Аблинова А.А.
МарГУ, 4 курс
РМЭ, г.Йошкар-Ола
В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальной психологии и педагогике возрастает актуальность обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка.
Среди этих детей особое место занимают дети с задержкой психического развития, у которых незрелость эмоционально-личностной сферы нередко сочетается с недоразвитием познавательной деятельности.
Общение со сверстниками – необходимое условие психологического развития ребенка с задержкой психического развития. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возраста. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей [1].
Общение со сверстниками играет важную роль в жизни старшего дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, появления и развития начал коллективных и дружеских взаимоотношений.
Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребенка со сверстниками [3].
Межличностному общению принадлежит ведущая роль в развитии у ребенка познавательных и психических функций, которые изначально формируются в процессе общения со взрослым, и лишь затем становятся произвольными. Ребенок данной категории имеет ряд специфических черт, которые затрудняют его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и результаты этого неэффективного общения во многом определяют его дальнейшее психическое развитие [4].
Явное отставание детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. В исследованиях многих ученых отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. Так, С.Г. Шевченко, изучая особенности речевого развития детей данной категории, отмечает, что дефекты речи отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. В гораздо меньшей степени изучались личностные особенности детей с задержкой психического развития. В работах Л.В. Кузнецовой, Н.Л. Белопольской раскрываются особенности мотивационно-волевой сферы. Н.Л. Белопольская отмечает специфику возрастных и индивидуально – личностных особенностей детей.
Незрелость эмоционально – волевой сферы детей с задержкой психического развития обуславливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся сверстников. Исследования Марковской И.Ф. показали, что старшие дошкольники данной категории не готовы к внеситуативно – личностному общению со взрослыми. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы – страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно – этических нормах поведения [2].
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что полноценное развитие ребенка – одна из важнейших задач общества на современном этапе развития.
Список литературы