ПРОЯВЛЕНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - ОДНА ИЗ ЧАСТЫХ ПРОБЛЕМ В СРЕДЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Заболотских.О.П.

“ФГБОУ ПО Марийский государственный университет”,

Республика Марий Эл, Йошкар-Ола

 

В настоящее время в век компьютеризации и технологий растет число проблемных детей, у которых наблюдаются отклонения в поведении. Среди них встречается большое количество агрессивных детей. Отчасти связано это с тем, что дети, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, стали меньше общаться со взрослыми, со сверстниками. Поэтому современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других, а ведь общение в значительной, степени обогащает чувственную сферу. Следовательно, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень актуальна и важна. Особенно это обусловлено тем, что для агрессивных детей характерно несовершенство эмоциональной сферы.

Полное отсутствие агрессивности, - скорее всего крупный недостаток, чем достоинство. Агрессивность необходима для нормального развития ребенка, иначе он не мог бы ни познавать окружающий мир, ни защищаться, ни конкурировать с другими людьми. Длительное подавление агрессии может привести к неврозу или к тому, что однажды она вырвется наружу с эффектом распрямившейся пружины. Поэтому необходимо искать пути, которые позволят научить детей контролировать свои действия, управлять своими эмоциями, агрессивными действиями. И это задача взрослого, он на своем примере должен показать приемлемые способы выражения эмоций, чувств, способы выхода из конфликтных ситуаций.

Сегодня над проблемами агрессивного поведения работают Спиваковская А.С., Фурманов И.А., Л. Берковец, Р. Кэмпбелл и др. Ученые предлагают разнообразные методы коррекции агрессивности: игротерапию (Спиваковская А.С., Захаров А.И.), арттерапию, сказкотерапию (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, И.А. Вачков), психогимнастику (М.Л. Чистякова), музыкальную психотерапию.

Одна из частых проблем в среде детского коллектива – проявление агрессивности. Те или иные формы ее характерны для большинства дошкольников. Но если с усвоением правил и норм поведения у многих из них эти непосредственные проявления агрессивности уступают место просоциальным формам, то у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Вот почему вполне понятен научный интерес к этой проблеме. В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов.

У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, влияющих на проявление высокого уровня агрессивности. У детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень понимания и переживания эмоций, детям трудно передать свое эмоциональное состояние адекватным способом, с помощью мимики и пантомимики, они не могут планировать и контролировать свои действия, Следует помнить, что психические функции у детей с ЗПР отличаются от нормы и по качественным характеристикам и по уровню их развития.

Исследования ученых показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только внешним поведением, но и психологической характеристикой. Изучить эти характеристики чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.

Несмотря на то, что ученые выделяют разные виды детской агрессивности, есть особенности, которые присущи агрессивному ребенку. Он часто ощущает себя отвержен­ным, никому не нужным. Н.Л. Кряжева описывает агрессивных детей: «Агрессивный ре­бенок, используя любую возможность... стремиться разозлить маму, воспитателя, сверст­ников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку». Кроме того, агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, лю­бят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других детей. Такие дети часто не мо­гут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в других страх и беспокойство. Им, напротив кажется, что мир хочет обидеть их. Эмоциональный мир аг­рессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, ко­личество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это за­щитные реакции. Также дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Таким образом, существует масса причин, которые приводят к агрессивному пове­дению детей: влияние группы, негативное поведение родителей по отношению к детям, эгоцентризм ребенка и т.п. Исследования ученых показывают, что агрессивные проявле­ния детей с ЗПР наблюдаются с раннего возраста. Со временем они изменяют свою направлен­ность, имеют другую форму проявления в зависимости от возраста ребенка, конкретной ситуации.

Список литературы

1.Морова Н.С., Заболотских О.П. Повышение родительской компетентности в  социальном воспитании детей с отклонениями в развитии  /  Н.С.Морова,  О.П. Заболотских // Науч-мет.журнал  РАО  РФ «Социальная педагогика в России». - 2016. №3. С.17-21 с.

2.Смирнова, Е.О. Психологические особенности и вариантности детской агрессивности. /  Е.О. Смирнова, Г.К. Хузеева http.://www.kid.ru