ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОДРОСТКА

Приходько Е.В.,

УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»,

Республика Беларусь, г.Гомель

 

Проблема агрессивности в психологической науке является одной из актуальных на сегодняшний день. Изучением подростковой агрессивности занимались К.Ю. Гуляева, С.Н. Дубинин, О.Н. Истратова, С.Н. Колобова др. [1; 2; 3; 4]. Под агрессивностью понимается устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности субъекта к агрессии.

Агрессия в подростковой группе чаще всего возникает ситуационно. Данный тип жестокости в значительной степени связан с активизацией в момент острого личностного кризиса мощных психических энергий, находящихся вне поля сознания. Эмоции представлены в этом варианте преобладанием дисфорического аффекта: злобностью, раздражительностью. Агрессивные идеи конкретны с самого момента своего ситуационного возникновения и сразу направлены на определенного человека. На фоне дисфорических колебаний настроения происходит мощное усиление агрессивности. На этот процесс оказывает влияние психическая энергия подростковой группы [5, с. 31].

С целью: выявить половозрастные особенности агрессивности подростков, нами было проведено исследование.

Методы исследования: опросник агрессивности Басса-Дарки, опросник «Стиль конфликтного поведения К. Томаса, методы математической статистики (критерий U-Манна-Уитни).

Существуют достоверные различия в проявлениях агрессивности подростков 12-13 лет по полу:

– агрессивные проявления в форме физической агрессии более характерны для юношей, чем для девушек (U=98,3 при р≤0,01);

– агрессивные проявления в форме негативизма более характерны для девушек, чем для юношей (U=87,2 при р≤0,05);

– агрессивные проявления в форме вербальной агрессии более характерны для девушек, чем для юношей (U=107,2 при р≤0,01).

Таким образом, в результате выявления половозрастных различий было установлено, что для юношей 12-13 лет более характерны физическая агрессия (U=98,3 при р≤0,01); для девушек 12-13 лет более характерна вербальная агрессия (U=107,2 при р≤0,01) и негативизм (U=87,2 при р≤0,01).

У подростков 14-15 лет  наиболее выраженными формами агрессивности являются:

– косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;

– негативизм – оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства;

– подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

– раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Существуют достоверные различия в проявлениях агрессивности подростков 14-15 лет по полу:

– агрессивные проявления в форме физической агрессии более характерны для юношей, чем для девушек (U=103,6 при р≤0,01);

– агрессивные проявления в форме косвенной агрессии более характерны для девушек, чем для юношей (U=87,1 при р≤0,01);

– агрессивные проявления в форме раздражения более характерны для юношей, чем для девушек (U=85,9 при р≤0,01);

– агрессивные проявления в форме подозрительности более характерны для девушек, чем для юношей (U=93,4 при р≤0,05).

Таким образом, в результате выявления половозрастных различий было установлено, что для юношей 14-15 лет более характерна физическая агрессия (U=103,6 при р≤0,01) и раздражение (U=85,9 при р≤0,01);  для девушек 14-15 лет более характерна косвенная агрессия (U=87,1 при р≤0,01) и подозрительная (U=93,4 при р≤0,01).

Анализируя результаты исследования по методике «Стиль конфликтного поведения К. Томаса», можно сделать вывод о том, что в конфликтной ситуации подростки 12-13 лет склонны выбирать преимущественно стратегию соперничества, т.е. активную борьбу за свои интересы, а также стратегию избегания конфликта. Реже всего подростками используется стратегия компромисса и приспособления к конфликту. Наиболее продуктивную стратегию в конфликте сотрудничество подростки не используют. Конфликтность у подростков 12-13 лет проявляется в активной борьбе за свои интересы.

Существуют достоверные различия в стратегиях поведения в конфликте у подростков 12-13 лет по полу:

– соперничество более характерно для юношей, чем для девушек (U=54,5 при р≤0,01);

– избегание более характерно для девушек, чем для юношей (U=62 при р≤0,05).

Таким образом, в результате выявления половозрастных различий было установлено, что для юношей 12-13 лет более характерно в конфликтной ситуации выбирать стратегию соперничества (U=54,5 при р≤0,01); для девушек 12-13 лет более характерно в конфликтной ситуации выбирать стратегию избегания (U=62 при р≤0,01).

Можно сделать вывод о том, что существуют достоверные различия в стратегиях поведения в конфликте у подростков 14-15 лет по полу:

– соперничество более характерно для юношей, чем для девушек (U=59 при р≤0,01);

– компромисс более склонны выбирать девушки, чем юноши (U=55 при р≤0,05).

Таким образом, в результате выявления половозрастных различий было установлено, что для юношей 14-15 лет более характерно в конфликтной ситуации выбирать стратегию соперничества (U=59 при р≤0,01); для девушек 12-13 лет более характерно в конфликтной ситуации выбирать стратегию компромисса (U=62 при р≤0,01).

