Проскурина В.И. Диагностика коммуникативной сферы старших дошкольников.

Проскурина В.И.

«Пензенский педагогический институт им. В.Г. Белинского»,

Российская Федерация, г. Пенза

 

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Потребность в общении с окружающими - одна из важнейших социальных потребностей человека. Исследования Л.И. Божович, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина и других психологов убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры общения с самого раннего возраста.

Процесс организации общения ребенка с окружающими людьми является одним из приоритетных направлений в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Множество негативных явлений, наблюдаемых в детской среде (агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность), зарождается именно в раннем возрасте, когда ребенок вступает в свои первые социальные отношения. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, можно надеяться, что он и в будущем будет нормально чувствовать себя среди людей.

Социальная ситуация развития дошкольника характеризуется существенным расширением спектра межличностных отношений, которые на предшествующем этапе развития - раннем возрасте - сводились преимущественно к узкому семейному кругу. Дошкольник начинает активно осваивать сферу общения и взаимодействия со сверстниками в процессе совместной деятельности, а поступив в дошкольное учреждение, включается и во взаимоотношения с воспитателем как социальным взрослым, предъявляющим особые, новые для ребенка требования. Вот почему необходима своевременная диагностика коммуникативной сферы детей уже на этапе дошкольного возраста, а также разработка развивающих программ и проведение психокоррекционных занятий по повышению уровня развития коммуникативной навыков и организаторских умений в совместной деятельности детей.

На сегодняшний день недостаточно исследований по определению технологии формирования культуры общения у дошкольников. Исследования по этой проблеме должны учитывать резервные возможности данной возрастной группы, разрабатывать диагностический инструментарий, позволяющий оценить уровень сформированности культуры и навыков общения у детей дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования обнаруживает противоречие между социально назревшей потребностью интенсификации процесса развития коммуникативной сферы у дошкольников и отсутствием специальных исследований и научно обоснованных рекомендаций в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования.

Проведенное нами исследование было направлено на изучение связи показателей коммуникативных навыков и организаторских умений детей дошкольного возраста.

В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Выборка была сформирована из двух подготовительных групп МДОУ № 103 г. Пензы. Обе группы стабильные по своему составу - из 44 человек 39 посещают детский сад третий год. В ходе диагностического эксперимента были использованы такие методики, как «Изучение коммуникативных навыков», методика «Изучение навыков культуры общения», методика «Изучение организаторских умений детей в совместной деятельности».

По условиям методики «Изучение коммуникативных навыков» дети объединяются в пары. Им дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала нужно договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Им дают один набор карандашей, предупреждая, что ими нужно делиться. Анализ деятельности детей осуществляется по отдельным показателям сформированности коммуникативных навыков.

Обработка результатов проводилась в форме анализа того, как протекало взаимодействие детей в ходе выполнения задания. Контроль по ходу выполнения деятельности осуществлялся следующим образом: один ребенок разукрашивал, а другой повторял за ним. Наблюдение показало, что дети с трудом умеют договариваться, приходить к общему решению. Было отмечено, что зачастую дети не могут адекватно оценить результат своей деятельности и деятельности партнера. Не все дети были направлены на помощь своим партнерам. Результаты по этой методике получились следующие: 34% дошкольников показали низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, 57% - средний уровень и 9% - высокий.

Анализ особенностей общения детей со сверстниками проводился в течение трех недель и показал следующее. Культура приветствий у большинства детей сформирована: дети здороваются со старшими, обычно громко и внятно. Друг друга тоже приветствуют, но иногда не адресно, а ограничиваются общим приветствием. Ритуал прощания разный, дифференцированный по степени привязанности детей друг к другу.

Обращает на себя внимание низкая культура диалога. Очень часто дети не дослушивают партнера по общению, перебивают друг друга и взрослых. В ситуации конфликта многие проявляют аффективно-экспрессивные средства - возмущаются, кричат.

Помогают друг другу часто и, по большей мере, охотно, однако чаще по просьбе или после напоминания взрослого.

Таким образом, результаты наблюдения за детьми свидетельствуют о частичной сформированности навыков культуры общения.

Наблюдая за поведением детей в совместной деятельности, мы отметили следующие моменты. Цель своей деятельности дети зачастую не осознают, играть начинают спонтанно, содержание игры практически не обговаривают, лишь некоторые мелкие детали и очень кратко. Средства для осуществления игры выбирают по ходу. В конце игры обычно довольны результатом независимо от того, получилась ли у них продуктивная игра. Результат игры не анализируют и не обсуждают. При этом многие дети пытаются обозначить свой вклад в результат совместной деятельности. По окончании игры уже не помнят, с чего начали и о чем договаривались.

У большинства детей новые игры и новый вид деятельности вызывают некоторую опаску, боязнь не справится с заданием, ролью. Немногие из них не боятся взяться за новое дело. Детей, проявляющих инициативу в игре, - меньшая часть.

Результаты многократных и систематических наблюдений за детьми в разных видах деятельности фиксировались в Карте проявления инициативности (организаторских умений). Диагностические данные свидетельствуют о том. Что 32% детей имеют низкий уровень организации деятельности, 52% - средний уровень и лишь у 16% продиагностирован высокий уровень организаторских умений.

Для проверки наличия корреляционной связи между показателями коммуникативных навыков и организаторских умений был использован коэффициент линейной корреляции r-Браве-Пирсона. Между исследуемыми показателями была обнаружена значимая корреляционная связь, при которой чем выше уровень коммуникативных навыков, тем выше уровень организационных умений детей.

Полученные диагностические данные свидетельствуют о необходимости разработки развивающих и образовательных программ с учетом взаимосвязи и взаимовлияния таких показателей развития, как уровень развития культуры общения, показателей организаторских умений и коммуникативных навыков. Детей следует учить планировать содержание деятельности, выбирать средства для осуществления игры до ее начала и оценивать результат игры. Для формирования инициативных и самостоятельных действий в совместной деятельности следует предоставлять детям возможность выбора, создавать ситуации выбора, учить их действовать в ситуациях неопределенности, в ситуациях, где результат деятельности никем не гарантируется, а зависит от их инициативы и самостоятельности.

Полученные диагностические данные могут быть использованы в диагностической и коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Евгения Бирюкова
Диагностика

Извиняюсь,не очень поняла-откуда взяты методики? Если авторские, то где можно с ними познакомиться поближе?

Тема заблокирована