ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Васильева М.В., студ.3 курса ППФ

ФГБОУ ВО «Марийский Государственный Университет»

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Проблема развития личности имеет множество аспектов рассмотрения, как в теоретическом, так и практическом планах. Несмотря на возросший интерес к ней, феномен развития остается до конца нераскрытым на разных этапах взросления личности. Особый интерес представляет развитие личности, имеющей с первых лет жизни нарушения зрения, поскольку с каждым годом во всем мире увеличивается количество детей с нарушениями зрения.

Зрение играет одну из главных ролей в раннем развитии детей. Серьезное зрительное нарушение, врожденное или возникшее на первых годах жизни, может достаточно сильно повлиять на общее развитие ребенка самым драматическим образом.

Психическое развитие детей, страдающих нарушениями зрения, характеризуется различными особенностями. Одной из них является сокращение и ослабление зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, овладения трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей дошкольного возраста зрительного восприятия, являются нарушения (поражения), которые отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации. 

По мнению А. Г. Литвака, восприятие – это есть психический процесс отражения предметов, явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта [3].

Основой познавательной деятельности ребенка является чувственное познание, опирающееся на зрительное восприятие, благодаря которому человек получает до 85% информации о внешнем мире.

Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально. При отсутствии или частичном поражении органа зрения ребенок может не получать или получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее.

При частичном нарушении зрения проявляются недостатки в зрительной ориентации, которые затрудняют накопление непосредственного чувственного опыта и обедняют представления ребенка об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития ребенка с нарушением зрения, а слепой ребенок не может распознать, какой – либо зрительный признак. Так Т. А. Карандаева в своей работе отмечает, что «отсутствие зрительных впечатлений отрицательно влияет на развитие представлений о пространстве, что, в свою очередь, вызывает у некоторых слепых детей боязнь пространства, страх перед передвижением. Это ограничивает подвижность ребенка и отрицательно сказывается на формировании и развитии его двигательной сферы» [1, С. 87].

В свою очередь, зрительное восприятие – это сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции. Зрительное восприятие связано с вниманием, мотивацией, интересами, мышлением, эмоциями.

Зрительное восприятие у детей с нарушением зрения имеет свои специфические особенности. Очень часто можно заметить, что взгляд ребенка скользит по поверхности предмета, останавливаясь лишь на том, что практически значимо для него, связано с его эмоциональными переживаниями. Нередко ребенок не устанавливает смысла различительных, цветовых и других признаков. Также дети с нарушением зрения испытывают специфические трудности при восприятии изображений. В связи с нарушением бинокулярного зрения возникают трудности, а зачастую неспособность, непосредственно воспринимать предметы, изображенные в перспективе, их протяженность и детализацию [2].

Зрительное восприятие у детей, имеющих снижение остроты зрения, нарушения светоощущения, сужение поля зрения резко отличается от восприятия нормально видящих детей по степени полноты, точности и скорости отображения.

У слабовидящих детей острота зрения также существенно влияет на скорость восприятия: снижение остроты зрения влечет за собой снижение скорости восприятия. Скорость зрительного восприятия не является величиной постоянной, она меняется под воздействием различных факторов: величины и сложности объектов, уровня освещенности, утомления и других.

Для развития зрительного восприятия и остроты зрения дошкольников с нарушениями зрения нами были подобраны следующие методики.

Методика Л. И. Плаксиной «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования». По мнению Л. И. Плаксиной, рисование оказывает разностороннее влияние на формирование всей личности ребенка, что в действительности может поспособствовать развитию познавательной деятельности [4. С. 4].

Прежде, чем изобразить какой–нибудь предмет, ребенку нужно его хорошо представить. Для этого, на протяжении всего этапа обучения детей рисованию огромное внимание уделяется развитию предметных представлений, а также формированию способов исследования предметов с помощью других анализаторов. Также важным является обеспечение для детей с нарушением зрения условий для овладения сенсорными идеалами формы, величины, цвета и пространственного положения предметов, поскольку у детей возникают трудности, которые обусловлены несовершенством имеющихся у них зрительных образов [4].

Для психологической диагностики детей с нарушениями зрения требуются специальные методики, которых, в свою очередь, совсем мало, либо отсутствуют вообще. Поэтому специалистами используются методики для детей с нормальным зрением такого же возраста, что и дети с нарушениями зрения. Однако, не все так просто. Использование таких методик, как утверждает Л. И. Солнцева, «связано с адаптацией стимульного материала и процедуры проведения исследований в соответствии с психологическими особенностями восприятия детей с последствиями влияния недостатков зрения на весь ход психического развития»[5, С. 9].

Адаптация стимульного материала при обследовании детей с нарушениями зрения обусловлена необходимостью его достаточно ясного и точного восприятия детьми и требует от специалиста знания установленного диагноза заболевания и в каком состоянии находятся основные зрительные функции исследуемого ребенка: остроты зрения, характера зрения, цветового и форменного зрения.

По этой причине необходимо подобрать материал для обследования, учитывая индивидуальные особенности и трудности восприятия материала каждым ребенком. Имеются также общие положения, которые надлежит выполнять при предъявлении стимульного материала, устремленного к зрительному восприятию детей с нарушением зрения.

Л. И. Солнцева обращает внимание на то, что «предлагаемый (в соответствии с возрастом и заболеванием детей) для обследования материал может состоять из реальных объектов, геометрических плоскостных и объемных форм, изображений (рельефных и плоскостных) на карточках и листах бумаги, как контурного, так и заполненного, силуэтного характера, в различной цветовой гамме» [5. С. 10].

 

Список использованной литературы:

  1. Карандаева Т. А. Основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: учебное пособие / Мар. гос. ун-т; Т. А. Карандаева. – Йошкар-Ола, 2013. – 172с.
  2. Краснова Е. А. Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения [http://nsportal.ru/detskii-sad/materialy-dlya-roditelei/osobennosti-zrit... – 2013.
  3. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие. –  СПб.: Изд-во РГПУ, 1998. – 271с.
  4. Плаксина Л. И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения/ Л.И. Плаксина. – М., 2008. – 87с.
  5. Солнцева Л. И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения / Л.И. Солнцева // Дефектология. - 1998. - № 4. – 9-15с.