МЕТОД НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Боровских А.В., 4 курс

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

Аннотация.

В данной работе представлены результаты диагностики монологической речи детей с общим недоразвитием речи и на их основании обозначен метод, который будет использован при коррекции выявленных нарушений. Статья посвящена теоретическому описанию и обоснованию значимости метода наглядного моделирования в коррекционной работе над монологической речью у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития.

Ключевые слова: дети с нарушениями речи, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, монологическая речь, лексико-грамматические единицы, метод наглядного моделирования.

 

Статистика утверждает, что с каждым годом увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи, страдающих нарушением в развитии всех компонентов речи.  В частности у данной категории наблюдается значительное отставание в становлении и развитии монологического характера высказываний. Вследствие этого становится актуальным вопрос о своевременном формировании речевой функции ребенка, а именно, о развитии монологической речи.

Монологическая речь является важнейшим условием полноценного психического развития: язык и речь реализуют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации и регуляции поведения, в процессе социализации. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Общее недоразвитие речи характеризуется системным нарушением формирования у детей всех компонентов речевой деятельности: фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи. В свободных высказываниях дети не используют прилагательные и наречия, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе и падеже.

 Дети с общим недоразвитием речи  третьего уровня речевого развития  пользуются развёрнутой фразовой речью, не затрудняются в названии предметов, действий, признаков предметов, знакомых им в обыденной жизни. Они могут составить короткий рассказ по картинке, однако сталкиваются с трудностями при необходимости более развернутых высказываний для выражения своих мыслей.      

Вследствие возрастания актуальности вопроса о развитии монологической речи, нами была проведена исследовательская работа, целью которой стало изучение особенностей данного аспекта речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития.

Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад №18 «Изюминка» г. Йошкар-Олы (16 испытуемых) и МБДОУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Росток» г. Йошкар-Олы (10 испытуемых), в которых воспитываются дети с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития.

Была выбрана методика Р.И. Лалаевой для определения умения составлять связный рассказ по наглядным опорам, воспроизводить полную смысловую программу по слуховым опорам и определения особенностей восприятия, словесной интерпретации содержания картин различной жанровой принадлежности. В комплект диагностического инструментария вошла методика В.К. Воробьевой для исследования сформированности ориентировки в языковых средствах по узнаванию связного сообщения – рассказа, а также методика И.Н. Лебедевой, позволяющая определить умения детей составлять связный рассказ на основе личного опыта. Все методики направлены на исследование монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

Целью методик стала потребность выявить особенности развития монологической речи детей с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития. Были поставлены задачи:

1.Установить уровень сформированности лексических единиц языка.

2.Выявить уровень развития грамматического строя речи.

3.Интерпретировать результаты, полученные в ходе проведения заданий, содержащихся в данных методиках.

  В целях комплексного исследования монологической речи детей использовались серии заданий, которые включали:

- анализирование деформированного рассказа с его правильным вариантов, объяснение ошибок в тексте;

- составление рассказа по отдельным ситуационным картинкам, имеющих опору на иллюстрацию;

- составление предложения по трем картинкам, связанным тематически (составление рассказа по серии сюжетных картинок);

- пересказ текста с опорой на картинку (знакомой сказки или короткого рассказа). В данной методике представлен рассказ, не знакомый ребенку;

- пересказ текста без опоры на картинку;

- сочинение рассказа на основе личного опыта,

- составление рассказа-описания.

Таким образом, нами были выявлены основные особенности уровня развития монологической речи детей с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития:

  1. отсутствии системы последовательности членов предложения;
  2. нарушении логики построения высказывания;
  3. недостаточном использовании таких частей речи, как прилагательные, наречия, предлоги;
  4. нарушении образования правильных лексико-грамматических единиц (нарушния в согласовании имен сужествительных с глаголами, прилагательмими, а также в согласовании местоимений с глаголами).

Проанализировав диагностические данные, мы пришли к выводу, что при реализации коррекционной программы наиболее эффективным средством коррекции выявленных нарушений монологической речи детей с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития может послужить метод наглядного моделирования.

В практике логопедической работы получил широкое распространение метод наглядного моделирования, теоретическим обоснованием которого занимались следующие авторы: Т.Г. Давыдова, В.М. Ввозная [9], Е.Ю. Смышляева [8], Д.Б. Эльконин [3].

Наглядное моделирование – это воспроизведение значимых свойств изучаемого объекта, создание его заместителя. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, а также научиться работать с ними. Данный метод предполагает разработку схем-планов, графических символов, которые станут опорой при составлении самостоятельных логично построенных высказываний.

По мнению Т.Г. Давыдовой, В.М. Ввозной основой обучения детей рассказыванию является работа с моделями. Модели, по мнению авторов, являются материальными заместителями реальных предметов, явлений природы, отражающие их признаки [8].

Метод моделирования, по мнению Д.Б. Эльконина, позволяет развивать мыслительную деятельность ребёнка с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта [3]. Таким образом, наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских, познавательных способностей детей, учит анализировать части объекта, объединяя их в целое, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.

Мы приходим к выводу, что эффективности использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками получила теоретическое подтверждение, изучена авторами всесторонне и широко применяется в практике дошкольного обучения. 

В литературе содержится информация об использовании метода наглядного моделирования в логопедической работе. Данный метод имеет ряд существенных преимуществ. Во-первых, ребенок с диагнозом общее недоразвитие речи имеет склонность к быстрой утомляемости, а также к потере интереса во время занятия. Использование метода наглядного моделирования отличается разнообразием различных схематических конструкций, таблиц, символов, ярких иллюстраций. Вследствие этого применение данного метода будет вызывать интерес у детей и, таким образом, данная проблема будет решена.

Во-вторых, использование символической аналогии, схем-таблиц облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. В-третьих, в процессе применения графических аналогий ребенок учится видеть главное, а также происходит систематизация знаний.  В-четвертых, метод наглядного моделирования способствует освоению знаково-символической деятельности, что способствует подготовке ребенка с общим недоразвитием речи к учебной деятельности.

Таким образом, применение метода наглядного моделирования положительно воздействует на развитие монологической речи в процессе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи (третьим уровнем речевого развития).

Литература:

 

1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М.: Профессиональное образование, 1993. – 50-58 с.

2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системными нарушениями речи: учеб. Пособие. М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. – 158 с.

3. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк. – М.: АПН РСФСР,1958. –116 с.

4. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет. М.: Ювента, 2007. -  24 с.

5. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. – 175 с.

6. Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим речевым недоразвитием.  М.: МГОПУ, 2006. – 168 с.

7. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников//  Логопед, 2005. – С. 7-12.

8. Давыдова Т.Г., Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2008. – №1. – С. 44-49.