Оздоровительные процедуры и их значение для формирования здорового образа жизни старших дошкольников

Шорина М.В.,

Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП) Альметьевский филиал,

г. Альметьевск

 

 С самых древних времен в человеческом обществе существовали обычаи и традиции укреплять здоровье подрастающего поколения. Отсутствие комфортных условий жизни вынуждало людей искать способы укрепления организма и расширения его приспособительных возможностей. Необходимость оздоровления и закаливая с детства привела к формированию таких обычаев как обваливание в снегу новорожденных у народов Севера, купание детей в холодных реках у скифов и в древней Руси.

Организм дошкольников характеризуется недостаточной функциональной готовностью физиологических систем, отвечающих за поддержание теплового комфорта. Поэтому детский организм отвечает неблагоприятными реакциями даже на незначительные отклонения в погоде. Причиной этому является низкая физическая активность детей дошкольного возраста, сокращение времени пребывания на воздухе в холодное время года, отсутствие в числе проводимых мероприятий в детских садах необходимых закаливающих и оздоровительных процедур. Многими современными исследователями был сделан вывод о том, что именно в старшем дошкольном возрасте оздоровление приобретает особое значение для полноценного физического и психического развития детей [2; 67].

В настоящее время, принято следующее определение оздоровительно-закаливающих процедур в дошкольной образовательной организации – это комплекс мер, направленных на поддержание, развитие и укрепление защитных сил организма ребенка. Оздоровительно-закаливающие процедуры способствуют повышению защитных сил детского организма к неблагоприятным факторам внешней среды, повышению сопротивляемости организма к респираторным заболеваниям, снижению уровня утомляемости, развитию выносливости, стимуляции работы центральной и периферической нервной системы, эндокринных органов, укреплению и росту костной системы детского организма.

Биологическая основа оздоровления и закаливания дошкольников состоит в адаптации детского организма к воздействующим на него нагрузкам и  возникновении приспособительных изменений под влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействий холода, солнечного света или других факторов. Закаливающий и оздоровительный эффект (закаленность) может достигаться  систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки. Закаленность у детей старшего дошкольного возраста специфична и проявляется в постепенном снижении чувствительности детского организма к действию закаливающих факторов (при воздействии холодом – к холоду). Приобретенные в результате таких нагрузок свойства организма носят устойчивый характер и сохраняются в течение некоторого времени после прекращения внешних воздействий [1; 40].

Работа по оздоровлению детей в детском саду должна предполагать участие родителей воспитанников. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не даст полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Сотрудники ДОО должны разъяснять родителям необходимость проводимых оздоровительных методов, необходимо также обучать родителей выполнению оздоровительно-закаливающих процедур  в домашних условиях. Важно также привлекать родителей к оказанию помощи в подготовке и проведении различных оздоровительных процедур и мероприятий (подготовка инвентаря, материалов). Необходимо также проводить с родителями просветительскую и консультативную работу, способствующую мотивации родителей к участию в оздоровлении детей, освоению ими методов оздоровления, формирования у детей здорового образа жизни. К формам такой работы с родителями относятся родительские собрания, консультации, спортивные праздники, праздники здоровья и личный пример педагога [3; 78].

Проводимые физкультурные занятия с оздоровлением, различные процедуры закаливания способствуют зарождению и развитию у детей понимания себя как человека и личности, которая в практической деятельности должна и может беречь свое здоровье. В конкретных способах оздоровления у детей формируются представления о способах укрепления здоровья, формируются культурно-гигиенические навыки и потребность их выполнения.

