ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Чуракова М.А., 4 курс

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

Аннотация: в данной статье поднимается проблема необходимости проведения учителем-логопедом коррекционной работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Нами представлены и проанализированы результаты обследования фонематического восприятия у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития. Описаны направления развития фонематического восприятия дошкольников данной категории.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, фонематическое восприятие, дети шестого года жизни, игровые приёмы, фонетическая ритмика, звуковые символы.

В настоящее время большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению, к овладению программой по родному языку. Дошкольная образовательная организация выполняет важную функцию в подготовке детей к школе.

Теория и практика коррекционно-логопедической воздействия показывает, что развитие фонематического восприятия является основополагающим в подготовке к обучению грамоте детей, имеющих нарушения речи. Несформированность данного процесса занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к учебной дезадаптации детей школьного возраста.

Под термином «фонематическое восприятие», раскрытым наиболее полно Л.С. Волковой, понимаются специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова [1]. В структуру данного определения входят процессы фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений.

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом подразумевают такую форму речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Следует отметить, что у данной категории детей грубо нарушено фонематическое восприятие, что влечет нарушение слоговой структуры слова, звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, связной речи.

Нами было проведено исследование с целью выявления особенностей фонематического восприятия у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития на базе МДОБУ «Центр развития ребенка - Медведевский детский сад №6 «Колокольчик» и МБДОУ «Детский сад № 35 «Подснежник» г. Йошкар–Олы». В эксперименте приняли участие 20 человек.

Была использована методика Н. И. Дьяковой «Диагностика и коррекция фонематического восприятия старших дошкольников» [2]. Диагностика носит комплексный характер и состоит из 6 серий заданий:

1) изучение отраженного воспроизведения рядов слогов и слов;

2) изучение дифференциации звуков в произношении;

3) различение на слух оппозиционных фонем;

4) изучение звукового анализа слов;

5) изучение звукового синтеза слов;

6) изучение фонематических представлений.

Каждая серия заданий оценивалась по пяти балльной шкале. Диагностика проводилась в индивидуальной форме с использованием картинного материала. Задания предъявлялись в устной форме.

Результаты констатирующего этапа показали, что у 85 % детей выявлен низкий уровень сформированности фонематического восприятия, что не соответствует условно возрастной норме. У остальных 15% детей обнаружен средний уровень.

Нами были выделены особенности, позволяющие судить о сниженном уровне развития фонематического восприятия у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития и специфике проявления этих нарушений:

1)       трудности в воспроизведении оппозиционных звуков в слогах, словах и предложениях;

2)       проблемы с дифференциацией свистящих и шипящих звуков. Например, звук [с] заменяет звуками данной или близкой фонематической группы: [ш] («крыша» вместо «крыса»), [з] («коза» вместо «коса»);

3)       при воспроизведении серии слогов, в которых содержатся пары согласных, допускают ошибки вследствие недифференцированных фонематических представлений у этих пар. Например, вместо «ка–га–ка»- «га–га–ка»;

4)       отмечается сниженное слуховое внимание, а также недостатки слуховой памяти;

5)       ошибки звуковой наполняемости слов – перестановки, сокращения и замены звуков и слогов, особенно при стечении согласных звуков. Например, «ргоо» вместо «рога»;

6)       выявлена неподготовленность фонематического восприятия к овладению элементарным звуковым анализом и синтезом;

7)       трудность переключения с одного артикуляционного уклада на другой;

8)       характерна недостаточная чёткость речи, связанная спроблемами контроля собственной речи со стороны фонематического восприятия.

Таким образом, в ходе количественного и качественного анализа результатов, мы пришли к выводу о том, что фонематическое восприятие у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития нуждается в развитии. Возникла необходимость в создании коррекционно-развивающей программы, построенной с учётом возрастных, индивидуальных особенностях и речевых возможностей. 

Исходя из выявленных особенностей фонематического восприятия, проявляющихся в трудностях дифференциации слов сходных по артикуляторно-акустическим параметрам, в понимании инструкций взрослого вследствие несовершенства слухового восприятия, слухового внимания и памяти, в несформированности процессов элементарного фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, нами были определены основные этапы коррекционной работы.

Т.А. Ткаченко выделяет следующие 6 ступеней развития фонематического восприятия:

1)    Узнавание неречевых звуков.

2)      Различение одинаковых звуковых комплексов по высоте, силе и тембру.

3)    Различение слов, близких по звуковому составу.

4)    Дифференциация слогов.

5)    Дифференциация фонем.

6)    Формирование навыков звукового анализа и синтеза [6].

Изучив труды С.В. Коноваленко и М.И. Кременецкой [3], Н.Ю. Костылевой [4], Н.А. Лукиной и И.И. Никкинен [5], Т.А. Ткаченко [6], Д.Б. Эльконина [7], мы пришли к выводу о том, что именно комплексное использование речевых и неречевых игровых приёмов, наглядного моделирования и фонетической ритмики будет способствовать формированию у детей направленности на звуковую сторону речи. Конечной целью реализации коррекционно-развивающей программы с комплексом указанных средств прогнозируется умение детей прислушиваться к звукам речи; способность к узнаванию, дифференциации и устанавливанию наличия или отсутствия звуков одной или близкой фонетической группы.

Поскольку коррекционно-развивающий процесс требует многократность в повторении того или иного упражнения, необходимо включать игровые приёмы, которые позволяют решать задачи в естественных для ребёнка условиях – в игре. Это позволяет сделать занятие менее утомительным и более интересным для дошкольников. Игры с речевым сопровождением будут способствовать повышению речевой активности. Включение в обучение  бесед развивает стремление детей к общению. Упражнения на развитие неречевых процессов необходимы, поскольку способны активизировать слуховое внимание, память. Примерами таких игр выступают узнавание по звучанию музыкальных инструментов, различение звуков природы, воспроизведение ритмических рисунков.

Метод обучения дошкольников грамоте, выдвинутый Д.Б. Элькониным, предполагает применение наглядного моделирования.  Данное средство также включено в разработанную коррекционно-развивающую программу. Схемы, символы звукового состава слова могут служить зрительной опорой, напоминая детям артикуляцию звука, закрепляя правильное произношение и устанавливая различия всех фонем русского языка.

Не менее важным направлением развития фонематического восприятия является фонетическая ритмика. Данная логопедическая технология формирует у детей связь между слуховым восприятием звука, зрительным образом его артикуляторного уклада и двигательным ощущением. Дети запоминают образец правильного произношения звуков речи, слогов, слов и стихотворений. Это является эффективным средством в работе над слогообразующими гласными.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что комплексное использование вышеперечисленных направлений и различных средств развития фонематического восприятия у детей шестого года жизни с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития позволит создать основу для дальнейшего совершенствования речевой деятельности и избежать трудностей в школьном звене.

 

Литература:

1.     Волкова Л.С. Логопедия: учеб. для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2007. – 360-365 с.

2.     Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.

3.     Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях. – М.: Гном, 2018. – 48 с.

4.     Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонематической ритмики. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 64с.

5.     Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – СПб.: «Паритет», 2003.– 112 с.

6.     Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2005. – 32 с.

7.     Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М., 2008. – 384 с.