ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Васенева Т. А.: студент 3 курса., Карандаева Т. А.: канд. пед. наук, доцент

Марийский государственный университет

РМЭ, г. Йошкар-Ола

В настоящее время увеличивается количество дошкольников, имеющих нарушения зрения. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 19 миллионов детей имеют нарушения зрения. Нарушения зрения существенно затрудняют развитие зрительно-моторной координации, необходимой в процессе ориентировки в пространстве, а также для осуществления точных произвольных движений, для овладения школьными навыками, такими как письмо и чтение по системе Л. Браиля.

Исследователи указывают, что дети с нарушениями зрения испытывают значительные трудности в подготовке к школьному обучению. Так Л. И. Моргайлик и В. А. Феоктистова отмечают " на момент поступления детей в школу значительная часть из них не овладевает зрительно-сенсорными и зрительно-моторными навыками координации, соответствующими возрастным требованиям" [3; 147] . 

Данные трудности формирования зрительно-моторной координации детей с нарушениями зрения связаны с нарушениями зрительного восприятия, моторной сферы, а также с нарушениями ориентировки в пространстве.

Для выявления качественного своеобразия зрительно-моторной координации и особенностей её формирования у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения было проведено исследование на базе МБДОУ "Детский сад № 5 "Хрусталик" г. Йошкар-Олы". Проблемой нашего исследования стало изучение зрительно-моторной координации детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Целью исследования было изучение особенности развития зрительно-моторной координации детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Мы предположили, что при обследовании детей с нарушениями зрения, уровень сформированности их зрительно-моторной координации может быть снижен в силу нарушений функций зрения.

Исследование проводилось с ноября по декабрь 2018 г. В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста.

Список детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста, участвующих в исследовании.

В качестве диагностического инструментария нами были выбраны: субтест методики оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5—7,5 лет М. М. Безруких, разработанный на основе комплексного теста M.Frostig и методика "Срисовывание образцов" 3. Матейчека, М. Стрнадовой.

Субтест методики М. М. Безруких состоит из 16 разнообразных заданий,  включающих проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу, обведение фигур по контуру с учетом направления линий и  самостоятельное срисовывание объектов, позволяющие оценить уровень развития зрительно-моторной координации [1].

Методика "Срисовывание образцов" 3. Матсйчека, М. Стрнадовой предназначена для диагностики уровня развития зрительно-моторной координации, тонкой моторики руки, сформированности графических навыков у детей 5-13 лет [2; 5-22].

Результаты диагностики показали, что 37,5 % имеют низкий уровень развития зрительно-моторной координации (6 детей). 37, 5 % (6 детей) - средний уровень, а 25% - высокий уровень развития зрительно-моторной координации.

Мы выяснили, что высокие результаты 25% детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения связаны с тем, что в МБДОУ "Детский сад № 5 "Хрусталик" г. Йошкар-Олы" ведется целенаправленная коррекционная и компенсаторная работа с детьми с нарушениями зрения. Каждый день дети проходят лечение на аппаратах и специальных компьютерах под надзором врачей, направленное на коррекцию зрения и на развитие зрительно-моторной координации, регулярно посещают бассейн, занятия дефектолога, психолога, логопеда.

37,5% детей, имеющих низкий показатель зрительно-моторной координации, несмотря на проводимую коррекционно-компенсаторную работу, испытывают значительные трудности зрительно-моторной координации.

Наибольшие трудности в работе детей по методике Марьяны Безруких отмечались в заданиях 13-16, требующих точного проведения по заданной схеме в определенном порядке. Никто из детей полностью не справился с данными заданиями, частично с ошибками справились 81,25%,  совершенно не справились с этими заданиями  18,75%. При проведении прямых линий по точкам в заданиях 1 и 4, возникли проблемы у 37,5 % детей: испытуемые сильно нажимали на карандаш, делали разрывы, выезжали за границы, чертили линии с многочисленными изгибами, углами. Во втором и пятом  задании 43,75% детей не смогли найти середину линии, в связи с чем не справились с заданиями. Данный факт говорит о нарушении процесса ориентировки детей с нарушениями зрения на листе бумаги.

В результате диагностики детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения по методике "Срисовывание образцов" 3. Матейчека, М. Стрнадовой низкий уровень зрительно-моторной координации обнаружился у 37,5% детей, средний также у 37,5 %, высокий у 25% детей. Ни один испытуемый не справился с заданиями 8-12, направленными на срисовывание сложных геометрических фигур. В срисовывании простых фигур, например, круга в 1 задании, 31% испытуемых не справились с заданием, рисуя незамкнутую кривую. При проведении методики не все дети замечали свои ошибки, были довольны своим результатом. Те испытуемые, которые замечали ошибку, не всегда стремились ее исправить (что предполагала методика).

Таким образом, проведение заданий, оценивающих уровень сформированности зрительно-моторной координации, позволяет сделать вывод о том, что у детей с нарушениями зрения, по сравнению с нормально развивающимися детьми, имеются особенности развития данного процесса, а именно: неустойчивость зрительных образов, нарушение прослеживающей функции глаза, низкая сформированность анализа и синтеза изображений, нарушения пространственной ориентировки, недостаточное развитие мелкой моторики рук и графомоторных навыков. Все это указывает на необходимость целенаправленного формирования и развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в процессе коррекционно-развивающей работы.

Нами была разработана авторская программа, целью которой стало развитие зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения посредством дидактических игр и упражнений. Перед реализацией программы и после ее проведения, а также осуществляя наблюдение и качественно анализируя деятельность детей на занятиях, осуществляется диагностика зрительно-моторной координации для оценивания эффективности программы.

I этап — развитие зрительного восприятия, формирование зрительного анализа и синтеза, зрительных представлений.

II этап — развитие координации движений пальцев рук (статических, динамических), формирование умений и навыков осязательного восприятия предметов.

III этап — развитие соотнесения "глаз - рука".

IV этап — развитие пространственной ориентировки.

V этап — развитие графо - моторных навыков и зрительно-моторной координации.

На первом этапе у ребенка формируют представления о величине, цвете, форме. Для этого ведется работа с картинками, предметами.

На этапе развития тактильной чувствительности и мелкой моторики, ребенка учат различать свойства предметов, выполнять тонкие дифференцированные движения пальцев руки. Занятия проходят с использованием различных материалов (песка, крупы, маленьких игрушек и предметов).

На этапе соотнесения по типу «глаз-рука» ребенка учат прослеживать движения руки глазами, следить за движущимся объектом.

На этапе развития ориентировки в пространстве ребенка учат различать части тела, ориентироваться на листе бумаги и в окружающем пространстве.

На этапе развития графомоторных навыков и зрительно-моторной координации ребенка учат правильно держать ручку, рисовать по точкам и самостоятельно срисовывать линии, геометрические фигуры, символы.

Планируется проведение занятий  по составленной нами авторской программе с целью оценить уровень ее эффективности в работе с детьми с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста. Мы предполагаем, что предложенная программа поможет развить зрительно-моторную координацию детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Список литературы:

1. Безруких, М. М. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5—7,5 лет [Электронный ресурс] / М. М. Безруких // Дошкольное образование : образовательный портал. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200200607, свободный. - Загл. с экрана.

2. Данилова, Е. Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Е. Е. Данилова / И.В. Дубровина. - М. : AcademiA, 1999. - С. 6

3. Феоктистова, В.А. Обучение и коррекция дошкольников с нарушением зрения [Текст] / В.А. Феоктистова, Т.П. Головина, Л.В. Рудакова, А.М. Витковская. – СПб.: Образование, 1995 – 147 с.