ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Маслова А.И.

Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 4 курс

Республика Беларусь, Гомель

Актуальность данного исследования состоит в том, что проблема развития эмоционального интеллекта как такого психологического свойства, которое непосредственно влияет на качество коммуникации в современном информационном обществе, остается открытой. Ведь именно процесс коммуникации становится основной причиной, способствующей развитию социализации молодых людей.

Развитие эмоциональной культуры человека становится одной из наиболее актуальных проблем современной психологии. Это связано, во-первых, с повышением эмоциогенности современных жизненных условий. Ускоряется темп жизни, увеличивается число факторов стресса, возрастает конкуренция и ответственность при отсутствии своевременных возможностей для релаксации. Указанные факторы приводят к повышению частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок. Деструктивные для здоровья стрессовые реакции являются результатом низкого уровня сформированности у человека так называемой «культуры эмоций».

Многие современные культурные ценности сопряжены с запретом на отдельные эмоции и эмоциональную жизнь в целом. Это влечёт за собой ряд проблем, как на психологическом, так и на физиологическом уровне. Запрет на выражение эмоций является для индивида непродуктивным, поскольку ведет к их вытеснению из сознания. В свою очередь невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента в виде болей и неприятных ощущений, приводит к психосоматическим заболеваниям. Однако и неконтролируемое выражение эмоций является вредным как для самого индивида, так и для общества в целом.

Во-вторых, недооценка важности эмоциональной стороны жизни, ее игнорирование ведут к возрастанию числа аффективных расстройств, тяжёлых душевных состояний, эмоциональных взрывов и конфликтов, к гнетущему состоянию неудовлетворённости собой и жизнью, к трудностям установления тёплых, доверительных контактов и получения социальной поддержки. Исследования свидетельствуют о повышении тревожности, агрессивности, эмоциональной сенситивности у молодёжи [1].

В современном цивилизованном обществе растёт число людей, страдающих неврозами. С особой силой и отчётливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с нарушениями самоконтроля. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции препятствуют осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.

В-третьих, растёт число людей, не склонных к безусловному самопринятию и принятию окружающих. Непринятие и непонимание «иных» людей, отличных в плане вероисповедания, политических взглядов и даже внешности, приводит к росту  дискриминации. Известно, что способность понять и принять себя и других, которая лежит в основе собственного эмоционального благополучия и гармоничных отношений с окружающими, основывается на эмоциональном переживании и его эмпатическом осмыслении.

В-четвёртых, развитая эмоциональность способствует более эффективной ориентации в мире и адаптации в социуме. По мнению К. Обуховского, наряду с общей ориентацией в мире необходима также эмоциональная ориентация. Она заключается в способности непосредственно угадывать эмоциональные состояния других людей и распознавать свои эмоциональные отношения с ними.

Проблема эмоционального интеллекта активно исследуется зарубежными учёными, такими как: Д. Гоулман; Г. Орме; Дж. Мейер; П. Сэловей; Д.Карузо; Р. Бар-Он; Дж. Сайаррочи; Д. Слайтер; P. Poбертс; Дж. Мэттьюс; М. Зайднер; П. Лопес; Р. Стернберг; Дж. Блок, М. Кетс де Врис. В российской психологической науке понятие эмоционального интеллекта было впервые использовано Г.Г. Гарсковой. В настоящее время на постсоветском пространстве изучением эмоционального интеллекта занимаются: Д.В. Люсин; Э.Л. Носенко; Н.В. Коврига; О.И. Власова; С.П. Деревянко; М.А. Манойлова; Г.В. Юсупова; А.С. Петровская и другие. В белорусской психологии известны исследования эмоционального интеллекта, проведённые Т.П. Березовской, А.П. Лобановым, Е.А. Лобановым.

Что касается конкретно половых особенностей эмоционального интеллекта, то в одном из исследований N.R. Harrod выявлены значимые различия в уровне эмоционального интеллекта между девочками и мальчиками-подростками: у мальчиков уровень эмоционального интеллекта в целом ниже [2]. В то же время согласно результатам исследования D.D. Guastello значимые различия по уровню эмоционального интеллекта обнаружены только у родителей (у женщин ЭИ достигает более высокого уровня, чем у мужчин), в то время как у детей таких различий выявлено не было [2].

