ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПО СРЕДСТВАМ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приходько Е.В.,

УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»,

Республика Беларусь, г.Гомель

 

Развитие современной системы непрерывного профессионального образования характеризуется сменой приоритетов и связывается с возрастанием роли вуза в профессиональной адаптации студентов. Особое место в этом процессе занимает деятельность высшей школы по формированию социально и профессионально мобильной личности будущего специалиста с высоким уровнем готовности к профессиональному самоопределению и предстоящей трудовой деятельности.

Профессиональное  самоопределение  –  сложная,  многоаспектная  проблема.  В  ее  рамках  к  настоящему  времени  сложилось  несколько подходов.

Анализ подходов к понятию «профессиональное самоопределение личности» позволяет говорить о неоднородности и неоднозначности его трактовки. Этот концепт рассматривается и как сложный, динамичный процесс (Н. С. Пряжников, В. Б. Шапарь и др.), охватывающий течение всей жизни человека, и как однократный выбор профессии (Р. С. Немов и др.). Процесс профессионального самоопределения личности является длительным процессом, который начинается в подростковом возрасте, продолжается в течение всего периода обучения в школе, среднем и/или высшем профессиональном учебном заведении, в ходе профессиональной подготовки (переподготовки), получения формального и неформального образования. Работа по профессиональному самоопределению – это часть общего процесса социализации личности, часть воспитания конкурентноспособного и успешного человека, целенаправленного развития у него способности к жизненному и профессиональному самоопределению. Ее невозможно осуществить вне сферы образования. При этом система образования призвана обеспечить фундаментальные знания, дающие базу для освоения спектра профессий (от рабочего до высококвалифицированного специалиста), с учетом конкретной ситуации на рынке труда и потребностей рынка труда в будущем.

В своих суждениях мы опираемся на концепцию профессионального развития, А.  Маслоу [1, с. 87], который выделил  в  качестве  центрального  понятия  самоактуализацию – как стремление  человека  совершенствоваться,  выражать,  проявлять  себя  в значимом для себя деле.

Предметом нашего внимания стал этап профессионального самоопределения личности в процессе волонтёрской деятельности.

Е.В. Великанова отмечает, что особую популярность волонтерское движение приобретает в среде молодежи, среди студентов, подростков, учащихся общеобразовательных школ, у которых в ходе добровольческой деятельности формируется гражданская активность и гражданская позиция. Формирование гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности представляет собой процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом [2, с. 143].

И.Н. Григорьев определяет проявление и формирование гражданской активности как социальное и гражданское сотворчестве, при котором деятельность молодежи направлена на создание условий для осмысления и действия по решению проблем, связанных с защитой гражданских прав, осознанием гражданского долга и ответственности, приоритет общечеловеческих ценностей; формирование навыков активного гражданского действия, социального и политического участия; развитие творческого, самостоятельного мышления, формирования умений и навыков оказания помощи другим людям [3].

Исходя из этого, можно рассматривать волонтёрскую деятельность, как один из способов формирования профессионального самоопределения будущих психологов.

Изучив актуальность  данной проблемы, а также с целью профилактики виктимизации в школе, на базе кафедры психологии Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины был сформирован волонтёрский отряд «Нет насилию!».

Целью проекта является:

1. Выработка вспомогательных социальных механизмов, способствующих в кратчайшие сроки позитивно реагировать возможным жертвам на внезапно возникшие кризисные ситуации либо носящие затяжной характер;

2.    Формирование нового типа поведения жертв преступлений, так как  в прошлом оно провоцировало совершение преступником преступления и по своей природе носило асоциальный либо аморальный, а в некоторых случаях даже криминогенный характер;

3. Ослабление негативных социальных, психологических и моральных воздействий на личность либо на определенную социальную общность людей с повышенной степенью виктимности.

Для реализации целей решены следующие задачи: 1) организован на базе Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины студенческий отряд из студентов-психологов; 2) проведены обучающие семинары со студентами-волонтерами по основам виктимологии, проблемам виктимизации среди подростков и молодёжи; 3) подготовлен диагностический инструментарий и проведено исследование на базе школ с целью: изучить особенности проявления личности в процессе виктимизации; 4) на основе анализа полученных результатов разработан комплекс мероприятий, направленных на: формирование нового типа поведения жертв преступлений; формирование нового типа поведения агрессора; выработку необходимых знаний, умений, навыков и действий человека в ситуациях конфликта; развитие способностей и личностных качеств как необходимого компонента предупреждения виктимизации.

