ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Рябинина Е.В.

ФГБОУ ВО «Марийский Государственный Университет», 2 курс

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

В настоящее время увеличилось число тревожных подростков. По данным статистики, за последние пять лет процент подростковой тревожности увеличился до четырех раз. Подростки с повышенной тревогой отличаются усиленным  беспокойством по малейшему поводу, неуверенностью в себе, эмоциональной лабильностью. У данных подростков часто возникает целый комплекс переживаний, что может сопровождаться социальной дезадаптацией.

Проблема подростковой тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современном мире. Под тревожностью понимается  индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека регулярно переживать сильную тревогу по относительно незначительным причинам. Что из себя представляет тревожность изучали такие ученые как И. А. Захаров, Р. С. Немов, З. Фрейд, Ю. Л. Ханин, Ч. Спилбергер и другие[1]. В отечественной психологии тревожность классифицируется на два основных вида: личностная и ситуативная. Один из отечественных психологов – З. Фрейд выделил несколько иных видов тревожности: реальный страх, невротическая тревожность и моральная тревожность[2]. Сила проявления тревожности во многом зависит от преобладающего типа темперамента индивида.

Тревожность является одним из негативных переживаний человека. Среди негативных переживаний тревожность занимает особое место, она может приводить к снижению работоспособности, снижению продуктивности определенной деятельности, а также к трудностям в коммуникации[3]. Особенно подвержены тревожности подростки вследствие физиологических особенностей организма на данном возрастном периоде. Тревожность подростков изучали такие ученые как Ч. Спилбергер, Ю. Л. Ханин и другие. Разобраться в причинах появления тревоги бывает достаточно сложно. В данном состоянии любой человек, как правило, переживает не одну, а несколько различных эмоций, причем каждая из них оказывает значительное влияние на социальные взаимоотношения, состояние физического и психического здоровья, когнитивные процессы и поведение. Основными причинами повышения тревожности в подростковом возрасте могут быть особенности семейного воспитания родителями, эмоциональный опыт тревожных детей, посттравматический стресс, а также внутриличностные источники тревожности[4]. Причины подростковой тревожности тесно связаны с неудовлетворенными потребностями.  Подросток с повышенной тревожностью через некоторое время может столкнуться с различными соматическими заболеваниями и неврозами. При этом нельзя не отметить, что состояние тревоги у разных подростков может вызываться разными эмоциями. Основной эмоцией в индивидуальном переживании тревоги является страх. Преодолеть чувство страха подростку оказывается намного сложнее, поэтому, чтобы не допустить явление повышенной тревожности подростка, необходимо знать ее причины[5].

Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкиваются психологи и учителя в школе, важное место отводится тревожному поведению подростков. Большинству из нас известно, что учеба для тревожных подростков дается тяжело. Но не стоит забывать, что именно во время обучения в школе у подростка формируется личность, он выбирает свой жизненный путь, овладевает социальными нормами. Во многом от уровня проявления тревожности зависит интеллектуальное развитие подростка.

По мнению некоторых психологов (И. А. Захаров, Е. В. Новикова и др.), уровень тревожности начинает резко возрастать после 11 лет, что определяет подростковый возраст (11-16лет) как наиболее тревожный и характеризуется термином «гормональная буря»[6]. Кроме того, в данном возрастном периоде тревожность возникает и закрепляется уже в качестве устойчивого личностного образования.

Следуя из вышесказанного можно сделать логический вывод. Подростковая тревожность в современное время явление часто встречающееся, поэтому, чтобы не допустить различных соматических и психических заболеваний и вырастить здорового подростка, необходимо исключить различные отрицательные воздействия на него со стороны, а также четко разбираться в причинах возникновения тревожности.

Литература:

1.     Тревожность как фактор возникновения психологической защиты [электронный ресурс]: образовательный портал. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5705, свободный. - Загл. с экрана.

2.     Тревожность [электронный ресурс]: образовательный портал. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B6%D0%... свободный. - Загл. с экрана.

3.     Особенности проявления тревожности у подростка [электронный ресурс]: образовательный портал. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://studbooks.net/1703796/psihologiya/osobennosti_proyavleniya_trevo... свободный. - Загл. с экрана.

4.     Причины тревожности [электронный ресурс]: образовательный портал. – Электрон.дан. – Режим доступа: https://psychologyjournal.ru/stories/trevozhnost/prichiny-trevozhnosti/,  свободный.-Загл. с экрана.

5.     Ренье Л. Преодоление страха [электронный ресурс]/Л. Ренье// Сознание новой волны.–Электрон.дан. – Режим доступа:http://5dreal.com/2017/09/29/izbavlenie-ot-straxa-smerti-prodolzhenie-st..., свободный.-Загл. с экрана.

6. Пора «гормональных бурь», или психологический портрет подростка [электронный ресурс]: образовательный портал. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://lib2.podelise.ru/docs/96367/index-12149.html, свободный. - Загл. с экрана.