Потребности и потребление населения России

Бусыгина Л.А.,

Кудрявцев В.А.

Поволжский государственный технологический университет,

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

 

Потребности и потребления населения любой страны оказывают решающее значение для развития экономики.

Существенное влияние на формирование материальных и социальных потребностей населения оказывает демографический фактор. Материальные потребности населения разного пола и возраста неодинаковы. Например, потребности взрослого населения в продуктах питания по количеству и по качеству отличаются от потребностей детей. В то же время неодинаково потребление пищи и в группе взрослого населения. На него влияют интенсивность и тяжесть труда. Возрастной состав населения также влияет на формирование потребностей в таких непродовольственных товарах, как одежда и обувь, на их количественный и ассортиментный состав. Значительно различаются потребности в зависимости от пола. Так, калорийность питания мужчин 1 группы интенсивности труда в возрасте 20–40 лет превышает калорийность питания женщин того же возраста, занятых тем же видом деятельности. Неодинакова и структура потребления  непродовольственных товаров мужчинами и женщинами.

На формирование потребностей населения в продуктах питания, непродовольственных товарах (одежде, обуви, предметах быта), а также в структуре и объеме потребляемых услуг значительное влияние оказывает природно-климатический фактор. Климатические условия в регионе, температурный режим и его перепады, повышенная влажность или сухость климата оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья людей, обусловливают соответствующую потребность в расходах на одежду и питание, затраты на отдых, медицинское обслуживание. Например, в условиях холодного климата повышается потребность организма в калорийном питании, растут и расходы населения на приобретение теплой меховой одежды, обуви и т.д. 

Следующим значимым фактором являются различия в формировании потребностей, вызванных особенностями образа жизни населения в городской и сельской местности. Этот фактор, отражая совокупное влияние нескольких разнодействующих тенденций в рациональной организации потребления, в конечном итоге влияет на увеличение размера нормативного потребительского бюджета в регионах с повышенной долей городского населения.

Немалое влияние на формирование потребностей населения оказывает и особенности расселения. Это влияние связано с территориальной дифференциацией организации социально-культурного обслуживания; проявляется в доступности для населения районных и областных центров, основных мест отдыха и туризма; определение совокупных, необходимых транспортных затрат через оценку интенсивности и рациональной структуры поездок. 

Потребление россиян в 2017 году снижалось: большинство граждан настроены на сокращение расходов. С оптимизмом смотрят в будущее лишь 55% опрошенных в 2017 году против 70% в 2013 году.   За четыре года модель поведения российских потребителей сильно изменилась: они настроены на экономию и постоянно ищут товары по более низким ценам, cтали более разборчивы в покупках и обращают меньше внимания на бренды, показало исследование потребительских настроений, проведенное The Boston Consulting Group (BCG) под названием «Российские потребители: что поставлено на карту?».     35% участников опроса подтвердили, что сокращают общий объем потребления, 

50% предпочитает копить, а не тратить. Доля базовых расходов (на еду, транспорт и ЖКХ) в структуре потребления увеличилась незначительно — с 59% до 60% в 2017 году. В ходе исследования BCG опроcила 4000 респондентов по 42 категориям покупок в трех направлениях (продовольственные и непродовольственные товары, услуги). Изменилось не только распределение расходов в отношении разных категорий товаров и услуг, но и подход к покупкам в целом: просто платить за удобство или более качественный сервис россияне в целом уже не готовы, выяснили авторы исследования. Новая поведенческая модель российского потребителя постепенно приближается к модели стран Восточной Европы, констатируют авторы исследования. Потребители предпочитают копить 50% планируют отложить крупные покупки и гораздо реже действуют под влиянием импульса. В то же время потребители перераспределяют расходы в пользу тех категорий, которые связывают с более высоким качеством жизни, — это здоровое питание, детские товары, лекарства, образование, путешествия, и сокращают траты на алкоголь, табачные изделия, готовую/замороженную еду и т.п. Меньше стало тех, которым покупка новых вещей помогает почувствовать себя счастливым: их число сократилось с 60% до 46% в 2013–2017 годах, пишет BCG. Снизилась и ценность брендов: лишь 24% респондентов считают, что товарные марки отражают их ценности. Более позитивно российские потребители относятся к брендам цифровых компаний, электроники и непродовольственных ретейлеров, менее лояльно — к брендам банков, телекомов и товаров для повседневного спроса. Источник: Росстат Смотря с кем сравнивать Россия смотрится позитивно на фоне других развивающихся рынков. У россиян – самый высокий показатель ВВП на душу населения среди стран БРИК — $23 053 в 2016 году. Но по подсчетам BCG, этот показатель ежегодно снижался на 1% в 2011-2016 годах. При этом рост среднедушевых доходов населения в номинальном выражении значительно отстает от темпов инфляции: 6% против 13% в среднем в год в 2013–2016 годы. По подсчетам Всемирного банка, реальные располагаемые доходы россиян сократились на 10% с 2014 года. Тем не менее, россияне стали меньше беспокоится о будущем (снижение на 5 процентных пунктов до 72% в 2017 году по сравнению с 2013 годом), но в то же время снизился их общий оптимизм, зафиксировала BCG. С тезисом «я с оптимизмом смотрю в будущее» в 2017 году согласились лишь 55% опрошенных против 70% в 2013 году. 40% респондентов главной причиной опасений называют риск потери работы и финансовой стабильности, что в целом ближе к модели развитых стран, отмечает BCG. Территориальная дифференциация доходов сохраняется. По подсчетам BCG, по уровню доходов населения российские города отстают от Москвы  в 1,9 раза, сельские районы – в 3,6 раза. По данным Росстата, сейчас среднемесячный доход в Москве составляет 59 100 рублей, в Санкт-Петербурге — 41 400 рублей.