В рамках студенческого проекта «Профилактика виктимизации среди подростков и молодёжи» было проведено исследование по оценке ситуации с насилием в отношении детей в школах города Гомеля. Выборка составила 350 учащихся 5 и 7 классов. По оценке большинства опрошенных (в среднем 60–70%) школьников, не подвергались психологическому и физическому насилию со стороны окружающих в учебных и воспитательных учреждениях. Вместе с тем исследование выявило, что в школе имеют место случаи использования учащимися и педагогами психологического, физического насилия в отношении детей. В школе дети в основном подвергаются насилию со стороны одноклассников, старшеклассников, учителей и детей из кружков и студий. Большинство респондентов всех целевых групп отметили, что не сталкивались или не располагали информацией о случаях сексуальных действий в отношении детей и подростков.

Практически в каждом классе имеются дети, которые являются мишенью (изгои, «козлы отпущения», «белая ворона») для окружающих. Их постоянно дразнят, унижают или бьют. Их вещи и предметы разбрасывают по классу или прячут. На переменах им постоянно приходится скрываться от кого-нибудь или находиться рядом со взрослыми, для них свойственны нестандартные поступки и замкнутость. Агрессия и прессинг, исходящие от окружающих людей, ввергают таких детей в депрессивное состояние, которое отрицательно сказывается не только на развитии психики, но приводит к снижению самооценки, мотивации, различным фобиям, в особо экстремальных случаях — к суициду. Вследствие всех этих явлений наблюдается общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих, бегство из школы или активное враждебное отношение к ней, асоциальные поступки.

Анализ вышесказанного позволяет говорить о необходимости специальной целенаправленной работы со всеми субъектами образовательного процесса по профилактике насилия и жестокости, формированию толерантности, эмпатии, навыков конструктивного взаимодействия и поведения в конфликтных ситуациях, установки принятия. При этом, профилактика должна охватить всех субъектов образовательного процесса – дети, учителя, родители, администрация, строиться на основе системного подхода, с соблюдением преемственности при переходе в более старшее звено.

В заключение следует отметить, что виктимизация детей имеет серьезные психологические последствия. Так, например, установлена взаимосвязь между виктимизацией со стороны сверстников и детским одиночеством, агрессией, дефицитом социальных навыков и импульсивностью. Большинство хронически виктимизируемых детей характеризуется покорным или пассивным социальным поведением. Обнаружено также, что виктимизируемые дети часто при агрессии в их сторону открыто демонстрируют реакции тревоги и депрессии. Все это ставит перед школьной психологической службой совершенно конкретные задачи по выявлению случаев виктимизации детей, защите их прав, профилактике школьного насилия.

Кроме основной цели волонтёрская деятельность в рамках данного проекта способствует формированию профессионального самоопределения будущих психологов.

Необходимо учитывать, волонтерская деятельность – движущая сила общества, это особое социально-культурное пространство для реализации личности и формирования характера человека и его отношения к окружающему миру. И так как профессия психолога является «помогающей» профессией, именно в волонтёрстве будущие психологи пробуют себя в профессии, приобретают навыки и формируют у себя личностные качества, необходимые для будущей деятельности.

Проблема профессионального самоопределения  – это проблема, решение которой сегодня определяет эффективность работы учебных заведений в целом и успешное начало профессиональной деятельности молодых специалистов в частности.

 

Список использованных источников

1 Маслоу,  А.  Самоактуализация / А. Маслоу.  – М.: МГУ, 1982. – 286 с.

2 Григорьев, И.Н. Социально-культурные условия формирования гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности: Автореф. дис. … канд. пед. наук / И.Н. Григорьев. – Тамбов, 2009.

3 Великанова, Е.В. Волонтерские организации учебных заведений как фактор формирования социально-культурного пространства / Е.В. Великанова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – №12 (116). – С. 140–146.