Сравнительный анализ результатов в двух возрастных группах подростков позволяет заключить следующее. В подростковом возрасте у юношей в обеих возрастных в качестве доминирующей формы агрессивности выступает физическая агрессия. К 14-15 года у юношей наряду с физической агрессией преобладает раздражительность. У девушек формы агрессивности с возрастом меняются. Так, если в 12-13 лет у них преобладает вербальная агрессия и негативизм, то к 14-15 лет у них доминирует косвенная агрессия и подозрительность. В подростковом возрасте юноши в обеих возрастных группах склонны выбирать стратегию соперничества. У девушек в 12-13 лет отмечается ориентация на избегание конфликтных ситуаций, в 14-15 лет – ориентация на компромисс.

Полученные результаты объясняются тем, что повышенная конфликтность в подростковом возрасте является ярко выраженной чертой личности, что связано с кризисом. Подросток отстаивает свою индивидуальность, вступает в противоречивые отношения с окружающими. Выбор подростками стратегии соперничества свидетельствует об обострении противоречий между поведением подростка и внешним миром. Такое рассогласование отражает состояние кризиса, главным признаком которого является наличие конфликтных отношений с окружающими и глубокие эмоциональные переживания. Подросток чаще проявляет агрессивность, которая свойственна ему при защите своих интересов, провоцирует эскалацию конфликта и мешает конструктивному решению проблемы. Это связано с возрастным кризисом и противопоставлением подростка окружающему миру, неумением ориентироваться в себе, в обретении собственной позиции и самоидентификации.

Обобщая результаты эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы:

– существуют достоверные различия в формах проявления агрессивности и в стратегиях поведения в конфликте у подростков по возрасту и по полу;

– для юношей 12-13 лет более характерны физическая агрессия (U=98,3 при р≤0,01); для девушек 12-13 лет более характерна вербальная агрессия (U=107,2 при р≤0,01) и негативизм (U=87,2 при р≤0,01);

– для юношей 14-15 лет более характерна физическая агрессия (U=103,6 при р≤0,01) и раздражение (U=85,9 при р≤0,01);  для девушек 14-15 лет более характерна косвенная агрессия (U=87,1 при р≤0,01) и подозрительная (U=93,4 при р≤0,01);

– для юношей 12-13 лет более характерно в конфликтной ситуации выбирать стратегию соперничества (U=54,5 при р≤0,01); для девушек 12-13 лет более характерно в конфликтной ситуации выбирать стратегию избегания (U=62 при р≤0,01);

– для юношей 14-15 лет более характерно в конфликтной ситуации выбирать стратегию соперничества (U=59 при р≤0,01); для девушек 12-13 лет более характерно в конфликтной ситуации выбирать стратегию компромисса (U=62 при р≤0,01);

– сравнительный анализ результатов в двух возрастных группах подростков позволяет заключить следующее. В подростковом возрасте у юношей в обеих возрастных в качестве доминирующей формы агрессивности выступает физическая агрессия. К 14-15 года у юношей наряду с физической агрессией преобладает раздражительность. У девушек формы агрессивности с возрастом меняются. Так, если в 12-13 лет у них преобладает вербальная агрессия и негативизм, то к 14-15 лет у них доминирует косвенная агрессия и подозрительность. В подростковом возрасте юноши в обеих возрастных группах склонны выбирать стратегию соперничества. У девушек в 12-13 лет отмечается ориентация на избегание конфликтных ситуаций, в 14-15 лет – ориентация на компромисс.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что существуют различия в проявлениях агрессивности и конфликтности у юношей и девушек в подростковом и старшем подростковом возрасте, подтвердилась.

Таким образом, агрессивные подростки характеризуются рядом личностных особенностей, среди которых: крайняя самооценка, готовность к негативному восприятию себя со стороны других людей, низкий самоконтроль, страх перед широкими социальными контактами, неумение находить выход из трудных ситуаций.

 

Список использованных источников

  1. Гуляева, К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте / К.Ю. Гуляева // Омский научный вестник. – 2007. – № 3 (55). – С. 107 – 110.
  2. Дубинин, С.Н. Агрессивное поведение у детей и подростков как одна их форм девиантного поведения / С.Н. Дубинин // Сибирский пед. журнал. – 2011. – № 5. – С. 98 – 109.
  3. Истратова, О.Н. Причины детской конфликтности в периоды возрастных кризисов / О.Н. Истратова // Известия Южного фед. ун-та. – 2004. – № 3. – С. 226 – 230.
  4. Колобова, С.Н. Проявления деструктивных фор поведения в подростковом возрасте / С.Н. Колобова, И.Е. Нестеренко // Актуальные проблемы науки и практики современного общества. – 2016. – № 4. – С. 65 – 68.
  5. Платонова, Н М. Агрессия у детей и подростков / Н.М. Платонова. – СПб. : Речь, 2004. – 336 с.