ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

А. Н. Крутолевич

Гомельский государственный университет им. Ф Скорины

г. Гомель, Республика Беларусь

В подростковом возрасте, как и на предыдущих стадиях развития, семья сохраняет свое значение в качестве источника эмоционального тепла и поддержки. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-межличностное общение. В таком общении подростки воспроизводят отношения между взрослыми. Для этого возраста характерны повышенные требования к подростку со стороны взрослых и товарищей. Общественное мнение определяется в меньшей степени успехами школьника, в большей степени чертами его характера, взглядами, способностями, понятиями нравственности и мировоззрений, характерных в среде подростка. Таким образом, у подростка формируются мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими.

Общими потребностями являются развитие рефлексии, порождающие потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного образца. Для этого возраста характерны относительно постоянные личностные интересы и другие устойчивые мотивы поведения. Завершается критический процесс возникновением особого личностного новообразования, - «самоопределения». Самоопределение формируется во второй фазе подросткового возраста (16–17 лет) и отличается от мечтаний подростка тем, что основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта. Подросток учитывает свои возможности и внешние обстоятельства. Личностная и межличностная рефлексия позволяет осознавать, что основные конфликты, затруднения и проблемы в отношениях со сверстниками вызваны, прежде всего, особенностями их собственной личности. На этом фоне возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам, а так же стремления к самосовершенствованию [1]. Невозможность в силу каких-то обстоятельств добиться удовлетворяющего подростка положения приводит к различным нарушениям в учебной деятельности, к снижению успеваемости, к проявлению недисциплинированности, вплоть до совершения правонарушений.

Основываясь на Реан А.А., можно сказать, что к причинам, препятствующим формированию и развитию межличностных отношений в классном коллективе относят индивидуально-психологические особенности. К таким особенностям относятся импульсивность, неуравновешенность, застенчивость, неуверенность и нерешительность, а также закрытость, конфликтность, напористость и цинизм. Эти особенности обусловлены природно-генотипическими свойствами и характерологическими особенностями. Влияние семейной ориентации по отношению к окружающим сказывается на формировании эгоизма, эгоцентризма, агрессивных установок по отношению к другим людям, а также несформированности коммуникативных навыков на основе плохо развитой рефлексии [2].

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что на формирование и сложившиеся отношения с коллективом сверстников не последнюю роль играют индивидуально-психологические особенности, особенности личности подростка, семейное воспитание и сложившиеся отношения в семье. С целью изучения вопроса взаимосвязи межличностных отношений и стиля детско-родительских отношений было проведено исследование. Исследование проводилось на базе УО «Жлобинский государственный профессионально-технический колледж». В исследовании принимали участие учащиеся 1-го курса, 14 девушек (35%), и учащиеся 2-го курса, 26 юношей (65%). Общий объём выборки составил 40 человек. Возраст испытуемых составил 16-17лет.

Участникам исследования было предложено ответить на вопросы теста межличностных отношений А. Рукавишникова (русскоязычная версия текста FIRO-В В. Шутца), теста «Родителей оценивают дети» (РОД) или диагностика семейных отношений. Опросник межличностных отношений (ОМО) А.А. Рукавишникова является русскоязычной версией широко известного за рубежом опросника FIRO, разработанного американским психологом В. Шутцем. Методика «Родителей оценивают дети» (РОД) или диагностика семейных отношений.

Данная методика создана на базе методики АСВ И.А.Фурмановым и А.А.Аладьиным. Она предназначена для изучения представлений подростка о стиле семейного воспитания. Для выявления уровня взаимосвязи между параметрами проведен корреляционный анализ по Спирмену.

Корреляционный анализ по Спирмену установил следующие статистически достоверные взаимосвязи: обратную взаимосвязь между стремлением к созданию межличностных отношений, сохранению удовлетворительных отношений подростков (контроль) и потворствованием, коэффициент корреляции r = -0,50, при уровне достоверности p=0,001. Возможным объяснением могло бы послужить то, что желание родителей всячески угодить ребенку формируют у него такие качества, которые мешают наладить и поддерживать качественные межличностные отношения. В свою очередь, такой стиль детско-родительских отношений, как гиперпротекция, который характеризуется желанием уделять ребенку достаточно много времени и внимания, прямо связан со стремлением ребенка к эмоциональной близости  во взаимоотношениях коэффициент корреляции r = 0,46, при уровне достоверности p = 0,003.

 Такой стиль отношений родителей, как приверженность к применению строгих наказаний и их чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения коррелирует положительно с желанием подростка создавать и поддерживать межличностные отношения; коэффициент корреляции r = 0,54, при уровне достоверности p=0,000. Возможно, через стремление создать теплые, дружеские отношения со своими сверстниками подросток пытается компенсировать недостаток эмоциональной близости со своими родителями.

Еще один стиль детско-родительских отношений показал достоверную взаимосвязь со стремлением к созданию межличностных отношений,- фобия утраты ребенка. Коэффициент корреляции между двумя параметрами составил r = 0,45, при уровне достоверности p=0,004. Таких родителей отличает желание удовлетворять желания детей, всячески опекать его.

Как показало исследование, выявлены особенности межличностных отношений подростков среди своих сверстников в зависимости от их взаимоотношений с их родителями. Так, чрезмерность санкций, пережитых ребенком в детстве, компенсируется желанием подростка создавать и поддерживать межличностные отношения. А, проявления потворствования со стороны родителей, наоборот, приводит к развитию черт личности, препятствующих налаживанию гармоничных межличностных отношений. Желание оберегать и опекать ребенка, уделять ему много времени, скорее, способствует стремлению к созданию межличностных отношений. На основе полученных в исследовании данных можно рекомендовать родителям обратить внимание на практикующий стиль воспитания ребенка и эффективность общения между родителями и ребенком. Важнейшей функцией родителей в отношении их детей в  подростковом возрасте остается помощь в поиске решений в сложных ситуаций, в объяснении причин и следствий, а также информирование о возможных стратегиях решения жизненных проблем.

Очень важно придерживаться  общей линии в воспитании ребенка, не поддерживать противоречивые высказывания или противоречивые невербальные проявления, избегать рассогласованности, нечетких установок. Все это может привести к неполному самоопределению и заниженной самооценке. Подросток не может действовать в соответствии с одним из указаний, не ослушавшись при этом другого, а поэтому неизменно вызывает родительское неудовольствие. Неблагоприятным условием воспитания является и наличие большого числа «закрытых» для обсуждения тем [3]. Излишняя критика со стороны родителей часто на скрытом уровне поддерживают осуждаемое поведение и способствуют его сохранению: пустые угрозы, откладываемое наказание или игнорирование, неоправданное  вознаграждение не способствует усвоению желаемых паттернов поведения.

Литература

1. Целуйко, В. М.  Психология  современной семьи / В. М. Целуйко. – М., 2006. – 315 с.

2. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросковового и юношеского возраста / И.А. Фурманов. – Минск: НИО, 1997. – 198 с.

3. Глозман, Ж.М. Общение и здоровье личности / Ж. М Глозман. − М.: Академия, 2002. − 199 с.