На основе целенаправленной работы воспитателей по оздоровлению формируются знания о назначении тех или иных оздоровительных процедур, их влиянии на организм человека. Ж. Пиаже подчеркивает, что проведение оздоровительных процедур способствует формированию следующих показателей ЗОЖ у старших дошкольников:

1)      привычки к чистоте, аккуратности, опрятности в одежде, порядку в вещах, игрушках;

2)      культурно-гигиенические навыки, необходимые для поддержания здоровья (полоскание зубов после еды холодной водой, проветривание помещения спальни после сна и другие);

3)      элементы самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности (умение правильно играть, правильно выполнять физические упражнения, активно участвовать в мероприятиях с использованием оздоровительных процедур);

4)      понимание того, как влияют оздоровительные процедуры на организм человека, его самочувствие (осознание детьми роли закаливающих и оздоровительных процедур для организма человека, их значения для профилактики заболеваний, поддержания жизненных сил, значении для усиления роста организма, хорошего аппетита, умения соблюдать режим дня для подготовки к обучению в школе и прочее);

5)      умение правильно вести себя в опасных для жизни и здоровья ситуациях, а также умения предотвращать их (например, навыки рационального выбора места для самостоятельных игр и оздоровительных процедур, использование знаний о том, что полезно и что вредно для организма) [4; 56].

Кроме общепринятых знаний, личных установок и навыков по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, оздоровительные процедуры способствуют воспитанию у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья. Эта жизненная позиция является необходимым условием формирующегося здорового стиля жизни детей в будущем, адекватного поведения в различных жизненных ситуациях выбора (активные действия по сохранению здоровья или пассивный образ жизни с вредными привычками), развитие у детей понимания того, как сохранить свое здоровье в окружающей среде, используя природные условия и разные факторы благотворно влияющие на здоровье.

Дети старшего дошкольного возраста не только успешно усваивают все основные приемы доступных оздоровительных процедур (точечного массажа, ходьбы по массажным дорожкам, полоскания горла), но и могут усвоить их важность и роль для сохранения и укрепления своего здоровья, привыкнуть к систематическому их выполнению правильно и быстро. Организованная образовательная деятельность по ознакомлению детей с методом закаливания помогает сформировать знания детей о роли закаливания для укрепления здоровья, правильном его использовании, способах поведения. Практическое применение ежедневного обливания с применением педагогических способов показа, объяснения, повторения способствует выработке у детей не только умений самостоятельного обливания, но и постепенно формирует привычку самостоятельно обливаться водой, на основе осознанного соблюдения несложных правил обливания при обязательном участии воспитателя [5; 131].

Оздоровительные процедуры являются методом комплексного воздействия на организм природных факторов для стимуляции защитных сил, укрепления функциональных возможностей и снижения заболеваемости. Проведение оздоровительных процедур с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации направлено на полноценное физическое и психическое развитие путем повышения сопротивляемости к неблагоприятным факторам внешней среды, устойчивости к простудным заболеваниям, стимуляции работы иммунной системы. Оздоровительно-закаливающие процедуры  с детьми старшего дошкольного возраста основываются на использовании естественных факторов внешней среды (воздуха, солнц и воды), занятий физической культурой, использования способов неспецифической иммунопрофилактики, организации полноценного питания детей в детском саду, организации необходимых педагогических условий для оздоровления детей (работы с родителями и соблюдение санитарно-гигиенических норм). 

Оздоровительно-закаливающие процедуры имеют важное значение для формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для усвоения детьми знаний о ЗОЖ, развития понимания необходимости практических действий для сохранения здоровья, закрепления навыков самостоятельного применения методов оздоровления и закаливания.

Список литературы:

1.           Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольникам./Л.Д. Глазырина. - М.: Владос, 2016. - 264 с.

2.           Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления./ В.Т. Кудрявцев. - М.: АСТ, 2014. – 176 с.

3.           Николашина, И.В. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста./И.В. Николашина. – М.: АРКТИ, 2015. - 154 с.

4.                 Пиаже, Ж. Избранные психологические труды./Ж. Пиаже. - М.: АСТ, 2010. - 389 с.

5.                 Стожарова, М.Ю. Формирование здоровья и здорового образа жизни дошкольников./М.Ю. Стожарова. - РнД: Феникс, 2015. - 208 с.