ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

М.А. Данилевская, Т.А. Карандаева,

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»,

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

Уровень сформированности речевых навыков у детей важно развивать в дошкольном возрасте, чтобы вырастить образованное поколение; поэтому, особо актуальными представляются пути нахождения новых форм речевого развития детей через все образовательные области, побуждая их творческие и мыслительные способности, используя новые технологии обучения и воспитания детей [3].

Общее недоразвитие речи III уровня – это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Оно характеризуется наличием развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормального развития речи. Уровень речевого развития устанавливается с помощью логопедической диагностики. Коррекция недоразвития речевых функций предполагает дальнейшую работу над связной речью, усвоением лексико-грамматических категорий, совершенствованием фонетической стороны речи.

Факторы, вызывающие недостаточную сформированность речи, могут быть биологическими и социальными. Первые могут воздействовать на ребенка в разные периоды развития – от внутриутробного до младшего дошкольного возраста. Вторая группа факторов оказывает влияние на детскую речь уже после рождения.

К биологическим факторам относятся негрубые, нетяжелые поражения центральной нервной системы у ребенка, нарушающие регуляцию речевой моторики, слухового восприятия и высших психических функций. Их непосредственными причинами могут выступать вредные привычки будущей мамы, токсикозы беременности, родовые травмы новорожденных, перинатальная энцефалопатия, заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте. Логопедическим диагнозом у таких детей может быть дизартрия, алалия, афазия, заикание, а при наличии расщелин твердого и мягкого неба – открытая ринолалия.

Социальные факторы включают неблагополучное семейное и речевое окружение ребенка. Пережитые стрессы, отсутствие эмоциональных контактов между детьми и родителями, конфликтные ситуации в семье, педагогическая запущенность тормозят развитие речи и неблагоприятно сказываются на психическом развитии. Другая возможная причина общего недоразвития речи  у ребенка – дефицит вербального общения (наличие глухонемых родителей, многоязычное окружение, неправильная речь взрослых).

Понимание речи у ребенка с общим недоразвитием речи  III уровня близко к возрастной норме. Трудности возникают при восприятии логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, временные, причинно-следственные связи. Не всегда достаточно точно удается понимать значение сложных предлогов, приставок, суффиксов. Объем словаря на первый взгляд близок к нормальному развитию речи, при составлении высказывания дети используют все части речи. Однако при обследовании выясняется недостаточное знание частей предметов, неразличение лексических значений многих слов. Если у детей не сформирован навык словообразования – дети затрудняются в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

У детей сохраняются все виды фонетических дефектов: замены артикуляторно сложных звуков более простыми, дефекты озвончения и смягчения, искажения (сигматизм, ламбдацизм, ротацизм), страдает воспроизведение слов со сложным слоговым составом: слоги редуцируются, переставляются местами, отстает формирование фонематических процессов (ребенок испытывает сложности при выделении первого и последнего звука в слове, при подборе карточек на заданный звук) [4].

Одним из видов детской деятельности, отвечающей современным требованиям разностороннего развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи, является театрализованная деятельность, которая позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход к детям и формировать речевые и коммуникативные навыки.

В нашем исследовании мы предприняли попытку обследовать связную речь детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня и провести коррекционную работу по формированию связной речи в процессе постановки мини-спектаклей.

В процессе театрализованной деятельности восприятие, мышление, воображение, речь взаимосвязаны, проявляются в разных видах детской активности: речевой, двигательной, музыкальной и творческой. Настоящая творческая игра - это такая игра, которая развивает личность ребенка, так как она связана с его личными переживаниями; в которой ребёнок придумывает сюжет, содержание игры, ищет пути воплощения замысла, перевоплощения в роль героя литературного произведения, вводит дополнительные роли [2].

Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. В театрализованной деятельности у ребенка появляется возможность на фоне положительных эмоций управлять своим поведением, развивать речь, что, кроме психотерапевтического эффекта, составляет один из существенных моментов, образующих психологическую готовность ребенка к обучению [1].

В нашем эксперименте по исследованию уровня связной речи приняло участие 20 детей 4-5 лет с нарушениями речи, посещающих (контрольная группа) и не посещающих (экспериментальная группа) детский сад.

Нами было проведено обследование связной речи детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня развития по методике В. П. Глухова.

В. П. Глухов отмечает, что наблюдение за речью детей осуществляется в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности. Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения.

В ходе диагностики уровня связной речи детей были получены следующие результаты:

 

Рисунок 1 - Сравнительная диаграмма уровня развития связной речи детей 4-5 лет по методике В. П. Глухова, экспериментальной (группа 1) и контрольной (группа 2) групп.

Из диаграммы видно, что уровень связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня, посещающих детский сад выше, чем у детей, не посещающих детский сад. Исходя из данных обследования, для детей экспериментальной группы мы предполагаем составить программу коррекционной работы по развитию связной речи в процессе постановки мини-спектаклей.

Каждое занятие программы будет направлено на развитие мыслительных процессов и связной речи, расширение пассивного и активного словаря, развитие словесно-логического мышления, пространственного воображения,  зрительного и слухового восприятия, развитие произвольного внимания, его объём и концентрацию.

 

Использованная литература:

1.     Доронова, Т. Н.  Театрализованная  деятельность  детей.  / Т. Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1. – С. 28-35.

2.     Егорова, Т. А. Комплексные занятия по сказкам для детей 4-6 лет / Т. А. Егорова - Волгоград: Учитель, 2013. – 67 с.

3.     Зимина, И. А. Театр и театрализованные игры в детском саду / И. А. Зимина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 29-34.

4.     Рудакова Н. П. Общее недоразвитие речи у дошкольников [Электронный ресурс] https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/onr-3