживающих на территориях радиоактивного загрязнения.

С целью изучения особенностей когнитивной сферы детей, проживающих на контаминированных радионуклидами территориях, было проведено психодиагностическое обследование.

Объект исследования – 88 детей в возрасте от 7 до 17 лет, проживающих на загрязненных радионуклидами территориях. Большинство детей (61,4±5,2%) принадлежало к группе старшего школьного возраста. В группе обследованного контингента было 48 (54,5±5,3%) девочек и 40 (45,5±5,3%) мальчиков.

Оценка когнитивной сферы детей, проживающих на контаминированных радионуклидами территориях, предполагала анализ развития познавательных процессов данных детей – внимания, в т.ч. его объема, трудностей в концентрации, способности к переключению, памяти и интеллектуального развития.

Анализ объема внимания обследованных детей показал, что абсолютное большинство (81,8±4,1%) имело средний его уровень (p<0,05). Низкий объем внимания наблюдался в 18,2±4,1% случаев. Чаще это были дети младшего школьного (43,7±12,8%) и старшего школьного возраста (43,7±12,8%). Следует отметить, что низкий объем внимания может снижать оптимальное распределение деятельности и ее эффективность.

Трудности в концентрации внимания имели 39,8±5,2% детей, из них: 45,7±8,4% дети младшего школьного возраста, 48,5±8,5% старшего школьного возраста. В свою очередь, 60,2±5,2% детей были способны легко и быстро сосредотачивать свое внимание (p<0,05).

Оценка способности к переключению внимания показала, что 44,3±5,3% детей были способны концентрироваться на одном объекте, но с трудом переключались на другой (низкая способность к переключению внимания), 17±4,0% детей в достаточной степени могли переключать внимание на иные объекты наблюдения (средняя способность) и 38,7±5,2% выполнять попеременно отличающиеся действия (высокая способность).

В ходе исследования установлено, что для подавляющего количества обследованных детей (90,9±3,1%) преобладающей явилась долговременная память – они запоминали некоторый объем материала, образов и воспроизводили его в последующем без особых трудностей (p<0,05). Превалирование кратковременной памяти, проявляющейся в непродолжительности сохранения образов, отмечалось в 9,1±3,1% случаев. В большинстве (62,5±18,3%) своем это дети младшего школьного возраста. Следует отметить, что в 100,0% случаев дети с преобладанием кратковременной памяти имели низкий объем внимания, трудности в концентрации и низкую способность к переключению внимания.

Что касается интеллектуального развития детей, то у абсолютного большинства (90,9±3,1%) оно соответствовало возрасту (p<0,05). Примечательно, что у 5 (5,6±2,5%) детей интеллектуальное развитие опережало возраст (в 80±20,0% это дети старшего школьного возраста). Уровень интеллектуального развития ниже возрастной нормы наблюдался у 3 (3,5±2,0%) детей – они испытывали трудности с выполнением заданий, установлением логических связей. Следует подчеркнуть, что в 100% случаев для этих детей были характерны: низкий объем внимания, трудности в концентрации, низкая способность к переключению внимания, преобладание кратковременной памяти.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что для детей, проживающих на контаминированных радионуклидами территориях, характерны средний объем внимания (81,8±4,1%, p<0,05), отсутствие трудностей в концентрации (60,2±5,2%, p<0,05), преобладание долговременной памяти (90,9±3,1%, p<0,05), интеллектуальное развитие соответственно возрасту (90,9±3,1%, p<0,05), что подтверждено статистически. Полученные данные об особенностях когнитивной сферы данных детей также позволили выявить «проблемные зоны»: 44,3±5,3% детей имели низкую способность к переключению внимания, 39,8±5,2% – трудности в концентрации внимания, 18,2±4,1% – низкий объем внимания. Изучение особенностей когнитивной сферы детей, проживающих на загрязненных радионуклидами территориях, может быть ориентиром в мероприятиях психологической помощи (например, в оптимизации познавательных процессов) детей данной категории.

Список литературы:

1.                Пілінська, М.А. Цитогенетичні наслідки у Чорнобильських контингентів пріоритетного спостереження / М.А. Пілінська // Медичні наслідки аварії на Чорно бильській атомній електростанції. – Київ, 2007. – С. 156-169.

2.                Чешик, А.А. Структура заболеваемости гемобластозами у детей 0-18 лет, подвергшихся воздействию ионизирующей радиации вследствие Аварии на Чернобыльской АЭС / А.А. Чешик // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы радиационной медицины: от науки к практике»,  Гомель, 11 апреля 2014 / ГУ «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека» ; под ред. А.В.  Рожко.    Гомель, 2014. – С. 215−217.

3.                Реабилитация и оздоровление детей, проживающих на загрязненных радионуклидами территориях: Пособие для врачей / Под ред. И.А. Кириеевой, В.Б. Смычка. – Городище, 2016. – 123 с.