МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аблинова А.А.

МарГУ, 4 курс

РМЭ, г.Йошкар-Ола

В последнее десятилетие  ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальной психологии и педагогике возрастает актуальность обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, создания оптимальных условий для формирования и развития личности каждого ребенка.

Среди этих детей особое место занимают дети с задержкой психического развития, у которых незрелость эмоционально-личностной сферы нередко сочетается с недоразвитием познавательной деятельности.

Общение со сверстниками – необходимое условие психологического развития ребенка с задержкой психического развития. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возраста. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей [1].

Общение со сверстниками играет важную роль в жизни старшего дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, появления и развития начал коллективных и дружеских взаимоотношений.

Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива – одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависит от характера отношений ребенка со сверстниками [3].

Межличностному общению принадлежит ведущая роль в развитии у ребенка познавательных и психических функций, которые изначально формируются в процессе общения со взрослым, и лишь затем становятся произвольными. Ребенок данной категории имеет ряд специфических черт, которые затрудняют его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, и результаты этого неэффективного общения во многом определяют его дальнейшее психическое развитие [4].

Явное отставание детей с задержкой психического развития от нормально развивающихся сверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. В исследованиях многих ученых отмечается специфика развития познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. Так, С.Г. Шевченко, изучая особенности речевого развития детей данной категории, отмечает, что дефекты речи отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности. В гораздо меньшей степени изучались личностные особенности детей с задержкой психического развития. В работах Л.В. Кузнецовой, Н.Л. Белопольской раскрываются особенности мотивационно-волевой сферы. Н.Л. Белопольская отмечает специфику возрастных и индивидуально – личностных особенностей детей.

Незрелость эмоционально – волевой сферы детей с задержкой психического развития обуславливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети отстают от нормально развивающихся сверстников. Исследования Марковской И.Ф. показали, что старшие дошкольники данной категории не готовы к внеситуативно – личностному общению со взрослыми. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы – страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно – этических нормах поведения [2].

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что полноценное развитие ребенка – одна из важнейших задач общества на современном этапе развития.

Список литературы

  1. Бойко, Т.В. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития: старшая группа / Т.В. Бойко. – Волгоград: изд-во Учитель, 2012. – 100 с.
  2. Лисина, М.И Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.
  3. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Детство – Пресс, 2011. – 120 с.
  4. Межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://student.zoomru.ru/pedagog/osobennosti-mezhlichnostnyh-otnoshenij-...