Структура использования денежных доходов населением в части трат на покупку товаров и услуг в первом квартале 2017года оказалась в промежутке между докризисными (2013 года) и кризисными (2015 года) показателями во все месяцы, за исключением января В первом месяце года статистика зафиксировала низкую долю расходов на покупку товаров и услуг — 84,8% — в то время как в 2016 году в том же месяцы на эту статью было направлено 91% доходов, в 2015 году — 91,5%, в 2014 году — 93,7%, а в 2013 году — 92,7%. В этому году более значительная часть средств была направлена на сбережения.
Статистика розничного оборота товаров и услуг показывает постепенное восстановление потребительской активности населения начиная со второго квартала текущего года По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в первом квартале 2017года общий розничный товарооборот в сопоставимых ценах сократился на 1,6%, а по итогам первых пяти месяцев года — только на 0,8% по отношению к соответствующим периодам прошлого года. В апреле и мае 2017 года, по предварительным оценкам Росстата, объем общего розничного товарооборота увеличился на 0,1% и 0,7% к соответствующим показателям прошлого года. При этом обозначенный рост был обеспечен увеличением оборота платных услуг населению и продаж непродовольственных товаров. Так, объем платных услуг увеличился по отношению к показателям 2016 года в январе на 2,7%, сократился в феврале на 2,2% и затем снова вырос на 0,1%, показав, таким образом, прирост по итогам первого квартала на 0,2%. Затем, однако, объем предоставленных населению платных услуг сократился на 0,8% в апреле 2017 года по отношению к апрелю 2016 года и вышел на 100% по отношению к прошлогоднему показателю в мае. С конца первого квартала текущего года началось увеличение оборота продаж по группе непродовольственных товаров: если в январе оборот розницы по этой группе товаров сократился на 0,9%, а в феврале на 1,1% по отношению к прошлогоднему уровню, то в марте и апреле оборот по ним увеличился на 1%, а в мае — на 1,8% .В то же время розничный оборот продовольственных товаров и пока что продолжает сокращаться, хотя и более медленными темпами, чем в 2015-2016 годах: по итогам первого квартала 2017 года он сократился на 3%, а по итогам пяти месяцев года — на 2,1%, выйдя в мае на 100% к прошлогоднему уровню.

Сокращение общего объема розничного оборота товаров и услуг период с октября 2014 года — последнего месяца перед началом экономического спада — составило 19,4%. Максимальное сокращение статистика по-прежнему фиксирует в отношении объема розничной торговли продовольственными товарами (-19,6%). Сопоставимое сокращение наблюдается в отношении непродовольственных товаров (-19,2%). Сокращение оборота в общественном питании составило 15,8%, а в обороте платных услуг — 5,5%.

Изменения, происходящие в структуре использования денежных доходов, свидетельствуют о небольшом снижении сберегательной активности населения. Несмотря на то, что в январе текущего года россияне вели себя более осторожно, чем в прошлом году (статистика зафиксировала приток сбережений в объеме 3,1% денежных доходов, в то время как в 2016 году наблюдался отток в объеме 4,6% доходов), в следующие месяцы показатели оказались ниже прошлогодних: в феврале на сбережения было направлено 11,4% доходов (в 2016 году — 15,1%), в марте — 8,1% (в 2016 году — 12,3%), в апреле — 7,5% (в 2016 году — 15,0%), а в мае — 6,3% (в 2016 году —9,8%, В среднем доля денежных доходов, направленных на сбережения, по итогам первых пяти месяцев 2017 года составила 7,4% от совокупного объема денежных доходов населения, что на 3 п.п. ниже прошлогоднего уровня. Такая динамика показателей складывается вследствие ослабления стратегии формирования дополнительных сбережений в условиях экономической неопределенности в одних группах населения и исчерпании сберегательных возможностей — в других.

Исходя из анализа потребностей и потребления населения России можно сделать вывод:

  1. В период спада потребление уменьшилось, т.к. наблюдается снижение доходов;
  2. Территориальная дифференциация доходов сохраняется;
  3. Рост номинального дохода отстает от инфляции;
  4. Российские потребители настроены на экономию и предпочитают товары по более низким ценам;
  5. На формирование материальных и социальных потребностей человека зависит от следующих факторов: демографический, климатический, образом жизни людей, а также особенность расселения населения.

Список литературы:

  1. Система экономико-математических моделей для анализа и прогноза уровня жизни / Под ред. Н.П.Федоренко, Н.М. Римашевской. – М.: Наука, 1986.
  2. Кравченко Е. В режиме экономии: каждый третий россиянин сокращает расходы // Журнал: Forbes [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.forbes.ru/biznes/353529-v-rezhime-ekonomii-kazhdyy-tretiy-ros...
  3. Население России в 2017 году: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ ВШЭ. Июль 2017 / под ред. Л.Н. Овчаровой. – М.: НИУ ВШЭ. 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://isp.hse.ru/data/2017/08/01/1173714612/01_2017_Июль_Мониторинг_ВШЭ_finz.pdf