Проблема профессиональной компетенции выпускников

Садретдинов Р.А.,

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России,

Российская Федерация, г. Астрахань

 

Текущая динамика рынка образовательных услуг населения указывает на все более новые и современные требования к организационному процессу и последующей реализации учебно-методической деятельности, которая обязана базироваться на сверхновых технологиях. Данные технологии дают возможность получить качественные и проверенные знания теоретической базы, а также перечень практических навыков, необходимых для успешной реализации профессиональной деятельности в будущем.

В современной науке понятие «профессиональная готовность» связывается с профессиональным обучением и отражает процесс овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности [2, С. 383].

Современные образовательные учреждения диктуют создание программ, которые позволили бы укрепить множественные связи организаций, представленных работодателями и компетенциями молодых специалистов, покидающих стены учебных заведений. Весьма актуальным является создание  маршрута с множеством траекторий, конечной точкой которых является получение высоких профессиональных квалификаций. Для этого вузам и сузам необходима система обратной связи с организациями потенциальных работодателей.

С учетом динамично развивающейся экономической ситуации в нашей стране сеть подобных связей пока слабо централизована и подвергается каждодневным колебаниям. Мониторинг данной ситуации и составляет одну из глобальных проблем.

Работодатели постоянно диктуют со своей стороны субъективные требования к молодым специалистам, которые порой пересекаются с интересами общества и приобретают черты объективного характера. Данные аспект актуален для современных университетов классического плана, задача которых заключается не только в поставке высококвалифицированных специалистов, но и вклад в поддержании хрупкого баланса интересов всего общества. Это отражает цивилизационную сторону образовательного процесса, способствуя общественному прогрессу в науке, культуре и многих других сферах жизни.

Роль образовательных учреждений инновационного плана заключается и в соблюдении пропорций между квалификационными уровнями, формой обучения, коммерческой составляющей, направлениями подготовки научного, экономического и гуманитарного плана.

Российский рынок образовательных услуг пестрит широким спектром образовательных товаров, которые дифференцируются по методологиям, формам, срокам обучения. При этом, к сожалению, присутствует огромный разрыв между реальным уровнем подготовки современных выпускников с их компетентностью профессионального характера и требованиями организаций и работодателей к квалификационной ступени потенциальных сотрудников.

Процесс становления профессионала – это сложный многоуровневый процесс, который характеризуется неравномерностью и гетерохронностью [1, С. 39].

Качество образовательных услуг и проблемы его повышения напрямую связаны со стратегическим партнерством организаций и высших/средних учебных заведений, цель которого – формирование профессиональных компетенций высочайшего уровня. Актуальны рекомендации по укреплению данного партнерства, которые должны активно применяться на практике.

Несмотря на это перед работодателями сохраняется острый вопрос поиска квалифицированных специалистов, а также их удержания. Однако сделать это в нынешней ситуации крайней сложно: рынок кадров явно «перегрет», и руководители открыто сетуют на то, что они зачастую вынуждены «переплачивать» своим сотрудникам, чтобы их удержать, несмотря на уровень квалификации, и профессиональной подготовки.

Немаловажную роль играет мотивационный компонент, поскольку знание, что мотивирует, а что лишает мотивации молодого специалиста, является ключом к эффективной работе. Только полная удовлетворенность работой толкает сотрудников брать на себя  дополнительную ответственность.

Атмосфера в коллективе, в который приходит молодой специалист, весьма динамична и для полноты ее оценки необходимы опросы сотрудников. Это приобретает характер обратной связи в форме конкретных данных и предложений, которые после полноценного анализа, возможно, будут реализованы в жизнь. На плечи руководителя ложится бремя отслеживания ситуации с мотивацией сотрудников, а также оперативный ответ на возникающие вопросы.

Список литературы

1. Володина К.А. Особенности профессионального обучения студентов-психологов // Современная психология: материалы II Международной научной конференции. Пермь. 2014. С. 39-41.

2. Шанц Е.А. Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система // Теория и практика образования в современном мире: материалы Международной научной конференции. Санкт-Петербург. 2012. С. 383-386.