ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Замброва К.И., студентка 4 курса ППФ

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

Дошкольный возраст - один из самых важных периодов в становлении личности ребенка. Именно в этом возрасте начинают закладываться и развиваться многие познавательные процессы, которые являются стартовой точкой становления личности ребенка. Одним из самых важных из них является память. Именно благодаря данному познавательному процессу осуществляется целостное развитие личности ребенка.

Особенностью детей с нарушением зрения является то, что у них формируются иные представления об окружающем мире, чем у зрячих, так как формируются иные чувственные образы. Поэтому слепые и слабовидящие дети испытывают большие трудности при использовании основных процессов памяти, хотя и  развитие их памяти происходит по общим с нормой закономерностям.

В обучении детей с нарушениями зрения особенно важно обращать внимание на развитие зрительной образной памяти. Образная память позволяет запоминать, сохранять и воспроизводить образы ранее воспринятых ребенком предметов и явлений из окружающего мира.

В исследованиях З. И. Истоминой, Ж. Пиаже, С. Рубинштейна отмечается, что одними из самых главных функций памяти считаются процессы запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Именно память служит процессом приобретения опыта человеком. С помощью памяти организм адаптируется в окружающем мире путем трансформации полученного ранее опыта на реальную ситуацию.

По мнению Л. С. Выготского, для детей с нарушениями зрения характерно стремление к повышенному развитию памяти. Им приходится запоминать гораздо больший объем информации и надолго удерживать его в памяти, чем детям с сохранным зрением. Развитие её зависит от многих жизненных обстоятельств. Чтобы активно участвовать в общественной жизни, человек должен полагаться  на свои компенсирующие функции [1].

В научных исследованиях (Л. С. Выготский, Л. И. Плаксина, А. Н. Леонтьев) отмечаются особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Они отражаются в снижении таких функций памяти, как запоминание, объем оперaтивной и кратковременной памяти, недостаточное рaзвитие логической памяти.

Память слабовидящих и слепых детей характеризуется меньшей продуктивностью по сравнению с памятью детей с нормальным развитием, снижением запоминания наглядного материала. Эти особенности памяти слепых и слабовидящих детей обусловлены недостаточной полнотой, четкостью, стойкостью и низким уровнем обобщенности представлений, связанными со слабой дифференцировкой существенных и второстепенных признаков средств наглядности [2].

М. И. Земцова, А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева отмечали, что на развитие зрительной образной памяти оказывает влияние двигательный или эмоциональный опыт, полученный ребенком на пути его развития. При нарушениях зрения возникают трудности, которые ограничивают этот опыт. Следствием зрительного дефекта является то, что зрительные образы ребенка приобретают специфический характер. При формировании зрительных образов у детей с нарушениями зрения отмечаются следующие особенности:

-неполнота формируемого образа предмета (внимание ребенка обращено в первую очередь на главные детали, при этом упускается обследование мелких деталей предмета);

-нарушение взаимосвязей воспринимаемого предмета с ранее полученным опытом ребенка;

-затруднения при воссоздании образа объемного предмета с его плоским изображением;

-недостаточное количество связей между образом предмета и его назначением;

-затрудненное удержание на долгое время образов предметов в долговременной памяти [3].

Часто у детей с нарушениями зрения возникают сложности в различении контуров форм и предметов. Слепые и слабовидящие могут перепутать предметы, схожие по внешним признакам.

Также сложность может возникнуть при выделении главных и второстепенных признаков обследуемых предметов. Поэтому дети с нарушениями зрения часто запоминают и воспроизводят информацию по второстепенным, отдельным признакам предъявляемого предмета. Кроме того, у детей со зрительными дефектами замечаются сложности в размещении предметов в окружающем пространстве.

Исходя из перечисленных особенностей формирования зрительных образов у детей с нарушениями зрения, можно сделать вывод, что они мало дифференцированы, схематичны, фрагментарны и находятся в малоподвижном состоянии. Без постоянной работы по коррекции данных особенностей, полученные ребенком зрительные образы в процессе накопления опыта распадаются.

Нами было проведено исследование, направленное на выявление уровня развития зрительной образной памяти у 20 детей старшего дошкольного возраста. Для исследования памяти у детей нами было отобрано 3 методики:

- методика «Сложные фигуры» (шкала памяти Векслера);

- методика «Запомни рисунки» по Р.С. Немову;

-методика «Узнавание фигур» по А.Н Бернштейну;

При обработке результатов диагностики было подсчитано число воспроизведенного материала по всем методикам. Диагностирование детей старшего дошкольного возраста привело к следующим результатам.

Проведя диагностику, по изучению уровня развития зрительной образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, мы пришли к такому выводу: высокий уровень развития памяти у 22% детей, у 60% детей уровень развития памяти средний, у 18% детей память находится на низком уровне развития.

Полученные результаты по вышеперечисленным методикам позволяют сделать вывод о том, что у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста в основном средний и низкий уровни зрительной образной памяти. Выявленный в исследуемой группе средний и низкий уровни развития образной памяти показывает, что в целом память у обследуемых детей старшего дошкольного возраста развита недостаточно.

Качество процессов памяти зависит в большей части от характера деятельности и содержания учебного материала ребенка. Поэтому привлечение детей с нарушениями зрения к различным видам деятельности, в комплексе с использованием в работе сохранных анализаторов и остаточного зрения являются предпосылкой для успешного развития различных видов и типов памяти.

 

Литература.

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии /Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

2. Ермаков, В.П., Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005. – 223 с.

3. Литвак А. Г. , Сорокин В. Н. , Головина Г. П. Практикум по тифлопсихологии / А.Г. Литвак, В.Н. Сорокин, Г.П. Головина. – М., 2000.