ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Драенкова М.А.,

УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»,

Республика Беларусь, г.Гомель

 

С целью изучить особенности адаптации первоклассников с различным уровнем развития коммуникативных навыков на базе ГУО «Средняя школа № 1 г. Буда-Кошелево» было проведено исследование. Для этого были проведены диагностические методы:  Методика «Рукавички» (Г.Л. Цукерман); Методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе (Э.М. Александровская). Выборочную совокупность составили 50 учащихся первых классов. 

Анализ данных исследования уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществле­ния сотрудничества (кооперация) и коммуникативных умений и навыков показал, что преобладающими уровнями развития коммуникативных умений и навыков у первоклассников является средний и низкий уровень.

У 40% первоклассников выявлен низкий уровень развития коммуникативных умений и навыков, что свидетельствует о том, что дети не умеют договариваться, решать споры, не делятся с партнерами по делу, не оказывают помощь другу, замечают ошибки только у партнера.

У 42% первоклассников выявлен средний уровень развития коммуникативных умений и навыков, что говорит о том, что  дети не всегда способны найти общее решение со сверстниками, не всегда делятся с ними, к результату деятельности своему и партнера относятся по-разному.

У 18% первоклассников выявлен высокий уровень развития коммуникативных умений. Данная часть исследуемых продемонстрировали умение договариваться, приходить к общему решению, решать конфликты, к результату деятельности партнера относятся уважительно.

Преобладающим уровнем социально-психологической адаптации у первоклассников с низким уровнем коммуникативных умений и навыков является школьная дезадаптация (40%), низкий уровень адаптации (выявлен у 25%) и средний уровень (выявлен у 30% первоклассников). Школьная дезадаптация проявляется в пассивности учащихся в учебной деятельности, слабом реагировании на требования учителя, отсутствии желания к самостоятельной работе, предпочтение режима давления со стороны педагога. Дети не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

Низкий уровень социально-психологической адаптации, который выявлен у 25% первоклассников проявляется в относительной активности учащихся, которая проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (интересное содержание урока, приемы обучения и пр.), определяется в основном эмоциональным  восприятием; в низком уровне школьной мотивации. Дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

У первоклассников со средним уровнем развития коммуникативных умений и навыков преобладающим является средний уровень социально-психологической адаптации к школе (выявлен у 57% учащихся). Средний уровень проявляется в привычно-исполнительской активности учащихся. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, хотя школа привлекает  больше внеурочными делами. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности.

У первоклассников с высоким уровнем развития коммуникативных умений и навыков преобладающим является высокий уровень социально-психологической адаптации к школе (выявлен у 67% учащихся). Для учащихся характерна творческая активность, позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную деятельность, учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения; высокий уровень мотивации. Дети  отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Следуют указаниям учителя, добросовестны, ответственны, сильно переживают, если  получат замечания педагога или низкую оценку.

С помощью φ*-углового преобразования Фишера были выявлены статистически значимые различия в следующих уровнях школьной мотивации младших школьников с различным уровнем коммуникативных умений и навыков:

1. Школьная дезадаптация:

- между первоклассниками с низким и средним уровнем коммуникативных умений и навыков (φ*эмп = 2.967 > φ*кр= 1.64 при ρ ≤ 0,05 и φ*эмп = 2.967 > φ*кр= 2.31 при ρ ≤ 0,01, что позволяет принять решение о том, что доля младших школьников с низким уровнем коммуникативных умений и навыков, у которых выявлена школьная дезадаптация выше, чем доля учащихся со средним уровнем коммуникативных умений и навыков при 1%-ном уровне значимости;

- между первоклассниками с низким и высоким уровнем коммуникативных умений и навыков (φ*эмп = 1.719 > φ*кр= 1.64 при ρ ≤ 0,05 и φ*эмп = 1.719 < φ*кр= 2.31 при ρ ≤ 0,01, что позволяет принять решение о том, что доля младших школьников с низким уровнем коммуникативных умений и навыков, у которых выявлена школьная дезадаптация выше, чем доля учащихся с высоким уровнем коммуникативных умений и навыков при 5%-ном уровне значимости.

2. Низкий уровень социально-психологической адаптации к школе:

- между первоклассниками с низким и средним уровнем коммуникативных умений и навыков (φ*эмп = 1.936 > φ*кр= 1.64 при ρ ≤ 0,05 и φ*эмп = 1.936 < φ*кр= 2.31 при ρ ≤ 0,01, что позволяет принять решение о том, что доля младших школьников с низким уровнем коммуникативных умений и навыков, у которых выявлен низкий уровень социально-психологической адаптации к школе выше, чем доля учащихся со средним уровнем коммуникативных умений и навыков при 5%-ном уровне значимости.

