Особенности психологического консультирования в вузе

Булатова Е.А.,

Нижегородский государственный

архитектурно-строительный университет,

Российская Федерация, г. Нижний Новгород

 

Выпускник высшего учебного заведения в соответствии с требованиями времени должен обладать не только профессиональными, но и личностными компетенциями, а также компетенциями межличностного взаимодействия. Изучение дисциплин гуманитарного цикла нацелено на освоение студентами технических факультетов общекультурных компетенций, в процессе изучения такой дисциплины, как психология, обучающиеся осваивают личностные и межличностные компетенции. Но в формате группы не всегда удается осуществить индивидуальный подход к каждому студенту. Некоторые студенты нуждаются в особой эмоциональной поддержке и помощи при формировании умения преодолевать трудности, реагировать на них адекватно и эффективно. Для обеспечения сопровождения становления личности студента на всех этапах его обучения в вузе создана психологическая служба Нижегородского архитектурно-строительного университета.

Психологическое сопровождение включает в себя: психологическое просвещение (формирование у студентов и преподавателей потребности в психологических знаниях); психопрофилактику (предупреждение дезадаптации студентов); психодиагностику  (выявление объективной психологической информации на основе исследования познавательных процессов, личностных особенностей обучающихся); психологическую коррекцию (преодоление или компенсацию отклонений в личностном развитии студента); профессиональную ориентацию (обеспечение профессионального самоопределения студента); психологическое консультирование (помощь студенту в самопознании, преодолении кризисных ситуаций, достижении эмоциональной устойчивости и адаптации в реальных жизненных условиях). Т.А. Флоренская определяет само психологическое консультирование как уникальное исследовательское явление, позволяющее раскрыть глубинные закономерности внутренней жизни человека и феномены его межличностного общения. Предметом психологического консультирования являются актуальные и потенциальные свойства психической реальности клиента, которые способствуют нахождению новых возможностей решения проблем.

С началом обучения в вузе связаны большие изменения в жизни студентов, изменение жизненного стереотипа связано с напряжением, большой психологической нагрузкой. В это период первокурсникам необходима качественная и доступная психологическая поддержка. Успешность адаптации зависит в первую очередь от особенностей нервной системы обучающихся, также важную роль играет организационная культура вуза, частью которой является наличие психологической службы. Необходимым компонентом, способствующим обращению в психологическую службу, является доверие между педагогом и студентами [1]. Пик обращений в психологическую службу ННГАСУ приходится на начало учебного года, т.е. сентябрь-октябрь.

Проблемы, с которыми обращаются студенты, можно разделить на четыре группы:

  1. проблемы личностного плана: сомнения, что «я в порядке», ощущение, что «со мной что-то не так». Связаны с расширением образа Я, изменяющегося под влиянием социальных перемен, что часто является следствием обучения в вузе;

  2. затруднения, связанные с учебной деятельностью: страх публичных выступлений, несформированные умения четко выразить мысль, недостаточный уровень знаний и словарного запаса, медленный темп работы по сравнению с требуемым и др.;

  3. проблемы, связанные с межличностным общением, прежде всего, с личными отношениями. Некоторые студенты уехали из родного города, деревни и расстались с другом (подругой), и эти отношения в их отсутствие оказались под угрозой, что вызывает сильные переживания, сказывающиеся на учебе, вызывает даже желание прервать учебу. У некоторых студентов не складываются отношения с группой, в которой не получается найти понимание, обрести друзей;

  4. проблемы профессионального самоопределения, будущей карьеры. Для первокурсников характерны сомнения в правильности выбранного пути, для студентов более старших курсов характерны запросы на коучинг достижения жизненных целей.

Как считает А.В.Юпитов, «практика психологического консультирования имеет дело с двумя видами проблем, возникающих у клиента: первые можно обозначить как текущие проблемы, т.е. порожденные отражением в сознании субъекта текущей ситуации его развития, затруднения в самоопределении, развитии, существовании, нарушающие систему отношений, самоотношения, самооценку, деятельность, поведение, влекущие изменение личностных особенностей и психического состояния; вторые – проблемы глубинные, или истинные, т.е. такие особенности личности и сознания, которые вызывают неадекватное отражение действительности и/или определяют неспособность субъекта изменять объективную ситуацию и себя, адаптироваться, достигать цели» [3, c.49].

При первичном обращении, как правило, студент маскирует подлинную проблему под менее важной, менее существенной, так, например, первокурсница С.В., 18лет, обратилась по поводу волнения во время занятий, которое мешает ей выразить свою мысль, показать знания, которые у нее есть. В процессе работы со страхом и овладения навыками публичного выступления С.В. постепенно осознает свои более глубинные проблемы. Высокая чувствительность и тревожность проявлялась у нее с детства, но отношения со сверстниками ее раньше не особенно волновали, время было заполнено плотным общением с родными: бабушками, дедушками, родителями, а также интенсивными занятиями танцами. До сих пор С.В. не построила собственных интимно-доверительных отношений с подругой и/или другом, ее межличностные отношения носят характер поверхностный, формальный.

С этой клиенткой проведено пять консультаций, две последние с применением методов арттерапии. С.М.Зинина подчеркивает преимущества арт-методов, использование которых не требует наличия способностей к изобразительной деятельности, «мобилизует творческий потенциал, внутренние механизмы саморегуляции и самоисцеления» [ 2,с. 57 ]. Рисунок - это проекция, отражающая мысли и настроение человека в момент его создания и потому она может быть использована для интерпретации внутреннего мира автора. Итак, сначала на рисунке С.В. появляется море, волны, солнце, облака в виде сердечек. Потом слева возникает угловатая жесткая незавершенная конструкция, символизируя появление мужского начала психики. Саморуководство, независимость, самостоятельность, активность связаны с внутренним мужчиной. На следующем арттерапевтическом занятии в центре рисунка изображается кристалл со множеством граней. Во внутреннем мире клиентки происходит интеграция мужского и женского начала, возникает понимание множества граней собственной личности. Далее происходят активные адаптационные внутренние процессы, С.В. при встрече радостно улыбается, очевидно, что она чувствует себя гораздо увереннее, и в ситуации возможных затруднений ей есть куда обратиться.

Психологическое консультирование позволяет раскрыть индивидуальные возможности личности, обеспечивающие творческую адаптацию посредством нахождения и использования эффективного способа разрешения трудных жизненных ситуаций. Основной целью консультирования в психологической службе вуза является обеспечение полноценного психического и личностного развития студентов в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями. В процессе консультирования студент приобретает необходимые жизненные компетенции.

Список литературы

1.Зимина, Н.А. Доверие между преподавателем и студентами как необходимый компонент учебно-воспитательного процесса в вузе / Н. А. Зимина // Концепт. – 2015. – № 07 (июль). – ART 15238. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15238.htm. – ISSN 2304-120X.

2.Зинина, С. М. Артпсихопедагогика : специфика использования средств искусства в деятельности практического психолога: учебно-методическое пособие [Текст] / С. М. Зинина ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2011. - 190 с.

3. Флоренская, Т.А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно-ориентированный подход) / Т.А. Флоренская // Психол. журн. - 1994. Т.15. - №5.С.44-55.

4. Юпитов, А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе / А.В. Юпитов // Вопр. псих. – 1995. -№4. С.49-55.