Профессионально-психологическая подготовка юристов на этапе обучения в вузе

Вертягина Е.А.,

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия»,

Российская Федерация, г. Саратов

 

Процесс профессионального становления личности индивидуально своеобразен и неповторим. Он включает последовательное прохождение работником четырех основных стадий: 1) формирование профессиональных намерений, 2) профессиональное обучение, 3) профессиональная адаптация, 4) частичная или полная реализация личности в профессиональной деятельности. Знание и учет качественных особенностей и закономерностей каждой стадии позволяют значительно оптимизировать динамику и результаты профессионального становления юриста.

В период обучения в юридическом вузе для успешной профессиональной адаптации к работе и результативному выполнению профессиональных задач первостепенное значение имеет приобретение будущими юристами профессиональных знаний, умений и навыков, а также повышение их психологической готовности к профессиональной деятельности юриста.

Курс юридической психологии дает студентам лишь некоторые психологические знания, необходимые при осуществлении профессиональной деятельности юриста. Следует рекомендовать на основе специально разработанных учебных программ систематическое проведение психологических тренингов, ролевых и деловых игр, которые способствовали бы формированию у будущих юристов навыков саморегуляции психических состояний, повышению коммуникативной компетентности, в частности, отработке конкретных приемов разрешения конфликтов, установления психологического контакта, выбора способа психического воздействия, а также формированию личностной заинтересованности молодого специалиста в самопознании и формировании положительных качеств.

Во многом такому профессионально-психологическому развитию личности юриста способствует обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации «юридический психолог», которое позволяет обучающимся не только получить обширные теоретические знания и практические умения по различным отраслям современной юридической психологии, но и сформировать навыки саморегуляции психических состояний, проявить личностную заинтересованность в самопознании и развитии профессионально значимых качеств, овладеть способами обобщения имеющейся информации о психической сфере личности с целью диагностики, коррекции и регуляции поведения человека в правовом поле, приемами систематизации и сопоставления психологических и юридических знаний для обеспечения эффективной работы в правоохранительных органах.

Особую актуальность на стадии профессионального обучения приобретает формирование правосознания юриста. Именно современное, цивилизованное правосознание молодых юристов во многом определяет успешность их профессионального становления, играет определяющую роль в осознании целей и задач профессиональной деятельности и ее мотивации. Профессиональное правосознание юристов – это совокупность их правовых взглядов и представлений, выражающих понимание правовой действительности, знание конкретных правовых норм, отношение к ним и событиям в сфере правопорядка. Исследованиями установлено, что правосознание сотрудников правоохранительных органов качественно отличается от правосознания рядовых граждан, имея особенности, связанные с профессиональной деятельностью; характеризуется систематичностью, полнотой, детальностью, зрелостью, глубокой осознанностью и убеждённостью [4]. Оно формируется в процессе познания правовой системы общества, сущности и роли права; изучения различных юридических дисциплин; практической деятельности по реализации права. Таким образом, для повышения качества профессиональной подготовки юристов требуются усовершенствование организации и содержания правового воспитания как основного средства повышения уровня правосознания, его приведение в соответствии с профессиональными требованиями, предъявляемыми к молодым специалистам. Цель правового воспитания – формирование уважения к праву, закону, которое должно опираться на стойкие правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, привитие навыков правомерного и социально активного поведения личности в правовой сфере [6].

Поддерживая позицию Г.Х. Ефремовой о «единстве влияния социально-правовой практики и правовоспитательной работы» [3, с. 236], отметим, что наряду с приобретением профессиональных знаний, умений и навыков на традиционных лекциях, семинарах и практических занятиях особое значение для формирования профессионального правосознания будущих сотрудников правоохранительных органов имеют учебная, производственная и преддипломная практика, работа студентов в юридических клиниках и общественными помощниками прокуроров и следователей.