3. Средний уровень социально-психологической адаптации к школе:

- между первоклассниками с низким и средним уровнем коммуникативных умений и навыков (φ*эмп = 2.229 > φ*кр= 1.64 при ρ ≤ 0,05 и φ*эмп = 2.229 < φ*кр= 2.31 при ρ ≤ 0,01, что позволяет принять решение о том, что доля младших школьников с низким уровнем коммуникативных умений и навыков, у которых выявлен средний уровень социально-психологической адаптации к школе выше, чем доля учащихся со средним уровнем коммуникативных умений и навыков при 5%-ном уровне значимости.

4. Высокий уровень социально-психологической адаптации к школе:

- между первоклассниками с низким и средним уровнем коммуникативных умений и навыков (φ*эмп = 2.493 > φ*кр= 1.64 при ρ ≤ 0,05 и φ*эмп = 2.493 > φ*кр= 2.31 при ρ ≤ 0,01, что позволяет принять решение о том, что доля младших школьников со средним уровнем коммуникативных умений и навыков, у которых выявлен высокий уровень социально-психологической адаптации к школе выше, чем доля учащихся с низким уровнем коммуникативных умений и навыков при 1%-ном уровне значимости;

- между первоклассниками с низким и высоким уровнем коммуникативных умений и навыков (φ*эмп = 3.637 > φ*кр= 1.64 при ρ ≤ 0,05 и φ*эмп = 3.637 > φ*кр= 2.31 при ρ ≤ 0,01, что позволяет принять решение о том, что доля младших школьников с высоким уровнем коммуникативных умений и навыков, у которых выявлен высокий уровень социально-психологической адаптации к школе выше, чем доля учащихся с низким уровнем коммуникативных умений и навыков при 1%-ном уровне значимости.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что первоклассники с низким уровнем коммуникативных умений и навыков отличаются школьной дезадаптацией и низким уровнем социально-психологической адаптации к школе, что проявляется в пассивности учащихся в учебной деятельности, слабом реагировании на требования учителя, отсутствии желания к самостоятельной работе, предпочтение режима давления со стороны педагога. Дети не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Могут плакать и проситься домой, могут проявлять агрессию, отказываться от выполнения тех или иных заданий. Возможны признаки нарушения нервно-психического здоровья. У младших школьников прослеживается проявление страхов: страха самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, связанных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих  возможностей); страха ситуации проверки знаний и страхи в отношения с  учителем (особенно публично); страха не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих  результатов). У детей наблюдается неуверенность в себе, поиск опеки. Тревожны, нормы поведения не обсуждают, чаще подавлены, легко драматизируют ситуацию. Замкнуты, послушно-безразличны, созерцательны.

Первоклассники со средним уровнем развития коммуникативных умений отличаются средним уровнем социально-психологической адаптации к школе, что проявляется в привычно-исполнительской активности учащихся. Позиция данной части учащихся обусловливается не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приемами учебных действий, что обеспечивает довольно быстрое восприятие учебных задач и самостоятельность в ходе их решения; положительным отношением к школе. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, хотя школа привлекает  больше внеурочными делами. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности. Познавательные мотивы таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс мало привлекает, ходят в школу, чтобы пообщаться с друзьями и учителем. Для них характерна хорошая школьная мотивация, школьники успешно справляются с учебной  деятельностью. Положительно воспринимают и хорошо усваивают школьные нормы и правила. Имеют хороший уровень общения с одноклассниками и учителем. Испытывают умеренную общую школьную тревожность, связанную с различными формами включения ребенка в жизнь школы; в своем большинстве не испытывают затруднений в контактах со сверстниками.

Первоклассники с высоким уровнем развития коммуникативных умений и навыков отличаются высоким уровнем социально-психологической адаптации к школе. Для них характерна творческая активность, позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную деятельность, учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения; высокий уровень мотивации. Дети  отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Следуют указаниям учителя, добросовестны, ответственны, сильно переживают, если  получат замечания педагога или низкую оценку. Если испытывают общую школьную тревожность, то в исключительных случаях, связанную с различными формами включения учащихся в жизнь школы. Имеют высокий уровень успешности усвоения норм поведения и хорошие социальные контакты. Таких детей можно охарактеризовать как мирных, дисциплинированных, ответственных. Дружбу не навязывает, но и не отвергают. Справедливы, нормы поведения принимают и выполняют.

 

Список использованной литературы:

1Кононова, Е.Ю. Формирование коммуникативных навыков первоклассника в процессе адаптации к школьному обучению  / Е.Ю. Кононова.– М.: Академия, 2006. – 180 с.

2 Смирнова, Б.О. О коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению // Б.О.Смирнова. – М., МГУ, 2000. – 97 с. 

3 Битянова,  М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка  / М.Р. Битянова. – Мн.: Высшая школа, 2007. – 145 с.