Особенности виктимности подростков из семей с разными стилями родительского отношения

Руденкова О.А.,

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины,

Республика Беларусь, г. Гомель

Проблемой изучения детско-родительских отношений занимались многие зарубежные (Дж. Боулби, М. Кляйн, А. Фрейд) и отечественные (Т.В. Андреева, А.Я. Варга, Е.И. Захарова, А.С. Спиваковская, Г.Т. Хоментаускас и др.) ученые [1, с.36].

Психологические подходы к пониманию виктимности представлены в работах О.О. Андронниковой, Д.В. Ривмана и В.С. Устиновой, Р.С. Стуколовой и Н.С. Волковой, Р.А. Субботиной, В.В. Сысоевой, Е.С. Фоминых, Д.Ю. Шигашова и Ю.А. Фесенко и др. [2, с.42].

Современный исследователь О.О. Андронникова определяет виктимное поведение как совокупность свойств человека, обусловленных комплексом социальных, психологических и биофизических условий, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, приводящему к ущербу для его физического или эмоционально-психического здоровья [3, с. 16].

Анализ психологической литературы показал, что виктимность представляет собой динамическое образование, выражающееся в виктимном поведении и свойственное любому человеку. Виктимная личность отличается установкой на беспомощность, нежеланием изменять собственное положение, низкой самооценкой, запуганностью, повышенной готовностью к обучению виктимному поведению, усвоению виктимных стереотипов, повышенной податливостью влиянию. Трусость и податливость могут сочетаться с повышенной агрессивностью и конфликтностью. По мнению Е.С. Фоминых, у людей с повышенной виктимностью обнаруживается типичная модель поведения, более характерная для ребенка, чем для взрослого [4, с. 198].

Для выявления связи между стилем стиля родительского отношения и уровнем виктимности личности в подростковом возрасте нами было проведено исследование.

В исследовании приняли участие 150 учащихся 7-9 классов в возрасте 13-15 лет. По итогам проведения начальной диагностики выборку исследования составили 90 учащихся 7-9 классов, из 45 мальчиков и 45 девочек.

Гипотеза исследования: существует связь между стилем родительского отношения и виктимностью личности в подростковом возрасте.

Выбор методов и методик исследования обусловлен информативностью их критериев, возможностями количественного и качественного анализа, их соответствием целям исследования.

Для достижения цели были подобраны следующие методики:

1.      Опросник «Тип ролевой виктимности» М.А. Одинцовой.

2.      Опросник «Диагностика склонности к виктимному поведению» О.О. Андронниковой.

3.      Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) (вариант для подростков).

4.      Методика «Родителей оценивают дети» (РОД) (И.А. Фурманов и А.А. Аладьин).

Для выявления взаимосвязи используется коэффициент линейной ранговой корреляции r-Спирмена – непараметрический метод, который применяется с целью изучения статистической связи между явлениями.

С целью изучения уровня виктимности и определения ролевой и социальной виктимности с учащимися 7-9 классов в количестве 150 человек был проведен письменный опрос по методике «Тип ролевой виктимности» М.А. Одинцовой.

Анализ результатов позволяет заключить следующее:

Среди исследуемых подростков низкий уровень ролевой виктимности показали 10% испытуемых, средний уровень ролевой виктимности имеют 50%, высокий уровень ролевой виктимности 40%. Таким образом, большинство испытуемых не очень часто используют внешние ресурсы для защиты внутренней проблемы; умеют относительно неплохо манипулировать другими, но пользуются этим с умеренной частотой.

Далее рассмотрим результаты исследования социальной виктимности в подростковом возрасте:

Среди исследуемых подростков низкий уровень социальной виктимности показали 10% испытуемых, средний уровень ролевой виктимности имеют 40%, высокий уровень ролевой виктимности 50%. Таким образом, можно говорить о том, что их не покидает ощущение, что они изгой, окружающий мир кажется им враждебным; зачастую наделены стигмой; чувствует себя одинокими, ненужными и страдают по этому поводу. Склонность обвинять в случившемся обстоятельства сочетается с самообвинениями; редко прибегают к манипуляциям, любят уединение; характеризуются рефлексией своих поступков и переживаний.

Для выявления предрасположенности к реализации различных форм виктимного поведения у подростков был использован опросник О.О. Андронниковой.

Анализ результатов показывает следующее:

В результате исследования предрасположенности к реализации отдельных форм виктимного поведения у подростков выявлено, что большинство подростков имеют высокий уровень склонности к агрессивному виктимному поведению; средний уровень склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; низкий уровень склонности к гиперсоциальному поведению; средний уровень склонности к зависимому и беспощадному поведению; высокий уровень некритичного поведения; высокий уровень реализованной виктимности.

Для дальнейшего тестирования среди учащихся были сформированы 3 группы испытуемых:

1) подростки с высоким уровнем виктимности (30 человек);

2) подростки со средним уровнем виктимности (30 человек);

3) подростки с низким уровнем виктимности (30 человек).

Итак, в исследовании стиля родительского отношения приняли участи 90 человек.

С целью выявления особенностей взаимодействия в системе «родитель-ребенок» был проведен опрос трех групп испытуемых по методике «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская).

Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие в системе родитель-ребенок в группе  подростков, с высоким уровнем виктимности характеризуется:

–       повышенной требовательностью (53%) - подростки полагают, что родители к ним проявляют требовательность, что влечет за собой ожидание повышенной ответственности от них;

–       низким контролем (67%) – контролирующее поведение выражено слабо, что может приводить к полной автономии подростка, к вседозволенности. Низкий контроль может быть следствием либо безразличного отношения к подростку;

–       эмоциональной дистанцией (70%) – у подростков отмечается отсутствие желания рассказывать родителям о своих переживаниях и тайнах;

–       отсутствием сотрудничества (53%) – отсутствием равенства и партнерства в отношениях родителей и подростков;

–       низкой авторитетностью родителей (70%), что означает выраженное отрицательное отношение подростков к родителю в целом;

–       низкой удовлетворённостью отношениями с родителями в целом (67%).

Рассмотрим результаты исследования особенностей взаимодействия в системе «родитель-ребенок» по опроснику И.М. Марковской в группе подростков со средним уровнем виктимности.

Анализ результатов показывает, что у испытуемых на высоком уровне выражена такая особенность взаимодействия в системе «родитель-ребенок» как принятие ребенка родителем (80%). Дети подросткового возраста поведение родителей воспринимают как принимающее. По мнению подростков, родители принимают их личностные качества и поведенческие проявления.

На низком уровне у испытуемых выражены такие особенности взаимодействия в системе «родитель-ребенок» как несогласие с ребенком (60%), эмоциональная дистанция (53%). Это означает, что во взаимодействии между родителем и ребенком часто проявляется несогласие в различных жизненных ситуациях. В связи с этим можно говорить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье. Подростки оценивают эмоциональную близость к родителям на низком уровне, что свидетельствует от отсутствии желания рассказывать родителям о своих переживаниях и тайнах, эмоциональной дистанции.

Таким образом, подростки со средним уровнем виктимности оценивают поведение родителей как принимающее, однако отмечается несогласие подростка с родителями в различных жизненных ситуациях, эмоциональная дистанция в отношениях подростка с родителями.

Рассмотрим результаты исследования взаимодействия в системе «родитель-ребенок» по опроснику «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской в группе подростков с низким уровнем виктимности.

Анализ результатов позволяет сделать вывод о том, что подростки низким уровнем виктимности оценивают взаимодействие с родителями, как характеризующее высокой эмоциональной близостью, принятием наличием сотрудничества, последовательностью требований, авторитетностью родителей в глазах, подростка удовлетворенность отношениями с родителями в целом.

Далее с целью выявления представлений подростков о стиле семейного воспитания была проведена методика «Родителей оценивают дети» (РОД) (И.А. Фурманов и А.А. Аладьин).

Обобщая результаты исследования стиля родительского отношения среди групп подростков с различным уровнем виктимности можно сделать следующий вывод:

а) подростки с высоким уровнем виктимности оценивают поведение родителей как поведение, характеризующееся повышенной требовательностью, низким контролем, эмоциональной дистанцией, отсутствием сотрудничества, низкой авторитетностью родителей, низкой удовлетворённостью отношениями с родителями в целом;

б) подростки со средним уровнем виктимности оценивают поведение родителей как принимающее, однако отмечается несогласие подростка с родителями в различных жизненных ситуациях, эмоциональная дистанция в отношениях подростка с родителями;

в) подростки низким уровнем виктимности оценивают взаимодействие с родителями, как характеризующее высокой эмоциональной близостью, принятием наличием сотрудничества, последовательностью требований, авторитетностью родителей в глазах, подростка удовлетворенность отношениями с родителями в целом;

В результате исследования представлений о стиле воспитания установлено:

а) в представлениях подростков с высоким уровнем виктимности преобладающими стиля семейного воспитания являются: гипопротекция; чрезмерность требований-обязанностей;

б) в представлениях подростков со средним уровнем виктимности преобладающими стиля семейного воспитания являются: потворствование, минимальность санкций,недостаточность требований-обязанностей;

в) в представлениях подростков со средним уровнем виктимности преобладающими стиля семейного воспитания являются: гиперпротекция, потворствование, фобия утраты ребенка.

С целью определения характера связи между стилем родительского отношения и склонностью к виктимному поведению в подростковом возрасте был проведен корреляционный анализ с использованием критерия линейной ранговой корреляции r-Спирмена. Уровень значимости был выбран p≤0,05.

Существует связь между стилем родительского отношения и склонностью к виктимному поведению в подростковом возрасте. В подростковом возрасте повышенная ролевая виктимность связана с потворствовованием (r=0,67 при p≤0,05); высокая социальная виктимность связана с гипопротекцией (r=0,71 при p≤0,05); склонность к агрессивному поведению связана с низким авторитетом родителей (r=-0,80 при p≤0,05); склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению связана с отвержением родителями (r=0,83 при p≤0,05); склонность к некритичному поведению связана с минимальностью санкций (r=0,83 при p≤0,05); реализованная виктимность связана с отвержением ребенка родителями (r=0,81 при p≤0,05).

Можно говорить о том, что использование родителями таких стилей семейного воспитания как гипопротекция, потворствование и включенность в родительское отношение низкого контроля, эмоциональной дистанции, отсутствие сотрудничества, низкого авторитета родителей  влекут за собой повышение уровня виктимности личности в подростковом возрасте.

Список используемых источников:

1. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.

2. Ривман, Д. В. Виктимология / Д.В. Ривман, В.С. Устинов. – СПб.: Питер, 2000. – 214 с.

3. Андронникова, О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / О.О. Андронникова. – Новосибирск: НГПУ, 2005. – 21 с.

4. Шигашов, Д.Ю. Механизмы виктимизирующего воспитания / Д.Ю. Шигашов, Ю.А. Фесенко // Вестник Ленинградского гос. ун-а им. А.С. Пушкина. – 2012. – № 1, Т. 5. – С. 48 – 54.