Идея общественно-полезной непрерывной производственной личностно-формирующей практики нашла организационное воплощение в создании в ряде юридических вузов так называемых юридических клиник как неотъемлемой составляющей образовательного процесса. Как отмечает А.Г. Артемова, такая форма в большей степени отвечает возрастным особенностям студентов, воспринимается ими и практическими органами как деловая организация, а достигаемые результаты как реально профессиональные, что уже повышает её психолого-педагогическое влияние на будущих молодых специалистов [1, с. 145]. Главным результатом подобной практики являются положительные профессионально личностные изменения, особенно заметные у обучающихся, активно участвовавших в ней в течение нескольких курсов: проявились зрелость правосознания и активная гражданская позиция; появилось более глубокое и реалистичное понимание предстоящей профессиональной деятельности; возросло понимание требований профессии юриста к их профессионализму; сложилась более реальная картина состояния правовой сферы; преодолены узкие представления о праве и правоохранительной деятельности как карательных инструментах власти и глубоко понято их гуманное предназначение; повысился уровень профессиональной самооценки, осознание сложности выбранной профессии и стремление к успешному овладению ею.

Последовательное включение студентов-практикантов в решение реальных правоохранительных и правозащитных задач обеспечивает непрерывность и последовательность обучающих, воспитывающих и развивающих влияний на личность будущего юриста, способствует целенаправленному развитию профессионально-значимых качеств, овладению навыками и умениями, углублению и расширению профессиональных взглядов и убеждений молодых специалистов, стимулирует их постоянную творческую активность и самостоятельность.

Необходимо отдельно отметить важность и необходимость более широкого применения в данный период профессионального становления личности юриста института общественных помощников. Основное направление деятельности общественных помощников – это оказание помощи работникам правоохраны в предупреждении правонарушений, выявлении и устранении порождающих их причин, проведении профилактической и воспитательной работы с лицами, нарушившими закон. Общественными помощниками могут быть граждане Российской Федерации, достигшие совершеннолетия, добровольно изъявившие желание участвовать в работе правоохранительных органов на общественных началах, ранее не привлекавшиеся к уголовной и административной ответственности, положительно характеризующиеся по месту основной работы или учёбы.

Работа общественным помощником позволяет студенту-юристу взвесить свои силы, на практике узнать все трудности, экстремальность работы в правоохранительных органах; обеспечивает тщательную допрофессиональную подготовку, информирование молодых специалистов об особенностях работы, формирование осознанного желания работать именно в юридической сфере [2].

Профессиональное становление личности – продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в професии и самоактуализация своего потенцила для достижения вершин профессионализма [5]. В период обучения в вузе как важном этапе профессионального становления личности огромное значение имеет приобретение будущими юристами профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионального правового сознания, повышение их психологической готовности к работе в правоохранительных органах. Подчеркнем актуальность и необходимость таких направлений активности обучающихся, как: 1) работа в юридической клинике; 2) работа общественными помощниками; 3) обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации «юридический психолог».

Список литературы

  1. Артемова А.Г. Проблема совершенствования общего и профессионального становления личности студентов юридических вузов // Актуальные проблемы совершенствования работы с кадрами правоохранительных органов. - М., 2004. - С. 143-150.
  2. Вертягина Е.А. Профессиональное становление личности следователя // Юридическая психология: сб. науч. тр. Вып. 5 / под науч. ред. О.Д. Ситковской; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2019. – 236 с. - С. 36-52.
  3. Ефремова Г.Х. Психологические проблемы правосознания и правового воспитания // Криминологические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания: Материалы Международной научно-практической конференции. – Брянск, 2003. –С. 236.
  4. Ефремова Г.Х. Становление и развитие психолого-правовых исследований правосознания // Актуальные проблемы правосознания в современной России. Сборник научных трудов. Часть I. / Под ред. докт. юрид. наук Г.Х. Ефремовой. – М., 2005. – С.5-21.
  5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический Проект, 2003.
  6. Раднаева Э.Л., Лихатина А.Л. Правосознание будущих юристов как фактор профессионального становления // Актуальные проблемы правосознания в современной России. Сборник научных трудов. Часть II. / Под ред. докт. юрид. наук Г.Х. Ефремовой. – М., 2005. – С. 69-70.