Мочалова Т.Н. Школьный урок психологии как форма психологического сопровождения учащихся

 

Мочалова Т.Н.,

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»,

Российская Федерация, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола

 

Для эффективного функционирования в современном обществе наряду со знаниями и умениями немаловажными являются личностные качества и особенности выпускников школ и будущих специалистов. К таким качествам можно отнести толерантность, позитивное самоотношение, способность к самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить отношения с окружающими.


В данной статье особое внимание среди прочих форм психологического сопровождения учебного процесса уделяется урокам психологии в рамках направления просветительской работы школьного психолога. К сожалению, всё реже в настоящее время у школьных психологов появляется возможность проведения стабильных, фиксированных в расписании уроков психологии.


Между тем, изучение основ психологии в школе может способствовать развитию и формированию перечисленных выше качеств, раскрытию и развитию способностей, творческого мышления учеников, овладению навыками самоанализа, конструктивному повседневному и деловому общению, умению преодолевать внутриличностные и межличностные конфликты.


Каким образом уроки психологии могут помочь в этом учащимся? Большинство учеников привыкло воспринимать информацию, получаемую на уроках, в средствах массовой информации на веру, не критично. Рассмотрение на занятиях психологии одних и тех же явлений окружающего мира, но с позиций различных теорий, объясняющих их, развивает у учеников способность более критично относится к любой информации, понимать, что знания, накопленные современной наукой, отвечают критерию относительной истинности, т.е. могут быть опровергнуты. Учащиеся осознают возможность существования противоречивых, на первый взгляд взаимоисключающих, точек зрения на один и тот же вопрос.


При изучении основных познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление ученики знакомятся с основными факторами, законами, механизмами развития и функционирования этих процессов. Например, знания о закономерностях запоминания и забывания информации делают процесс заучивания сложного материала более эффективным: позволяют более грамотно распределить информацию по времени, пользоваться мнемотехниками и смысловыми приёмами запоминания и т.д. При помощи психологических методик ученики выясняют особенности, слабые и сильные стороны своих собственных познавательных процессов, что помогает им в процессе обучения. К тому же, от многих школьных преподавателей сегодня можно услышать о том, что большое число учеников и даже студентов университетов не способно выделять главную мысль в сложных для понимания текстах. При этом понимание материала является одним из основных условий его уяснения и запоминания. Для решения этой проблемы ученикам предлагаются задания по схематизации текстов. Построение схем позволяет ученикам осмысливать текст, выделять в нём различные части (главную проблему, её основные составляющие), устанавливать связи и отношения между этими частями. Таким образом, схематизация способствует более активной и глубокой мыслительной переработке текста, а так же более глубокому усвоению и длительному сохранению информации.


Одна из наиболее интересующих подростков проблем – это проблема межличностного общения. Элементы тренинга на уроках психологии способствуют самораскрытию учеников, пониманию особенностей поведения, потребностей, целей, мотивов других людей, помогают развить способности, преодолеть собственную застенчивость, нерешительность, научиться приёмам саморегуляции в стрессовых ситуациях (особенно при сдаче экзаменов). Проводимые во время занятий дискуссии и обсуждения способствуют выработке собственного мнения, умения его высказывать, общаться, убеждать собеседников, вести переговоры. Знакомство с психологическими особенностями делового общения: деловой беседы, публичных выступлений, позволит ученикам успешно адаптироваться в сложных современных условиях. Так, например, ученикам 10 и 11 классов Многопрофильно лицея при МарГУ предлагалось из 12 высказываний выбрать те, которые относятся к приёмам открытого общения и те, которые относятся к приёмам манипуляции. Ученики 11 класса, ознакомленные на занятиях с понятием, видами, приёмами манипуляции, продемонстрировали следующие результаты: 6 (35%) из 17 учеников безошибочно выделили приёмы манипуляции среди прочих высказываний, семеро (41%) сделали по одной ошибке, остальные ученики (24%) допустили две или три ошибки. В 10 классе лишь 2 (10%) из 20 учеников безошибочно справились с заданием, пятеро (25%) допустили по одной ошибке, остальные  (65%) – по две и более.


Значительную роль занятия по психологии играют в профессиональном самоопределении старших школьников. Психологические тесты, профориентационные игры позволяют ученикам выявить свои способности, определиться с интересами, познакомиться с различными профессиями и их особенностями. Практика психологической работы в школе показывает, что значительная часть старшеклассников испытывает трудности с выбором будущей профессии, а ученики, определившиеся с выбором будущей профессии, не имеют чётких представлений о её особенностях. Исследования представлений старшеклассников о будущей профессии были проведены на базе Многопрофильного лицея при МарГУ (МПЛ при МарГУ). Ученикам 11 классов предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся выбранной ими профессии: назвать достоинства и недостатки работы по данной специальности, перечислить обязанности, которые необходимо выполнять на избранной должности, указать знания, умения, навыки, качества личности, нужные и полезные для данной профессии. По результатам опроса половина учеников выпускных классов (53%) давала достаточно чёткую характеристику выбранной ими профессии, другая половина (47%) – имела смутные представления об особенностях работы по избранной специальности.


К тому же для школьного психолога урок психологии хорошая возможность с одной стороны познакомиться со школьниками, понаблюдать за их поведением в ситуации школьного взаимодействия и с другой стороны «познакомить» учеников с самим собой, с возможностями психологии, снять страх перед посещением психолога в рамках консультации, продемонстрировать безоценочное отношение к личности ученика со стороны психолога. Урок обеспечивает постоянные встречи психолога с учащимися, даёт дополнительную возможность пообщаться с «проблемными» учениками в привычных для них условиях, заинтересовать в получении дополнительной информации, которая является поводом дополнительного посещения психолога на консультациях.


Таким образом, взаимодействие учащихся с школьным психологом во время фиксированных уроков открывает возможности для дальнейшей работы с учениками в рамках психологического сопровождения учебного процесса.