В исследованиях Ш. Берн указывается на незначительность различий в эмоциональной сфере между лицами мужского и женского пола [3]. Согласно другим исследованиям [4], несмотря на отсутствие различий между юношами и девушками по общему уровню EQ (коэффициента эмоциональности), девушки обнаруживают более высокий уровень по межличностным показателям эмоционального интеллекта (эмоциональности, межличностным отношениям, социальной ответственности). У юношей преобладают внутриличностные показатели (самоутверждение, способность отстаивать свои права), способности к управлению стрессом (стрессоустойчивость, контроль импульсивности) и адаптируемость (определение правдоподобности, решение проблем). Иными словами, девушки более осведомлены об эмоциях, демонстрируют большую эмоциональность, у них складываются более благоприятные межличностные отношения и они действуют с большей социальной ответственностью, чем юноши. Юноши в свою очередь проявляют большее самоуважение, более независимы, лучше справляются со стрессом, лучше решают проблемы, более оптимистично настроены.

При обсуждении половых различий в выражении эмоций следует учитывать, что мужчины в рамках своей традиционной половой роли склонны к «ограничительной эмоциональности» – контролю и минимизации эмоциональной экспрессии [5].

Нами было проведено исследование половых особенностей в сфере эмоционального интеллекта в юношеском возрасте. В исследовании принимали участие 60 человек. Из них 36 девушек и 24 юноши в возрасте с 18 до 22 лет. Экспериментальное исследование студентов проходило на протяжении декабря 2018 года.

Для изучения эмоционального интеллекта использована методика оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ) Н. Холла. Предполагалось, что характер взаимосвязей между структурными компонентами эмоционального интеллекта у девушек и юношей будет различаться.

Опросник EQ Н. Холла также позволяет выявить уровень парциального интеллекта по 5 шкалам: «эмоциональноя осведомленность», «управление своими эмоциями», «самомотивация», «эмпатия», «распознавание эмоций других людей». Учитывая критические значения, по 4 шкалам (эмоциональная осведомленность, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей) значения критерия попали в зону незначимости. Поэтому на 5% уровне значимости можно утверждать об отсутствии различий по данным шкалам между юношами и девушками. Однако значения критерия по шкале «управление своими эмоциями» попало в зону неопределенности, из чего следует, что на 5% уровне значимости можно говорить о различии в управлении своими эмоциями между парнями и девушками, а на уровне в 1% – этого утверждать нельзя. Опираясь на средние значения по данной шкале в выборках юношей и девушек, которые соответственно равны минус 1,6 и 1,3, можно говорить о низком уровне данного парциального интеллекта. Можно предполагать, что девушки лучше контролируют свои эмоции нежели юноши, однако это не говорит об эффективности данного контроля, которая остаётся на низком уровне.

Средние значения по всем 5 шкалам, как у девушек, так и у парней, свидетельствуют о низких показателях выраженности 5 данных эмоциональных проявлений. Исключение составляет среднее значение результатов выборки девушек по шкале «эмпатия», которое составляет 8,31. Данное значение в методике оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ) Н. Холла является крайним минимальным в диапазоне среднего уровня парциального интеллекта (от 8 до 13). В сравнение тот же показатель по выборке парней составляет 2,75.

Обнаруженные различия между выборками девушек и юношей в такой эмоциональной способности как эмпатия значимы более, чем на 1% уровне, или иначе говоря, девушки в большей степени нежели юноши переживают эмпатические реакции, что говорит о более эффективной идентификации первыми себя с чувствами другого человека, которая позволяет таким образом сопереживать или сочувствовать ему.

Список использованных источников:

  1. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц; пер. с нем. – М.: Прогресс, Универс, 1994. – 212с.
  2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии / И. Н. Андреева. – Новополоцк : ПГУ, 2011. – 388с.
  3. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 320 с. – (Серия «Секреты психологии»).
  4. Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Орме. – М: «КСП+», 2003. – 301с.
  5. Люсин, Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Д.В. Люсин, О.О. Марютина, А.С. Степанова // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – С. 129 – 140.