ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БРАЧНЫХ ЭКСПЕКТАЦИЯХ И ГОТОВНОСТЬ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В ВОЗРАСТЕ 16-20 ЛЕТ

Глеб В.Н.

ГГУ им. Ф.Скорины, 4 курс

Республика Беларусь, г. Гомель

 

Проблема готовности к семейной жизни молодых людей является достаточно острой для современного белорусского общества. По данным статистики в 2017 году в РБ было зарегистрировано 66,2 тыс. браков и 32 тыс. разводов, в 2016 году – 64,5 тыс. браков и 32,6 тыс. разводов [1].

Брачные экспектации – это системообразующее звено брачных отношений, которое представляет собой проекции конкретизированных брачных потребностей супругов на поведение друг друга [2, с. 73]. Ярким примером брачных экспектаций, которые представлены, в совершенной модальности, являются «семейные сценарии». Они, зачастую, не осознаются людьми, но при этом могут играть значительную важность в развитии семейных отношений.

Подготовка молодых людей к семейной жизни предполагает комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с помощью средств культуры и массовой информации, которые приводят к осознанию особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитию определённых чувств, формированию представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, которые связаны с готовностью к браку и семейной жизни [3, с. 99].

Различным аспектам проблемы подготовки молодежи к семейной жизни посвящены труды современных ученых педагогов и психологов (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Л.А. Коростылева, Г. Навайтис, И. Панков, Л. Панкова, В.Я. Слепов, В.А. Сысенко, Т.А. Гурко, В.И. Зацепин, В.А. Ильин, Е.П. Ильина, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис, В.С. Торохтий, Л.Б. Шнейдер).

Молодежь – это наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности (от лат. tolerantia – терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры [4, с. 170].

В данном исследовании будут изучаться студенты высшего учебного заведения, потому что для них этот вопрос наиболее актуален.

Объект исследования: представления о брачных экспектациях и готовность к семейной жизни.

Предмет исследования: представления о брачных экспектациях и готовность к семейной жизни у молодых людей в возрасте 16-20 лет.

Цель исследования: определить характер взаимосвязи представлений о брачных экспектациях и готовности к семейной жизни у молодых людей в возрасте 16-20 лет.

Для изучения данной темы было проведено исследование на базе Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины; СШ №59 и №26.

В исследовании приняли участие 120 человек: из них 60 студентов ГГУ им. Ф. Скорины, в возрасте от 19 до 21 года (20 человек факультета психологии и педагогики, 20 человек филологического факультета и 20 человек факультета физической культуры) и 60 учащихся 10 и 11 классов:  из них 30 учащихся ( 15 девочек и 15 мальчиков) 10 класса школы №59 и 30 учащихся ( 15 девочек и 15 мальчиков) 11 класса школы №26.

Психодиагностическим инструментарием послужили: опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» В.Н. Волковой; «Тест-карта оценки готовности к семейной жизни» И.Ф. Юнда.

Проведение эмпирического исследования показало значимость и актуальность исследования ролевых ожиданий и притязаний, т.к. вся современная семья строится на произвольном распределении обязанностей и очень важно оптимально распределить их между супругами в соответствии с желаниями, возможностями каждого из супругов, чтобы выполнение их не стало тягчайшей каторгой.

В результате проведенного исследования супружеских экспектаций, по методике «Ролевые ожидания и притязания в браке» В.Н. Волкова, между студентами и старшеклассниками были выявлены следующие различия: девушки-студентки, так же, как и юноши-студенты, имеют чётко сформированные представления о своём будущем супруге или будущей супруге, в отличие от девушек и юношей старшеклассников. Для них является важным внешний облик избранника или избранницы и родительско-воспитательная функция брака. Также девушки хотели бы, чтобы будущий супруг выполнял эмоционально-терапевтическую функцию брака и проявлял социальную активность. А для юношей является важным, что избранница была хорошей хозяйкой и занималась домашними делами. Высокие результаты также были получены и по шкале личностная идентификация. Самые низкие результаты как у девушек-студенток, так и у юношей-студентов были показаны по шкале интимно-сексуальная. Это может означать то, что испытуемые не связывают сексуальную функцию с супружеской жизнью.

Исходя из полученных результатов старшеклассников можно сделать вывод о том, что девушки-старшеклассницы, так же, как и юноши-старшеклассники, имеют плохо сформированные представления о своём будущем супруге или будущей супруге, т.к. баллы по шкалам находятся на примерно одинаковом уровне.

Анализ результатов, по методике «Тест-карта оценки готовности к семейной жизни» И.Ф. Юнда, позволил выявить различия между студентами и старшеклассниками, которые проявляется в том, что большинство юношей-студентов (77%) и девушек-студенток (70%) имеют удовлетворительный уровень готовности к семейной жизни, следовательно, студенты имеют достаточные представления о браке и семье, но еще не полностью готовы к семейной жизни. Достаточная готовность к семейной жизни наблюдается у 30% девушек и у 23% юношей, что говорит о высокой степени осознанности молодыми людьми особенностей брачно-семейных отношений, а у старшеклассников она отсутствует. Недостаточная подготовленность к семейной жизни не была выявлена, т.е. среди девушек-студенток и юношей-студентов отсутствуют те испытуемые, которые были не готовы к созданию семьи, в отличие от девушек-старшеклассниц (80%) и юношей-старшеклассников (20%), которые являются более недостаточно готовыми к семейной жизни.

Таким образом, общий уровень готовности к семейной жизни у учащихся ниже, чем у студентов. Большинство студентов уже имеют представления и экспектации в отношении будущей супружеской жизни. У старшеклассников очевидно наблюдается слабодифференцированное представление о супружеских ролях и супружеских экспектациях. Данный факт подчеркивает необходимость целенаправленной психолого-педагогической работы по подготовке молодежи к семейной жизни.

Готовность молодых людей к семейной жизни определяется ее социально-психологическими характеристиками, школой первой любви, психолого-педагогическими и правовыми знаниями, а также многочисленными практическими умениями и навыками. Только при соблюдении данных условии можно рассчитывать на серьезное отношение молодёжи к решению вопроса о вступлении в брак, их умение не только сохранить созданную семью, но и быть в ней счастливым и сделать счастливыми своего партнёра [5, с. 11].

Литература

  1. Браки, разводы и общие коэффициенты брачности и разводимости [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/. – Дата доступа: 14. 04. 2018.

2. Хухлаева, О. В. «Психология развития: молодость, зрелость, старость»: учеб. пособ. для студ. вузов.- 3-е изд., стер. / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2006. – 204 с.

3. Алешина, Ю. Е., Социально-психологические методы исследования супружеских отношений / Ю.Е. Алешина - М.: Просвещение, 2007. – 240 с.

4. Зудилина, И. Ю. Формирование психологической готовности студентов к брачным отношениям /И.Ю. Зудилина. – Москва: Наука, 2008. – 320 с.

5. Ковалева,  О. Ф. О готовности студенческой молодежи к семейной жизни и родительству // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2009. – №. 7. – С. 10-14.