ПРОЯВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ

Фурзикова Т.В.

ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет", студент 1 курса

Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола

Природа человеческих способностей волновала мыслителей уже в античности.

Они интересовались не только сущностью способностей, их обусловленностью биологическими и социальными факторами, но и проблемами общих и специальных способностей. Хотя проблема развития способностей еще не имела такой социальной значимости. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В современном обществе ситуация коренным образом меняется. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.  В наши дни, доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины. Становиться очевидным, что способности человека, особенно творческие, следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат деятельности людей. [5, с. 58]

«Творчество – это процесс создания человеком объективно или субъективно качественного нового посредством специфических интеллектуальных процедур, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций или действий». (И.Я. Лернер)

Понятие творчество чаще всего связывается с понятием творческих способностей (возможностей) и рассматривается как личностная характеристика.  Многие исследователи определяют творчество через свойства личности, ее способности. Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой. [2, с. 116]

Хотя творчество существует столько же, сколько и само человечество, этот феномен последние пять столетий относили к изящным искусствам, приписывали только гению, чему-то необыкновенному.  С уверенностью можно сказать, что в основе научной деятельности, как и любой другой, лежат те же творческие способности, что и  художественной (творческой).

Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как творческий механизм, обеспечивающий появление творчества.

По мнению известного психолога Ильина, художественное творчество неразрывно связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей. Главными его особенностями являются:

– наглядно-образное мышление, которое преобладает над наглядно-действенным и абстрактно-логическим;

– эмоции, как проявление пикового переживания, воспринимаемого как очищение;

– художественное творчество отражается в форме общественного сознания – искусстве, а его продуктом является художественный образ, заключенный в каком-либо материальном объекте (скульптуре, литературе, картине и т. п.);

– очень часто художественное творчество не имеет практического значения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание;

– художественное творчество даёт возможность неоднозначного отражения людьми конкретного произведения, так как зависит от субъективного восприятия, развитого вкуса и т. д. [5, с. 193].

Наиболее благоприятным условием формирования и проявления способностей являются психологические особенности детей. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3.Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. [3, с. 68]

Школьный возраст является периодом, когда дети наиболее сильно впитывают, накапливают и усваивают полученные знания. Успешному осуществлению этой важной жизненной функции способствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. Некоторые из особенностей младших школьников в будущем исчезают, другие же во многом изменяют свое значение.  Следует обращать внимание на разную степень выраженности у отдельных детей той или иной черты.

Но бесспорно то, что выделенные особенности существенно влияют на познавательные возможности детей и обуславливают дальнейшее развитие. Ведь, ранние признаки способностей могут указывать на предпосылки подлинного таланта, поэтому это не должно оставлять равнодушными родителей и педагогов.

Творческие способности выражают внутренний мир «художника», который не только познаёт, но и представляет своё видение, своё понимание окружающего. В результате его деятельности представляется художественный образ в виде освоенной им действительности. Творческие способности следует развивать с самого раннего возраста. Их подавить могут множество факторов, таких как страх, неуверенность и депрессия.

Прежде всего, художественное творчество проявляется в виде обобщений, тех или иных жизненных явлений и в индивидуально неповторимости их воплощения. Художественный образ всегда создаётся на основе обобщения ранее виденного, слышанного, отбор в нем типичного и вместе с тем переработку всего этого материала на основе творческого воображения. Из этого следует, что в конечном итоге продуктивного художественного творчества важны его результат и сопутствующие ему процессы. [4, с. 95]

Психолог Н.Н. Поддъякова утверждает, что творчество детей носит глубоко индивидуальный характер – оно определяется особенностью личности ребенка, своеобразием нажитого опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален, и его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка.

Следует отметить ещё одну важную особенность детского творчества – оно всегда насыщенно яркими положительными эмоциями и благодаря этому привлекает внимание детей, которые признают радость первых своих «открытий», удовольствие от своих новых рисунков, построек и т.д. Эти эмоции становятся основой для развития острой потребности детей в том или ином виде творчества. [1, с. 45]

Таким образом,  детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством в развитии личности ребенка. Создание чего-то инновационного, нестандартного, ценного происходит в различных видах творческой деятельности, этому помогают художественно – творческие способности. Возможность воплощать идею, определяющую внутренний мир самого ребёнка и его эстетическое отношение к миру отражает основную цель развития художественно – творческих способностей.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что развитие творческих способностей детей является неотделимой частью общественной жизни. Творчество – это процесс деятельности человека, производящий качественно новые духовные и материальные ценности, где особую роль в процессе развития творческих способностей занимает деятельность учреждений дополнительного образования детей.

Список использованных источников

1. Барышева, Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т. А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб. : 2006. – 281 с. 

2. Бердяев, Н. Смысл творчества (опыт оправдания человека) / Н. Бердяев. ‒ М. : Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 2004. – 230 с.

3. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / В.А. Березина ‒ М., 1998 ‒ 147 с.

4. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии / В.В. Давыдов. – М. : Академия, 2006. ‒ 224 с.,

5. Теплов, Б.М. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Б.М. Теплов. – М., 2008. – 158 с.