Cелюнина А.Э. студентка 3 курса ППФ
Марийский государственный университет
Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола
В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается первичная картина мира и зачатки мировоззрения. Однако, познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию мышления. Ребенок знакомится с предметами, познает их свойства и качества, овладевает членораздельной речью, формами поведения, различными видами деятельности, у него формируются наглядно-речевые, наглядно-образные элементы словесно-логического мышления. Чем лучше и полнее использованы возможности этого возрастного периода, чем лучше развиты элементарные формы мышления ребенка наглядно-действенное и наглядно-образное, тем легче происходит переход к более сложным формам мышления в том числе логическому, понятийному.
Термин «задержка психического развития» (далее - ЗПР) предложен Г.Е. Сухаревой, которая констатирует, что «при ЗПР отмечается замедленный темп психического развития, личностная незрелость, негрубые нарушения познавательной деятельности по сравнению с принятыми нормами развития нормального человека соответствующего возраста, с тенденцией к компенсации и дальнейшему развитию» [10, С. 23].
Л.И. Переслени указывал, что «Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории» [7, С. 65].
Многие дети (как дошкольного, так и школьного возраста) испытывают серьезные трудности при реализации мыслительных операций. В частности, проблема задержанного психического развития у детей широко рассматривается в работах Л.Н. Блиновой, Я.В. Крючевой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.Д. Никулиной и др.
Тем не менее, несмотря на имеющийся огромный материал исследований в данной сфере, проблема изучения мышления детей с ЗПР остается актуальной, поскольку в настоящее время постоянно и значительно увеличивается их количество, дети начинают обучаться в условиях дошкольных образовательных учреждений. Это делает важным не только вопросы диагностики мыслительной деятельности дошкольников с ЗПР, но и ее развития в процессе обучения.
Мышление – это познавательный психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Мышление дошкольника образно по своей сути.
По определению Г.И. Минской, «…наглядно-образное мышление - это вид мышления, который опирается на восприятие или представления. Мысль наглядно–образна, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образа представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного возраста» [4, С. 8].
По мере развития визуальных и мыслительных операций ребенок начинает совершать действие с предметом в уме, и его мышление приобретает черты наглядно-образного. Развитие наглядно-образного мышления основывается на формировании и совершенствовании системы образов и представлений, умении оперировать образами.
С развитием любознательности, познавательного интереса, мышление начинает включаться в познание детьми окружающей действительности, что обеспечивает выход за пределы задач, выдвигаемых только непосредственной практической деятельностью ребенка. Ребенок уже начинает формулировать и выдвигать познавательные задачи, искать объяснение заинтересовавшим его процессам, явлениям. Таким образом, от осознания более простых, очевидных внешних связей и взаимоотношений объектов дети постепенно переходят к осмыслению более сложных и скрытых взаимозависимостей.
Исследователи отмечают конкретность мышления детей 6-7 лет с ЗПР, недостаточное развитие логических операций, их лучшую продуктивность в предметно-чувственной форме, нежели в вербальной. Также мышление детей с ЗПР характеризуется замедленностью, косностью, инертностью, шаблонностью; недоразвитием таких процессов, как абстрагирование и обобщение; трудностями в установлении причинно-следственных связей, освоении родовых понятий (И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева [3, с. 23]). Авторы отмечали поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности (О.Н. Назарова [6, С. 552]).
Вместе с тем при задержке психического развития, в отличие, например, от умственной отсталости, отмечаются гораздо большие потенциальные возможности в преодолении выделенных недостатков мышления.
Целью нашего исследования было выявление актуального уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для выявления уровня развития наглядно-образного мышления у детей предложено 4 методики.
Исследовательская работа проводилась на базе центра «Детство», г. Йошкар-Ола. В эксперименте приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста - дети в возрасте 6 лет – две группы по 10 человек (экспериментальная группа – дети с задержкой психического развития, контрольная группа – дети без отклонений в развитии).
В процессе проведения констатирующего эксперимента и качественного анализа проведенного исследования были установлены результаты уровня развития наглядно-образного мышления старшего дошкольного возраста, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 – Обобщенные результаты исследования уровня развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников, %
Выполненное нами экспериментальное исследование, позволило выявить следующие основные затруднения у детей с ЗПР в понимании наглядно-образных заданий:
1) затруднения в понимании, непосредственно связанные с недоразвитием у детей понятий;
2) затруднения в понимании, связанные с нарушением аналитико-синтетической деятельности;
3) затруднения в использовании прошлого опыта для понимания нового материала;
4) затруднения в понимании, связанные с ослаблением интеллектуальных интересов и недостатками мотивации;
5) затруднения в понимании, связанные с тенденцией к разобщению словесных и наглядных элементов.
Таким образом, в психологических исследованиях отмечается недоразвитие познавательной сферы дошкольников с ЗПР, бедный запас сведений об окружающем мире, недостатки в развитии речи, трудности при решении задач на складывание объектов по образцу, представлению, на классификацию и группировку предметных картинок, их сравнение и обобщение. Все это указывает на недостаточное развитие мыслительной деятельности у изучаемой категории, что, несомненно, отражается на подготовке их к школьному обучению.
Список использованных источников
- Иванова, Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 112 c.
- Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. - М.: Издательство «Книголюб», 2015. - 160 с.
- Минская Г. И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук (по психологии) / Акад. пед. наук РСФСР, Науч.-исслед. ин-т психологии. — М., 1954. — 14 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/referat_minskaya_perehod-ot-naglyadno_1954/ (дата обращения: 22.02.2019)