МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ АКРОБАТИКОЙ

Тозик О.В, Даниленко О.С.

Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины

Республика Беларусь, Гомель

 

 

Общеизвестно, что мотив – это сложное психологическое образование, являющееся с содержательной стороны основанием (обоснованием для себя самого) действия и поступка, деятельности и поведения, а с энергетической стороны – побуждением к достижению выбранной цели.

Осознанный полностью мотив должен дать ответ, почему (осознание потребности), для чего или ради чего (осознание цели) и почему именно таким способом (учёт обстоятельств) человек будет или уже удовлетворяет возникшую у него потребность [1].

Ряд авторов отмечают, что проблема мотивов является самой труднодоступной и мало изученной проблемой психологической теории. Высокие результаты в спорте теснейшим образом связаны с мотивационной сферой человека. Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов тренерами и самими спортсменами часто приводит к тому, что они оказываются неспособными проявить в полной мере свои функциональные и физические возможности, реализовать ту трудоемкую работу, которую он совершают, профессионально занимаясь спортом. Более того, после завершения спортивной деятельности, неудовлетворенность достижениями в спорте становится непреодолимой помехой в реализации личностного потенциала и социализации спортсмена в других сферах жизнедеятельности. В связи с этим на первый план выходят проблемы изучения мотивов на разных этапах онтогенетического развития [2].

 Основой любой деятельности является мотивация, т.к. именно в ней заключён механизм личной активности, заинтересованности человека в деятельности. Мотивацию обычно определяют как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения поставленной цели. Именно с точки зрения мотивации можно говорить о нацеленности личности на удовлетворение своих потребностей, запросов, на формирование активности в деятельности, на определение своей жизненной ориентации. Выдающийся психиатр, невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от его интеллекта, а на 70-80% – от мотивов, которые побуждают его определенным образом себя вести [1].

Мотивация представляет собой одну из наиболее сложных и, вместе с тем, заслуживающих особого внимания проблем, поскольку ее изучение непосредственно связано с поиском источников деятельности человека, тех побудительных сил, благодаря которым осуществляется любая деятельность, определяется направленность поведения человека.

В большой мере специфику механизмов спортивной мотивации определяет принадлежность спортсмена к тому или иному виду спорта. Иными словами, различие в спортивных специализациях оказывает серьезное влияние на формирование особенностей мотивации.

Спортивные психологи выделяют конкретные варианты мотивации, связанной с занятием различными видами спорта: обеспечение цикличности, управление движением, ситуативное противоборство.

Результаты психологических исследований, проведённых спортивными психологами, показывают, что контакт с противником или партнёром так же является важной мотивационной особенностью избранного вида спорта. Различают 3 основные разновидности контактов: непосредственные (в борьбе, боксе и т.д.), опосредованные (волейбол, футбол, шахматы, теннис и т.д.) и условные (плавание, спортивная гимнастика, акробатика и т.д.) [3].

Проведя анализ литературы по данной проблематике, мы предположили, что у спортсменов, занимающихся акробатикой, преобладают эстетические мотивы.

Спортивная акробатика – это зрелищный и красивый вид спорта, представляющий собой соревнования в выполнении различных акробатических упражнений под музыкальное сопровождение. Такие упражнения связанны с балансированием, а также вращением тела с опорой и без нее.

Нами было проведено исследование на базе СДЮШОР № 4 г. Гомеля. В нем приняли участие 26 спортсменов, занимающихся акробатикой. Нами использовалась методика Шаболтаса А.В. «Мотивы занятий спортом». Методика предназначена для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортом и включает в себя 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным высказываниям и суждениям, приведенным в опроснике.

В результате проведенного исследования было установлено, что:

- мотив физического самоутверждения – достижение гармоничного физического развития, становление характера, стремление к победе – у 44% спортсменов, что обусловлено регулярными, интенсивными тренировками, способствующими психофизическому совершенствованию личности.

- мотив достижения успеха в спорте – стремление к улучшению личностных спортивных результатов было выявлено у 20% испытуемых. Результатом спортивной деятельности является выступление спортсменов на соревнованиях и достижение ими наивысшего спортивного результата, что доказано полученными результатами тестирования.

- мотив социального самоутверждения – стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями, преобладает у 12% испытуемых. Данный факт можно объяснить тем, что успехи и достижения в спорте повышают авторитет спортсмена в жизни и обществе.

- гражданско-патриотический мотив – стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, страны было выявлено у 11 % испытуемых.

- социально-эмоциональный мотив – стремление к социальным событиям, ввиду их высокой эмоциональности, неформальному общению, социальной и эмоциональной раскованности преобладает у 6% испытуемых.

- мотив эмоционального удовольствия – стремление, отражающие радость движения и физических усилий. Данный мотив преобладает у 5% выборки, что обусловлено эстетичностью данного вида спорта.

- социально-моральный мотив – стремление к успеху своей команды, ради которого необходимо усиленно тренироваться, достигая наивысших спортивных результатов отмечается у 2% анкетируемых.

- спортивно-познавательный мотив – стремление к улучшению тактической и технической подготовки. Данный мотив не является доминирующим ни у одного испытуемого.

- рационально-волевой мотив – желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при умственной (сидячей) работе. Данный мотив не является доминирующим ни у одного испытуемого.

- мотив подготовки к профессиональной деятельности – стремление заниматься спортом для подготовки к требованиям избранной профессиональной деятельности. Данный мотив не является доминирующим ни у одного испытуемого.

Согласно результатам проведённого исследования по методике «Мотивы занятий спортом» (А.В. Шаболтас), в выборке преобладают 7 мотивов: мотив физического самоутверждения и мотив достижения успеха в спорте, социального самоутверждения, гражданско-патриотический мотив, социально-эмоциональный мотив, эмоционального удовольствия, социально-моральный мотив (рисунок 1).

 

 

Рисунок – Мотивы занятий акробатикой

 

Мотивы, которые не являются доминирующими для занятий по спортивной акробатике: спортивно-познавательный мотив, рационально-волевой мотив, мотив подготовки к профессиональной деятельности.

Таким образом, для спортсменов-акробатов важны следующие мотивы занятий спортом: стремление, отражающее радость движения и физических усилий; желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности; стремление к спортивным событиям, ввиду их высокой эмоциональности; стремление к физическому развитию, становлению характера; стремление проявить себя.

Данные результаты обусловлены тем, что девушки и юноши занимающиеся спортивной акробатикой, выбрали данный вид спорта с целью стремления к гармоничному физическому развитию, становлению характера, достижения наивысшего спортивного результата.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что зная доминирующие мотивы занятий акробатикой, мы можем привлекать подрастающее поколение в спортивные секции, стимулировать активность спортсменов, повышать их мотивированность к занятиям акробатикой.

 

Литература

 

1. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер. – 2008. – 512с.

2. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер. – 2009. – 352с.

3. Ильинский, С.В. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта / С.В. Ильинский // Вестник Самарской гуманитарной академии (Серия «Психология»). – 2013. – №1(13). – С.75-84.

4. Юров, И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте / И.А. Юров. – М.: Советский спорт. – 2006. – 163с.