Практическое использование знаний о психологических особенностях людей с ограниченными возможностями здоровья на примере социального проекта «Мы рядом»

Домрачева Л.Ф.

ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий»

Республика Марий Эл, г. Йошкар -Ола

В повседневной жизни человек каждый день находится в опасности перед изменяющимися условиями, которые прямым образом влияют на здоровье и трудоспособность. Сама по себе человеческая жизнь очень хрупка и любые изменения каких-либо обстоятельств могут привести к инвалидности. История развития проблемы инвалидности развивалась на протяжении времени, она прошла путь от неприятия инвалидов, изоляции, уничтожения до интеграции лиц с физическими и психологическими дефектами.

В отечественной психологии существует подход в виде триады «инвалид – общество – государство» [1].  В качестве главных ограничителей человека с инвалидностью выступают деформация связи с миром, ограничение мобильности, ограничение контакта с миром и недоступность культурных ценностей. Люди с ОВЗ могут быть такими же талантливыми, как и люди, не имеющие ограничений. При этом неравенство социальных возможностей с обычными людьми мешает им узнать себя, развить свои способности, показывать своё творчество другим и зарабатывать деньги.

Сегодня общество претерпевает масштабные реформы, обусловленные необходимостью обеспечения социализацией, мотивацией, образованием и трудоустройством людей с инвалидностью и лиц с ОВЗ. Социальный и психологический подход к людям с инвалидностью должен предусматривать восприятие инвалидов как равноправных членов общества, но имеющих особые нужды, которое общество должно удовлетворять. Человек с инвалидностью – это не только пассивный объект социальной помощи, но и субъект, способный организовывать свое время и свои возможности. С данной целью реализована идея проведение конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс». Главным итогам движения «Абилимпикс» является повышение социальной включенности инвалидов в жизнь общества, их адаптация и взаимодействие. Российская Федерация 2014 году присоединилась к движению «Абилимпикс». В 2017 году Республика Марий Эл впервые участвовала в I региональном Чемпионате.

В сентябре 2017 года Управление по физической культуре, спорту и молодёжной политике администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» объявило конкурс социальных проектов по развитию молодёжной политики в городском округе. Команда работников ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий» одержала победу и выиграла гранд в номинации «развитие волонтёрской деятельности социальной направленности» - «Мы рядом», направленный на обучение волонтеров к данному Чемпионату на базе техникума. Особенностью этого Чемпионата является подготовка волонтёров для сопровождения участников конкурса, проведение деловой программы, профориентационных мероприятий и культурно-массовой программы, что являлось главной целью проекта.

В качестве основной задачи подготовки и обучения волонтеров для регионального Чемпионата «Абилимпикс» выступало стремление сформировать у студентов достаточный жизненный опыт, знания психологии и педагогики, умения работать с людьми с инвалидностью и лиц с ОВЗ.

При сопровождении людей с инвалидностью учитывалась специфика их ограничений жизнедеятельности. В качестве основной задачи волонтера выступала правильно организованная встреча участников Чемпионата, основанная на обеспечении психологического комфорта и доверия. На этапе знакомства волонтеру важно установить контакт с человеком с инвалидностью через представление себя, открытость и доступное изложение программы мероприятия и правильное сопровождение участника до его места работы.

В ходе работы волонтеру необходимо следовать определенным правилам. Одним из них является: «Необходимо спросить насколько нужна ваша помощь человеку с инвалидностью, прежде чем начать оказать ее?». Обычно, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность. Самое худшее, что можно сделать для инвалида, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой». Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт [2].

При всем этом, контактируя с больным человеком, важно не допустить оплошность по невниманию и не поставить его и себя в неловкое положение. Если человек с ограниченными возможностями что-то умеет делать сам, то не следует предлагать ему помощь.

Дело в том, что жизнь человека, прикованного к инвалидному креслу, никогда не наладится, если близкие не смирятся с этим фактом и не отнесутся к нему спокойно. Причитания и слезы в данном случае только расстраивают человека. Ему, напротив, требуется мужество, чтобы бороться с болезнью. И лучшей тактикой тех, кто находится рядом, будет не жалость, а вера в его силы и спокойствие. Невозможно бороться с недугом, если человек находится во взвинченном состоянии. Спокойствие – это платформа, на которой будут строиться все достижения.

Человек устроен так, что какие бы недостатки он не имел, он всегда хочет чувствовать себя наравне с другими людьми. В особенности это касается инвалидов.

При общении на Чемпионате «Абилимпикс» с человеком в инвалидной коляске, волонтеру было важно установить контакт глазами, чтобы они находились на одном уровне. Необходимо помнить, что инвалидная коляска – неприкосновенное пространство человека. Как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

При общении с инвалидами по зрению, также необходимо было придерживаться определенных правилам:

  1. Предлагая свою помощь, необходимо направлять человека, не стискивая его руку, идти так, как обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
  2. Необходимо описывать кратко, где он находится.
  3. Всегда обращаться непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
  4. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь [3].

При общении с людьми с нарушением слуха существует несколько способов общения с людьми, которые плохо слышат:

  1. Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать.
  2. Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.
  3. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.
  4. Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник [3].

И если люди с инвалидностью по слуху чаще отказывались от помощи на Чемпионате «Абилимпикс», то по зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата принимали ее.

Для реализации проекта были вовлечены в волонтерскую деятельность студенты, обучающиеся по направлению «Социальная работа». Для проведения обучающих семинаров были привлечены представители Марийской республиканской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», молодежного интеграционного клуба «Знак равенства», Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» и Марийское Региональное Отделение Общероссийской Общественной Организации Инвалидов «Всероссийское Общество Глухих».

Таким образом, знания психологии социальной работы и специфики ограничений жизнедеятельности поможет будущим специалистам по социальной работе правильно организовать работу людей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Авдулова, Т. П. Возрастная психология: учебное пособие / [Т. П. Авдулова и др.]. – Москва: Академия, 2014. – 329 с.
  2. Ахметгалеев, Э.Д. Студенческое волонтерское движение как фактор социального сопровождения подготовки конкурентоспособного специалиста в едином образовательном пространстве - Казань: ИПП ПО РАО, 2007. - С.87-92.
  3. Нужны ли России волонтеры: проблему исследовал краснодарский краевой фонд «Социум-регион» // Радио Свобода: (сайт). URL: http://www.svobodanews.ru/content/transcript/2273033.html (дата обращения: 01.02.2018 г).